В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп…
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) или существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемые действия; запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип «запрещено всё, что не приказано (дозволено)», в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: «разрешено всё, что не запрещено законом».
Для правовых норм характерны письменное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, чёткое и однозначное описание вариантов либо границ поведения, наличие ясно обозначенной санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением.
В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо), во-вторых, в связи с этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т. д.
Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в уголовном порядке. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка могут не совпадать. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными ориентирами субкультур, не совпадающими с общепринятыми правовыми и моральными нормами.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, так как существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и т. д.).
(По Л. С. Башировой)
Какие три способа регулирования свойственны всем социальным нормам? Какой новый принцип общественной жизни утверждается в современных условиях? Что следует выделить в качестве базового критерия оценки того или иного поведенческого акта? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
Три способа регулирования, свойственные всем социальным нормам:
1) дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны;
2) предписание – указание на требуемые действия;
3) запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
В современных условиях утверждается принцип: «разрешено всё, что не запрещено законом».
В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности, такие как свобода, справедливость, права человека и т. д.