ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

19. Анализ источников: примеры: #174739

Задание #174739
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп…

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) или существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемые действия; запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип «запрещено всё, что не приказано (дозволено)», в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: «разрешено всё, что не запрещено законом».

Для правовых норм характерны письменное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, чёткое и однозначное описание вариантов либо границ поведения, наличие ясно обозначенной санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением.

В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо), во-вторых, в связи с этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т. д.

Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в уголовном порядке. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка могут не совпадать. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными ориентирами субкультур, не совпадающими с общепринятыми правовыми и моральными нормами.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, так как существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и т. д.).

(По Л. С. Башировой)

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих эффективность морали в противодействии и профилактике совершения правонарушений. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Мораль формирует внутренние ограничители поведения.
Моральные нормы, такие как совесть, честь и чувство долга, действуют через внутренние психологические механизмы, что делает их более устойчивыми и глубокими, чем внешние правовые запреты. Например, человек, воспитанный в духе уважения к чужой собственности, вряд ли совершит кражу, даже если будет уверен, что его не поймают. Это снижает вероятность правонарушений на уровне личного выбора.
2) Мораль способствует формированию общественного осуждения.
Моральные нормы поддерживаются общественным мнением, которое осуждает аморальные поступки. Например, в обществе, где воровство считается позорным, человек, совершивший кражу, столкнётся не только с юридическим наказанием, но и с социальной изоляцией. Это создаёт дополнительный барьер для совершения правонарушений, так как люди стремятся избежать осуждения со стороны окружающих.
3) Мораль воспитывает уважение к закону.
Моральные принципы, такие как справедливость и уважение к правам других, часто совпадают с правовыми нормами. Например, человек, который считает, что причинять вред другим несправедливо, с большей вероятностью будет соблюдать законы, запрещающие насилие. Таким образом, мораль укрепляет правосознание и способствует добровольному соблюдению законов, что снижает потребность в принудительном правовом регулировании.

Показать
Очки опыта 20