Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.
Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей.
(По С. А. Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю. Савиновой)
Проиллюстрируйте примерами роль образования в выборе профессии, в социальной мобильности, в формировании мировоззрения личности. (В каждом случае сначала укажите позицию из условия задания, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Роль образования в выборе профессии.
Образование помогает человеку получить знания и навыки, необходимые для выбора и освоения профессии. Например, выпускник школы, который интересуется программированием, поступает в университет на факультет информационных технологий. В процессе обучения он осваивает языки программирования, участвует в проектах и стажировках, что позволяет ему стать востребованным специалистом в IT-сфере.
2) Роль образования в социальной мобильности.
Образование является важным инструментом для повышения социального статуса. Например, человек из малообеспеченной семьи, получив качественное образование в университете, может устроиться на высокооплачиваемую работу и улучшить своё материальное положение. Это позволяет ему перейти в более высокую социальную группу.
3) Роль образования в формировании мировоззрения личности.
Образование формирует у человека систему взглядов на мир, общество и себя самого. Например, изучение истории, философии и литературы в школе и университете помогает ученику понять ценности гуманизма, толерантности и социальной справедливости. Это способствует формированию у него критического мышления и осознанной гражданской позиции.