ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

20. Анализ источников: аргументы: #175638

Задание #175638
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д. С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».

Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д. и т. п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.

Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т. д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.

Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.

(В. Ж. Келле)

Приведите по одному примеру произведений народной, массовой и элитарной культуры. В каждом случае поясните, почему это произведение относится к данному виду культуры. (Сначала называйте вид культуры, затем приводите соответствующий пример и пояснение.)

1) Народная культура.
Пример: русские народные сказки, такие как «Колобок» или «Царевна-лягушка».
Пояснение: эти произведения создавались и передавались из поколения в поколение устно, отражая традиции, верования и мудрость народа. Они не имеют конкретного автора и являются частью коллективного творчества, что характерно для народной культуры.
2) Массовая культура.
Пример: фильмы из серии «Мстители» (Marvel Cinematic Universe).
Пояснение: эти фильмы создаются для широкой аудитории, их основная цель – развлечение и коммерческий успех. Они доступны для понимания большинству зрителей, распространяются через массовые каналы (кинотеатры, стриминговые платформы) и отражают популярные тренды, что характерно для массовой культуры.
3) Элитарная культура.
Пример: опера «Травиата» Джузеппе Верди.
Пояснение: это произведение создано для узкого круга ценителей, обладающих определённым уровнем образования и культурного опыта. Оно требует глубокого понимания музыкального искусства и часто исполняется в специализированных залах, таких как оперные театры, что характерно для элитарной культуры.

Показать
Очки опыта 20