Основное противоречие, характерное для современного молодёжного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодёжь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодёжи намного выше, чем в старших возрастах.
Высокий уровень безработицы среди молодёжи приводит к её изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.
Безработица среди молодёжи имеет свои специфические черты: по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте; наиболее распространена так называемая поисковая (или фрикционная) безработица. Если фрикционная безработица среди молодёжи выступает естественным, а зачастую и полезным для её самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта…
Если кризисные явления затягиваются, молодёжная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период… Безработица не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения.
(Е. И. Беглова)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите две возможные меры, необходимые для решения проблемы молодёжной безработицы, и поясните значение каждой из них.
1) Развитие программ профессионального обучения и переподготовки.
Одной из ключевых мер для решения проблемы молодёжной безработицы является создание и поддержка программ профессионального обучения и переподготовки. Многие молодые люди не имеют достаточного опыта или квалификации, чтобы конкурировать на рынке труда. Государство и частные компании могут организовать курсы, стажировки и программы обучения, которые помогут молодым людям приобрести востребованные навыки. Например, в IT-сфере, где наблюдается высокий спрос на специалистов, можно внедрить программы обучения программированию, цифровому маркетингу или анализу данных. Это позволит молодым людям адаптироваться к требованиям рынка труда и снизит уровень структурной безработицы.
2) Создание молодёжных центров занятости и поддержки предпринимательства.
Для снижения уровня молодёжной безработицы важно создать специализированные центры занятости, которые будут оказывать помощь в поиске работы, консультировать по вопросам карьеры и предоставлять информацию о вакансиях. Кроме того, такие центры могут поддерживать молодых предпринимателей, предлагая им гранты, льготные кредиты или обучение основам бизнеса. Например, в некоторых странах успешно работают программы, которые помогают молодым людям открыть собственное дело в сфере малого бизнеса. Это не только снижает уровень безработицы, но и способствует развитию экономики, создавая новые рабочие места. Такая мера особенно важна для регионов с высоким уровнем безработицы.