Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.
На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.
Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.
Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.
(В. А. Куренной)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков понятия «мировоззрение» как системы взглядов, оценок, норм и установок человека. Объясните обозначенную автором связь между наукой и мировоззрением человека. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Основные признаки понятия «мировоззрение» как системы взглядов, оценок, норм и установок человека:
1) целостность — мировоззрение представляет собой систему взаимосвязанных взглядов, которые формируют общее представление человека о мире, его месте в нём и смысле жизни;
2) нормативно-ценностный характер — мировоззрение включает в себя нормы, ценности и установки, которые определяют поведение человека, его отношение к окружающей действительности и к другим людям;
3) историческая и социальная обусловленность — мировоззрение формируется под влиянием культурных, социальных и исторических условий, в которых живёт человек, и может изменяться с течением времени.
Автор подчёркивает, что наука играет ключевую роль в формировании мировоззрения современного человека, так как она определяет общую картину мира и задаёт понимание действительности, которое влияет на социальные, политические и экономические стратегии. Научная картина мира, основанная на универсальных закономерностях и идеальных моделях, становится основой для восприятия реальности. Однако автор также отмечает, что наука нуждается в критической инстанции, которая предотвращает её застывание и сохраняет место для других способов познания. Таким образом, наука не только формирует мировоззрение, но и требует постоянного переосмысления и адаптации к изменяющимся условиям, что делает её динамичным элементом культуры.