Основное противоречие, характерное для современного молодёжного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодёжь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодёжи намного выше, чем в старших возрастах.
Высокий уровень безработицы среди молодёжи приводит к её изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.
Безработица среди молодёжи имеет свои специфические черты: по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте; наиболее распространена так называемая поисковая (или фрикционная) безработица. Если фрикционная безработица среди молодёжи выступает естественным, а зачастую и полезным для её самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта…
Если кризисные явления затягиваются, молодёжная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период… Безработица не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения.
(Е. И. Беглова)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков молодёжной безработицы как социально-экономического явления. Объясните связь рассмотренной автором роли молодёжной безработицы с её влиянием на общество и экономику. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Основные признаки молодёжной безработицы как социально-экономического явления:
1) Уровень безработицы среди молодёжи значительно выше, чем среди старших возрастных групп, что связано с отсутствием опыта и высокими требованиями к оплате труда.
2) Молодёжная безработица обычно короче по продолжительности, но чаще повторяется, особенно в форме фрикционной безработицы, связанной с поиском работы.
3) Безработица среди молодёжи чаще затрагивает определённые группы, такие как жители экономически слабых регионов, лица с низким уровнем образования и без профессиональной подготовки.
Автор подчёркивает, что высокий уровень безработицы среди молодёжи может привести к формированию «потерянного поколения» – людей без опыта работы, навыков и мотивации к труду. Это создаёт угрозу для общества, так как усиливает социальную изоляцию, преступность, наркоманию и насилие. С экономической точки зрения, молодёжная безработица замедляет воспроизводство рабочей силы и может стать препятствием для экономического роста в будущем. В условиях кризиса молодёжь, не имеющая опыта, становится наиболее уязвимой, что может привести к хронической безработице и потере квалификации. Молодёжная безработица является серьёзной проблемой, требующей активного вмешательства государства для предотвращения её негативных последствий.