Понятие политической системы наряду с понятием политической власти является сегодня одним из центральных в политологии. Единого определения, как и другие понятия, оно не имеет. И это объяснимо: многообразие представлений о политике не может не породить многообразия представлений обо всём, что с ней связано. Термин «политическая система» состоит из двух слов, и его содержание определяется применением понятия системы к сфере политического. Где начинается и где заканчивается политическое? Где та граница, которая разделяет политические и неполитические явления: деятельность, власть, процессы, системы?
Не вызывает сомнения, что всё политическое так или иначе связано с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим только тогда, когда он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то добивается от государства. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.
Но столь же очевидно, что не всё государственное является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений, имеют явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т. е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоёв или больших социальных групп. Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы не относим к политике. Это государственное управление в интересах всего общества. Не принято относить к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования, дорожного движения и многое другое. Только там, где с помощью государства происходит согласование интересов различных социальных групп или посредством государства реализуются интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. В государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое) управление.
(О. Ф. Шабров)
Автор не относит к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования. Используя обществоведческие знания и факты, выскажите два предположения о том, в каких ситуациях эти вопросы могут стать политическими. Объясните свои предположения. (В каждом случае сначала выскажите предположение, а затем приведите объяснение. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Предположение: вопросы здравоохранения могут стать политическими в ситуации, когда государство принимает решения о распределении ресурсов между различными регионами или социальными группами.
Объяснение: если одни регионы или группы населения получают больше финансирования на медицинские услуги, а другие остаются без должной поддержки, это может вызвать социальное напряжение и политические дискуссии. Например, неравный доступ к вакцинам во время пандемии может стать предметом политической борьбы и обсуждения в парламенте.
2) Предположение: вопросы народного образования могут стать политическими, когда государство вводит реформы, затрагивающие интересы различных социальных групп.
Объяснение: введение новых образовательных стандартов или сокращение финансирования школ может вызвать протесты со стороны педагогов и родителей, что превращает эти вопросы в политические. Политические партии могут использовать такие реформы для привлечения электората, выступая за или против изменений, что делает образование предметом политической борьбы.