Важнейшим свойством и признаком всякого федеративного государства является разделение власти между федерацией и её субъектами, существование наряду с государственной властью федерального уровня также уровня государственной власти субъектов федерации. Единая государственная власть, носителем которой является весь народ, в федеративном государстве делится по вертикали между двумя разноуровневыми системами органов государственной власти. <…>
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами предполагает наличие на каждом уровне власти (федеральном и субъектов) своих институтов, правового обеспечения их деятельности, а также определённых финансовых средств, необходимых для осуществления стоящих перед ними задач.
При этом важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и её субъектами является нахождение оптимальной модели взаимодействия разных уровней государственной власти, некоего их баланса, обеспечивающего должное качество управления общественными процессами.
Наличие дисбаланса между уровнями государственной власти всегда опасно для государства. Так, чрезмерное усиление функций федеральной власти ведёт к излишней централизации, игнорированию интересов субъектов федерации. Ответной реакцией на унитаризацию федерации всегда является рост протестных настроений, сепаратистских стремлений не только региональных политических элит, но и значительной части населения регионов. Дисбаланс же в пользу субъектов федерации ведёт к неизбежному ослаблению единства государства, игнорированию общенациональных интересов региональными элитами, стремлению регионов к обретению суверенитета.
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве реализуется лишь в том случае, если оно соответствующим образом обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, наличием реального разграничения их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями. <…>
Политические реалии свидетельствуют о наличии таких сфер, где требуются сотрудничество и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определённых социально значимых функций. Для этих целей используются различные модели «кооперативного» федерализма.
(По К. Б. Толкачёву)
В каком случае реализуется разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве? К каким негативным последствиям может привести значительное усиление функций федеральной власти? (Ответы на оба вопроса даются только с опорой на текст.) Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами реализуется в том случае, если оно обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, реальным разграничением их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями.
Чрезмерное усиление функций федеральной власти может привести к:
1) излишней централизации и игнорированию интересов субъектов федерации;
2) росту протестных настроений и сепаратистских стремлений как среди региональных политических элит, так и среди значительной части населения регионов.
Государство – это политическая организация общества, обладающая суверенитетом, то есть верховной властью на определённой территории. Оно выполняет функции управления, поддержания порядка, защиты своих граждан и обеспечения их прав. Государство имеет аппарат принуждения (полиция, армия, суды) и устанавливает законы, обязательные для всех граждан. Оно также может быть формой объединения различных территориальных единиц (например, федеративное государство).