ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

18. Анализ источников: ключевые понятия: #174032

Задание #174032
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д. С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».

Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д. и т. п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.

Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т. д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.

Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.

(В. Ж. Келле)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков понятия «массовая культура». Объясните значение сочетания «субъект культуры» в контексте человеческой деятельности. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки понятия «массовая культура»:
1) доступность и распространённость — массовая культура ориентирована на широкую аудиторию и легко распространяется через средства массовой информации, что делает её доступной для большинства людей;
2) коммерциализация — массовая культура часто создаётся с целью получения прибыли, что влияет на её содержание и форму, делая её ориентированной на массовые вкусы и предпочтения;
3) упрощённость и стандартизация — массовая культура характеризуется простотой форм, понятностью содержания и стандартизированными сюжетами, что позволяет ей быстро усваиваться и восприниматься широкой аудиторией.
Автор подчёркивает, что субъект культуры – это человек, который способен воспринимать, творить и жить в создаваемой культурой среде. Это означает, что человек не только является потребителем культурных ценностей, но и активно участвует в их создании, преобразовании и передаче. Субъект культуры выступает как носитель и создатель культурных норм, традиций и инноваций, что делает его ключевым элементом в процессе развития и сохранения культуры. Таким образом, сочетание «субъект культуры» подчёркивает активную роль человека в формировании и поддержании культурной среды, в которой он существует.

Показать
Очки опыта 20