Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.
Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей.
(По С. А. Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю. Савиновой)
Как в тексте охарактеризована роль учителя в недалеком прошлом? Как, по мнению авторов, изменения информационной внутрисемейной среды и общества в целом, влияют на детей? Какие факторы, связанные с процессом передачи и содержанием информации, по мнению авторов, влияют на формирование искаженной картины мира в детском сознании? (Укажите два фактора).
В недалёком прошлом учитель был основным и подчас единственным источником информации для детей. Он играл ключевую роль в передаче знаний и формировании мировоззрения учащихся, так как альтернативные источники информации (например, телевидение, интернет) были менее доступны или отсутствовали.
Авторы указывают, что изменения информационной среды приводят к тому, что дети быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний. Однако этот процесс носит стихийный и бессистемный характер, так как дети получают информацию из множества источников (телевидение, интернет, фильмы), которые не всегда соответствуют их возрасту и уровню развития.
Два фактора, связанных с процессом передачи и содержанием информации, которые, по мнению авторов, влияют на формирование искажённой картины мира в детском сознании:
1) бессистемный и фрагментарный характер информации – информация, которую получают дети, часто поступает в разрозненном виде, без логической связи и систематизации, что затрудняет её понимание и усвоение;
2) противоречивость и недостоверность информации – дети сталкиваются с противоречивыми и недостоверными данными, которые могут искажать их представления о мире, так как они ещё не способны критически оценивать поступающую информацию.