18. Экосистемы: закономерности: все задания
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
К естественным биогеоценозам относят
1) болото
2) дубраву
3) ельник
4) огород
5) пастбище
6) сад
1) Болото – природное сообщество, которое формируется естественным путем в условиях избыточного увлажнения.
2) Дубрава – естественный лес, состоящий преимущественно из дубов. Он формируется без целенаправленного вмешательства человека.
3) Ельник – естественный хвойный лес, где главной лесообразующей породой является ель. Такой лес существует благодаря природным процессам.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
В биоценозах грибы образуют микоризу с корнями
1) папоротника
2) хвоща
3) сосны
4) сфагнума
5) дуба
6) березы
Микориза (грибокорень) — это симбиоз гриба с корнями высших растений.
3) Сосна — хвойное дерево, типичный пример микоризного симбиоза.
5) Дуб — лиственное дерево, образует микоризу.
6) Береза — лиственное дерево, также образует микоризу.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для влажных тропических лесов характерно(-ен)
1) низкое плодородие почвы
2) хорошо выраженный кустарниковый ярус
3) преобладание вечнозеленых растений
4) низкое биоразнообразие
5) многообразие эпифитов
6) развитый подлесок
1) Низкое плодородие почвы — несмотря на буйную растительность, почвы влажных тропических лесов бедны гумусом, так как органические остатки быстро разлагаются и усваиваются растениями.
3) Преобладание вечнозеленых растений — в условиях постоянного теплого и влажного климата у растений нет необходимости сбрасывать листву.
5) Многообразие эпифитов — эпифиты (растения, растущие на других растениях) широко распространены в тропиках благодаря высокой влажности воздуха.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
К консументам в экосистеме относят
1) цианобактерий
2) бактерий гниения
3) паразитических насекомых
4) хищников
5) парнокопытных животных
6) бурые водоросли
Консументы — это гетеротрофные организмы, которые потребляют готовые органические вещества, поедая других живых существ (продуцентов или других консументов).
3) Паразитические насекомые — гетеротрофы, питаются за счет тканей или соков растений или животных-хозяев.
4) Хищники — типичные гетеротрофы, поедающие других животных.
5) Парнокопытные животные — травоядные (например, олени, коровы).
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для пресмыкающихся характерны
1) снабжение клеток внутренних органов тела артериальной кровью
2) размножение на суше
3) внутреннее оплодотворение
4) членистое тело
5) постоянная температура тела
6) прямое развитие
2) Размножение на суше — пресмыкающиеся — первые настоящие наземные позвоночные, они откладывают яйца на суше (в отличие от земноводных).
3) Внутреннее оплодотворение — оплодотворение у пресмыкающихся происходит внутри тела самки, что является необходимым условием для размножения на суше.
6) Прямое развитие — из яйца выходит молодое животное, похожее на взрослое (нет стадии личинки, как у земноводных).
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
К основным экологическим факторам, влияющим на демографические показатели в человеческой популяции, относят
1) массовые инфекционные заболевания
2) особенности местного климата
3) наличие пищевых ресурсов
4) загрязнение воздуха, воды, почвы
5) рост популяций хищных животных
6) сезонные колебания температур
1) Массовые инфекционные заболевания — эпидемии напрямую влияют на смертность и продолжительность жизни, что является ключевым демографическим показателем.
3) Наличие пищевых ресурсов — доступность пищи напрямую определяет уровень рождаемости, смертности и общее здоровье популяции.
4) Загрязнение воздуха, воды, почвы — загрязнение среды ведет к росту заболеваемости, генетическим нарушениям, повышению смертности и снижению рождаемости, что напрямую влияет на демографию.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Усиление парникового эффекта может повлечь
1) глобальное потепление
2) изменение видового состава экосистем, связанного с сокращением численности или вымиранием некоторых видов
3) похолодание мирового океана
4) затопление равнинных прибрежных территорий
5) повышение устойчивости экосистем
6) формирование ледников на полюсах Земли
1) Глобальное потепление — прямое и основное следствие парникового эффекта.
2) Изменение видового состава экосистем, связанное с сокращением численности или вымиранием некоторых видов — изменение климата нарушает сложившиеся связи в экосистемах, многие виды не успевают приспособиться.
