В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д. С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».
Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д. и т. п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.
Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т. д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.
Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.
(В. Ж. Келле)
Опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите характеристики следующих функций культуры: 1) функции социализации; 2) познавательной функции; 3) досуговой функции. (Сначала указывайте функцию, затем – приводите её характеристику.)
1) Функция социализации.
Культура играет ключевую роль в процессе социализации, то есть усвоения индивидом норм, ценностей, знаний и навыков, необходимых для жизни в обществе. Через культуру человек учится взаимодействовать с другими, понимать социальные роли и адаптироваться к общественным требованиям. Например, традиции, обычаи, язык и образование передаются из поколения в поколение, формируя личность и её мировоззрение. Благодаря культуре человек становится частью общества и учится жить в нём.
2) Познавательная функция.
Культура обеспечивает накопление, сохранение и передачу знаний, опыта и информации. Она помогает человеку познавать мир, понимать его законы и явления. Например, наука, искусство, литература и образование являются важными элементами культуры, которые расширяют кругозор человека, развивают его интеллект и способствуют прогрессу общества. Познавательная функция культуры позволяет людям не только сохранять уже накопленные знания, но и открывать новое.
3) Досуговая функция.
Культура предоставляет возможности для отдыха, развлечения и творческого самовыражения. Досуговая функция культуры проявляется в различных формах: кино, театр, музыка, спорт, праздники и другие виды деятельности, которые помогают людям расслабиться, получить удовольствие и восстановить силы. Например, посещение концертов, музеев или участие в народных праздниках не только развлекают, но и обогащают духовно, способствуя эмоциональной разгрузке и улучшению качества жизни.