25. Причинно-следственные связи социальных объектов и процессов: #176301
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость разграничения полномочий между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие вопросы находятся в совместном ведении федерального центра и субъекта? (Назовите любые три вопроса.)
3) В качестве примеров приведите по одному факту из российской действительности, иллюстрирующему участие федерального центра и субъекта Федерации в решении каждого из указанных в пункте 2) вопросов. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
1) Разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ необходимо для обеспечения эффективного управления страной с учётом её масштабов и разнообразия регионов. Федеральный центр отвечает за вопросы, имеющие общенациональное значение (оборона, внешняя политика, денежная система), что обеспечивает единство и целостность государства. В то же время субъекты Федерации обладают полномочиями в решении местных вопросов (образование, здравоохранение, транспорт), что позволяет учитывать специфику регионов и повышать качество управления. Такое разделение полномочий способствует балансу между централизацией и децентрализацией, что важно для устойчивого развития страны.
2) Вопросы, находящиеся в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ:
А) Образование (организация и финансирование образовательных учреждений).
Б) Здравоохранение (развитие системы медицинской помощи).
В) Охрана окружающей среды (реализация экологических программ).
3) Примеры участия федерального центра и субъекта РФ в решении вопросов совместного ведения:
А) Образование: в Республике Татарстан федеральный центр и региональные власти совместно реализуют программу по строительству новых школ в рамках нацпроекта «Образование». Федеральный центр выделяет финансирование, а регион обеспечивает земельные участки, проектирование и строительство. Например, в Казани была построена современная школа с инновационными классами, что позволило увеличить доступность качественного образования для детей.
Б) Здравоохранение: в Тульской области федеральный центр и региональные власти совместно работают над модернизацией системы здравоохранения. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» в Туле был открыт новый перинатальный центр, оснащённый современным оборудованием. Федеральные средства были направлены на закупку медицинской техники, а регион обеспечил строительство и сотрудников. Это позволило улучшить качество медицинской помощи для матерей и новорождённых.
В) Охрана окружающей среды: в Красноярском крае федеральный центр и региональные власти совместно реализуют программу по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Федеральные средства направляются на модернизацию промышленных предприятий, а регион занимается мониторингом экологической ситуации и информированием населения. Например, на Красноярском алюминиевом заводе были установлены новые фильтры, что значительно снизило уровень загрязнения воздуха в городе.