ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

18. Анализ источников: ключевые понятия: #174008

Задание #174008
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.

На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.

Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.

Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

(В. А. Куренной)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков понятия «мировоззрение» как системы взглядов, оценок, норм и установок человека. Объясните обозначенную автором связь между наукой и мировоззрением человека. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки понятия «мировоззрение» как системы взглядов, оценок, норм и установок человека:
1) целостность — мировоззрение представляет собой систему взаимосвязанных взглядов, которые формируют общее представление человека о мире, его месте в нём и смысле жизни;
2) нормативно-ценностный характер — мировоззрение включает в себя нормы, ценности и установки, которые определяют поведение человека, его отношение к окружающей действительности и к другим людям;
3) историческая и социальная обусловленность — мировоззрение формируется под влиянием культурных, социальных и исторических условий, в которых живёт человек, и может изменяться с течением времени.
Автор подчёркивает, что наука играет ключевую роль в формировании мировоззрения современного человека, так как она определяет общую картину мира и задаёт понимание действительности, которое влияет на социальные, политические и экономические стратегии. Научная картина мира, основанная на универсальных закономерностях и идеальных моделях, становится основой для восприятия реальности. Однако автор также отмечает, что наука нуждается в критической инстанции, которая предотвращает её застывание и сохраняет место для других способов познания. Таким образом, наука не только формирует мировоззрение, но и требует постоянного переосмысления и адаптации к изменяющимся условиям, что делает её динамичным элементом культуры.

Показать
Очки опыта 20