2. Прогноз результатов эксперимента: Растения
В исследовании учёный измерял некоторые параметры развития стебля соломины пшеницы в фазе выхода в трубку в течение нескольких месяцев. Как в процессе развития растения изменились расстояния между узлами и количество узлов в стебле? Для каждой величины определите характер ее изменения:
- увеличилась,
- уменьшилась,
- не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Расстояние между узлами | Количество узлов в стебле |
|---|---|
В фазе выхода в трубку происходит интенсивный рост стебля — это активная стадия интеркалярного роста. При этом междоузлия удлиняются, то есть расстояния между узлами увеличиваются.
Количество узлов — это заложенное число метамерных единиц (узел + междоузлие) в побеге. В фазе выхода в трубку новые узлы обычно не формируются, следовательно, их количество остаётся неизменным.
Известно, что вода поднимается по растениям в результате работы двух «двигателей» — корневого давления и присасывающей силы листьев. Как изменяется величина осмотического давления в процессе транспирации в корневых волосках и устьицах? Для каждой величины определите характер ее изменения:
- увеличилась,
- уменьшилась,
- не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Давление в корневых волосках | Давление в устьицах |
|---|---|
Основная функция корневых волосков — всасывание воды из почвы за счёт осмоса. Внутри корневых клеток осмотическое давление всегда высокое (из-за солей и сахаров), чтобы тянуть воду. При транспирации (испарении воды листьями) осмотическое давление сохраняется на постоянном уровне, чтобы продолжать притягивать воду.
При активной транспирации (испарении воды листьями) клетки теряют воду, что ведёт к увеличению осмотического давления в клетках, окружающих устьица.
Экспериментатор поместил клетки картофеля в концентрированный раствор соли. Как при этом изменился объем вакуоли и тургорное давление в клетках? Для каждой величины определите характер ее изменения:
- увеличилась,
- уменьшилась,
- не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Объем вакуоли | Тургорное давление |
|---|---|
При помещении клеток в гипертонический раствор вода выходит из клетки — объём вакуоли уменьшается. Вслед за этим снижается тургорное давление, так как оно создаётся давлением цитоплазмы на оболочку при наличии достаточной воды.
Листья растения поместили в тёмное место на трое суток. Как при этом изменились содержание хлорофилла и интенсивность фотосинтеза? Для каждой величины определите характер ее изменения:
- увеличилась,
- уменьшилась,
- не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Хлорофилл | Фотосинтез |
|---|---|
В темноте растение перестаёт проводить фотосинтез, в хлоропластах начинает разрушаться хлорофилл, и сама активность фотосинтеза уменьшается, так как отсутствует главный источник энергии — свет.
Экспериментатор изучал влияние продолжительности светового дня на рост подсолнечника. Как изменились высота растения и диаметр стебля при увеличении светового дня? Для каждой величины определите характер ее изменения:
- увеличилась,
- уменьшилась,
- не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Высота растения | Диаметр стебля |
|---|---|
Удлинение светового дня усиливает фотосинтез, поэтому растение активно растёт в высоту и накапливает массу, увеличивая диаметр стебля.
Растения томата подвергали регулярной обрезке боковых побегов. Как изменились высота главного стебля и количество плодов на кусте? Для каждой величины определите характер ее изменения:
- увеличилась,
- уменьшилась,
- не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Высота стебля | Количество плодов |
|---|---|
Обрезка боковых побегов перенаправляет питательные вещества к основному стеблю и плодам, способствуя их развитию.