ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

19. Анализ источников: примеры: #174653

Задание #174653
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Термин «структура» в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношений между ними. Структура не позволяет обществу превратиться в хаотическую смесь различных составных частей. Под социальной структурой обычно понимается устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. При этом основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие определённые социальные функции (роли), а также различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.
Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, группы, слои и т. д., указывая на положение людей относительно друг друга. Каждый из элементов социальной структуры в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

В социологии различают два основных уровня структурной организации: макро- и микроструктуру. Микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа при этом являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы. Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоёв, этнических групп, социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.

Элементы социально-демографической структуры – это социальные категории людей, различающихся демографическими признаками (пол, возраст, брачно-семейный статус). Эти признаки имеют социальное значение, поскольку существуют объективные различия в социальном положении мужчин и женщин, молодёжи и лиц старшего поколения и т. д.

Можно также выделить территориальную структуру общества, включающую в себя основные типы поселений (город, село, агломерацию и т. д.) и социально-этническую структуру. Последняя включает такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, нация. Вопрос о структуре общества – это, по существу, вопрос о том, каково само это общество.

Социальные группы занимают различные места в системе социального неравенства данного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа).

(По Г. Н. Нурышеву, Д. С. Бразевичу)

Назовите любые три из приведённых в тексте критериев определения места социальной группы в системе социального неравенства. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры, иллюстрирующие социальную дифференциацию на основе каждого из них. (В каждом случае сначала назовите критерий, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на влияние критерия на место группы в системе социального неравенства.)

1) Собственность.
Собственность является одним из ключевых критериев социального неравенства. Обладание материальными ресурсами, такими как недвижимость, земля или капитал, определяет положение группы в обществе. Например, в современной России владельцы крупных предприятий или бизнесмены занимают высшие позиции в социальной иерархии благодаря своему богатству. Их доступ к ресурсам позволяет им влиять на экономику и политику, что подчёркивает их привилегированное положение по сравнению с группами, не обладающими значительной собственностью, например, с работниками наёмного труда.
2) Власть.
Власть как критерий социального неравенства отражает способность группы влиять на принятие решений в обществе. Например, политическая элита, включая высших чиновников и депутатов Государственной Думы РФ, обладает значительной властью, что позволяет ей определять направления развития страны и распределять ресурсы. Влияние этой группы на общество значительно выше, чем у рядовых граждан, которые не имеют прямого доступа к механизмам власти. Это создаёт неравенство в возможностях влиять на общественные процессы.
3) Доход.
Доход является важным критерием, определяющим место группы в социальной иерархии. Например, в России врачи и учителя, несмотря на важность их профессий, часто получают относительно низкие зарплаты, что ограничивает их доступ к качественному жилью, образованию и медицинским услугам. В то же время представители IT-сектора, такие как программисты или руководители технологических компаний, имеют высокие доходы, что позволяет им жить в комфортных условиях и обеспечивать своим детям лучшее образование. Это подчёркивает разницу в социальном положении между группами с разным уровнем дохода.

Показать
Очки опыта 20