Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.
Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей.
(По С. А. Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю. Савиновой)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков образования. Объясните, почему распространение электронных устройств и развитие СМИ вынуждает менять технологии школьного обучения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Три основных признака образования:
1) систематичность – образование предполагает последовательное и структурированное усвоение знаний, умений и навыков, что позволяет формировать целостное понимание мира;
2) целенаправленность – образование направлено на достижение определённых целей, таких как развитие личности, подготовка к профессиональной деятельности и социализация;
3) преемственность – образование строится на основе преемственности знаний, где каждый этап обучения опирается на предыдущий, обеспечивая постепенное усложнение материала.
Распространение электронных устройств и развитие СМИ приводят к тому, что дети с раннего возраста получают огромное количество информации из различных источников (интернет, телевидение, социальные сети). Однако эта информация часто носит бессистемный, фрагментарный и недостоверный характер, что затрудняет её усвоение и критическое осмысление. В таких условиях традиционные методы обучения, основанные на передаче знаний через книги и лекции, становятся менее эффективными. Учителя вынуждены адаптироваться, используя современные технологии (компьютеры, мультимедиа, интерактивные методы), чтобы привлечь внимание учащихся, научить их критически оценивать информацию и работать с её большими объёмами. Это позволяет сделать обучение более увлекательным и соответствующим реалиям современного информационного общества.