4) Затопление равнинных прибрежных территорий — вызвано таянием ледников и тепловым расширением воды в океанах.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для мхов и папоротников характерно
1) размножение с помощью спор
2) наличие подвижных гамет – сперматозоидов
3) формирование заростк
4) развитие с чередованием поколений
5) наличие корней
6) преобладание спорофита в жизненном цикле
1) Размножение с помощью спор — и мхи, и папоротники относятся к высшим споровым растениям.
2) Наличие подвижных гамет – сперматозоидов — для оплодотворения им необходима вода, так как сперматозоиды подвижны и плывут к яйцеклетке.
4) Развитие с чередованием поколений — в жизненном цикле чередуются спорофит (бесполое поколение) и гаметофит (половое поколение).
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Дубраву как устойчивую экосистему характеризуют
1) большое видовое разнообразие организмов
2) разветвленные сети питания
3) необходимость в дополнительных источниках энергии
4) сбалансированный круговорот веществ
5) преобладание редуцентов
6) сезонные изменения температуры и влажности
1) Большое видовое разнообразие организмов — один из главных признаков устойчивости экосистемы, так как обеспечивает множество связей и дублирование функций.
2) Разветвленные сети питания — сложные пищевые сети делают экосистему более стабильной, так как исчезновение одного вида может быть компенсировано другими.
4) Сбалансированный круговорот веществ — устойчивость экосистемы напрямую зависит от замкнутого круговорота веществ, при котором элементы возвращаются в цикл.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
К продуцентам биоценозов относят
1) гриб-пеницилл
2) молочнокислую бактерию
3) березу повислую
4) белую планарию
5) серобактерию
6) верблюжью колючку
Продуценты — это автотрофные организмы, создающие органические вещества из неорганических в процессе фото- или хемосинтеза.
3) Березу повислую — типичный автотроф, продуцент (фотосинтез).
5) Серобактерию — хемосинтезирующая бактерия, продуцент (окисляет сероводород для получения энергии).
6) Верблюжью колючку — автотрофное растение, продуцент (фотосинтез).
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Конкурентные отношения в экосистемах могут устанавливаться между
1) стрижами и утками
2) лосями и волками
3) волками и лисицами
4) щуками и окунями
5) елями и березами
6) березами и подберезовиками
Конкуренция — это тип взаимоотношений, при котором организмы соперничают за одни и те же ресурсы: пищу, территорию, свет, воду и т. д. Конкуренция возникает между видами со сходными потребностями.
3) Волками и лисицами — хищники могут конкурировать за общую добычу (грызунов, зайцев).
4) Щуками и окунями — оба вида — хищные рыбы, конкурирующие за пищу (мелкую рыбу).
5) Елями и березами — деревья конкурируют за ресурсы: свет, воду, минеральные вещества почвы.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Примерами деструктивной (разрушающей) функции живого вещества биосферы являются
1) воздействие кислот, выделяемых лишайниками, на горную породу
2) минерализация органических веществ редуцентами
3) поражение организма болезнетворными бактериями
4) разложение детрита гнилостными бактериями
5) поедание насекомых птицами
6) распространение червей-паразитов
Деструктивная функция живого вещества в биосфере — это разрушение (деструкция) органических и неорганических веществ. К ней относятся процессы минерализации, выветривания горных пород и разложения.
1) Воздействие кислот, выделяемых лишайниками, на горную породу — пример биологического выветривания, то есть разрушения горных пород.
2) Минерализация органических веществ редуцентами — прямая деструкция: разложение сложных органических веществ до простых неорганических (CO₂, H₂O, NH₃).
4) Разложение детрита гнилостными бактериями — также процесс деструкции органических остатков.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Укажите консументов в экосистеме.
1) растения-паразиты
2) паукообразные
3) древесные растения
4) насекомые
5) хемосинтезирующие бактерии
6) цианобактерии
1) Растения-паразиты — являются гетеротрофами (консументами), так как питаются за счет растения-хозяина.
2) Паукообразные — типичные консументы (в основном хищники).
4) Насекомые — большинство насекомых — консументы (травоядные, хищники, паразиты).
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Примерами энергетической функции живого вещества биосферы являются
1) использование энергии приливов и отливов
2) выделение световой энергии во время грозы
3) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
4) преобразование энергии окисления неорганических веществ в энергию АТФ
5) использование геотермальной энергии
6) преобразование энергии в темновой фазе фотосинтеза
Энергетическая функция живого вещества в биосфере — это способность живых организмов аккумулировать и преобразовывать энергию (прежде всего, солнечную) в энергию химических связей органических веществ, обеспечивая тем самым энергетический поток в биосфере.
3) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ — основа энергетической функции, осуществляемая в процессе фотосинтеза (световая фаза).
4) Преобразование энергии окисления неорганических веществ в энергию АТФ — хемосинтез, другой способ аккумуляции энергии живым веществом.
6) Преобразование энергии в темновой фазе фотосинтеза — продолжение процесса аккумуляции солнечной энергии, в ходе которой энергия АТФ запасается в виде глюкозы.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для сохранения биоразнообразия необходимо
1) проводить селекцию высокоурожайных сортов растений
2) проводить распашку целинных земель
3) уничтожать хищных животных
4) создавать заповедники
5) организовывать национальные парки
6) сохранять природные ландшафты
4) Создавать заповедники — одна из самых эффективных мер строгой охраны экосистем и видов в их естественной среде.
5) Организовывать национальные парки — также форма охраняемых природных территорий, совмещающая защиту экосистем с рекреацией и просвещением.
6) Сохранять природные ландшафты — сохранение целостных природных комплексов — основа поддержания биоразнообразия.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Испарение воды растениями (транспирация)
1) уменьшается в ветреную солнечную погоду
2) способствует транспорту воды от корня
3) угнетает процесс фотосинтеза
4) обеспечивает терморегуляцию
5) происходит с одинаковой интенсивностью в течение суток
6) регулируется открыванием и закрыванием устьиц
2) Способствует транспорту воды от корня — испарение воды с поверхности листьев создает в сосудах транспирационный ток, который поднимает воду и минеральные вещества от корней к листьям.
4) Обеспечивает терморегуляцию — при испарении вода поглощает тепло, охлаждая листья и защищая растение от перегрева.
6) Регулируется открыванием и закрыванием устьиц — устьица — это основные структуры, через которые происходит испарение. Растение регулирует интенсивность транспирации, изменяя ширину устьичной щели.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
К абиотическим компонентам биогеоценоза относят
1) климатические условия
2) консументов I порядка
3) неорганические вещества почвы
4) влажность воздуха
5) продуцентов
6) редуцентов
Абиотические компоненты экосистемы (биогеоценоза) — это факторы неживой природы: климат, почва, вода, свет, температура и др.
1) Климатические условия — типичный абиотический фактор.
3) Неорганические вещества почвы — компонент неживой природы.
4) Влажность воздуха — важный абиотический фактор.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
В экосистемах отношения «хищник – жертва» устанавливаются между
1) мхом и ягелем
2) росянкой и насекомым
3) соколом и перепелом
4) ужом и лягушкой
5) лягушкой и жабой
6) слизнем и прудовиком
2) Росянкой и насекомым — росянка — растение-хищник, насекомое — ее жертва.
3) Соколом и перепелом — сокол (хищник) ловит и поедает перепела (жертва).
4) Ужом и лягушкой — уж (хищник) поедает лягушку (жертва).
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
В экосистемах автотрофные организмы, в отличие от гетеротрофных,
1) составляют первый трофический уровень
2) используют органические вещества, в качестве источника углерода
3) синтезируют органические вещества из неорганических
4) потребляют глюкозу и белки с целью получения строительного материала для собственного организма
5) используют органические вещества в процессе дыхания
6) фиксируют углекислый газ
Автотрофы (продуценты) — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Гетеротрофы (консументы, редуценты) — потребляют готовые органические вещества.
1) Составляют первый трофический уровень — автотрофы — основа любой цепи питания, они находятся на первом трофическом уровне.
3) Синтезируют органические вещества из неорганических — главное отличие автотрофов (фотосинтез, хемосинтез).
6) Фиксируют углекислый газ — автотрофы поглощают CO₂ из атмосферы и включают его в состав органических молекул.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
К редуцентам в экосистеме относят
1) автотрофные организмы
2) бактерии-сапротрофы
3) грибы-паразиты
4) организмы, минерализующие органические остатки
5) плесневые грибы
6) фотосинтезирующие бактерии
Редуценты (деструкторы) — это организмы, которые разлагают мертвое органическое вещество (детрит) до неорганических соединений, возвращая элементы в круговорот.
2) Бактерии-сапротрофы — питаются мертвым органическим веществом, разлагая его.
4) Организмы, минерализующие органические остатки — прямое определение редуцентов.
5) Плесневые грибы — сапротрофные грибы, разлагающие органику.