Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.
На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.
Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.
Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.
(В. А. Куренной)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры воздействия науки на любые три социальных института. (Сначала называйте социальный институт, затем приводите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Социальный институт: образование.
Пример: научные открытия в области педагогики и психологии привели к разработке новых методов обучения, таких как интерактивные технологии, онлайн-курсы и индивидуальный подход к ученикам. Например, использование цифровых платформ (таких как Zoom или Google Classroom) во время пандемии COVID-19 стало возможным благодаря достижениям в области информационных технологий и педагогической науки.
2) Социальный институт: медицина.
Пример: научные исследования в области биологии и медицины привели к созданию вакцин, таких как вакцина от COVID-19 (например, Pfizer или Moderna). Это позволило снизить уровень заболеваемости и смертности, а также повлияло на восстановление экономики и социальной жизни после пандемии.
3) Социальный институт: экономика.
Пример: развитие экономической науки и внедрение новых технологий (например, блокчейн, искусственный интеллект) привели к появлению криптовалют, таких как Bitcoin. Это изменило финансовую систему, создав новые возможности для инвестиций и платежей, а также повлияло на регулирование финансовых рынков.