Задание 1. Практика
Перед вами 5 примеров. Когда будете выполнять задания, помните, что на месте пропусков могут стоять разные части речи: предлоги, союзы, местоимения и другие.
Пример 1
Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались <…>, что оно давало. При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.
Самостоятельно подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ
Скрыть
Ответ: тем.
В данном примере ответом является указательное местоимение «тем». Оно заменяет в предложении названия продуктов сельского хозяйства (зерно, ягоды, фрукты и т. д.), то есть то, что дает сельское хозяйство. В предложении указательное местоимение «то» имеет форму творительного падежа — «тем».
Пример 2
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам <…> краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Самостоятельно подберите сочинительный разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.
Ответ
Скрыть
Ответ: или; либо.
Сочинительные союзы — это союзы, которые соединяют однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного.
Они бывают:
- Соединительными — указывают на одновременность или последовательность: и, да, тоже, также и др.
- Противительными — используются при противопоставлении или разграничении: а, но, однако, зато и др.
- Разделительными — указывают на чередование или взаимоисключение предметов и явлений: или, либо, то … то, не то … не то, то ли … то ли.
Пример 3
Но главное препятствие на Казыре — пороги. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле, в другом — прорывается по длинному коридору, в третьем — прыгает по ступенчатым лбам. Есть порог, который тянется на семь километров, и в солнечный день стоит над каждым его сливом цветистая радуга…
Долго беснуется Казыр, пока не расступятся горы и плавные увалы не смирят <…> буйный норов.
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ
Скрыть
Ответ: его.
Притяжательные местоимения — это местоимения, которые указывают на принадлежность чего-либо кому-либо и отвечают на вопрос «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».
К притяжательным местоимениям относятся местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их.
В предложении притяжательные местоимения согласуются с существительным по роду, числу и падежу.
Пример 4
Первым искусственным волокном для производства тканей стала вискоза. Этот материал начали выпускать в конце XIX века, когда были разработаны основные технологические процессы его производства, применяемые и по сей день. Сначала древесная масса проходит химическую обработку, в результате чего получается вытяжка целлюлозы, а <…> из полученного раствора выделяют чистую целлюлозу, из которой впоследствии производят вискозные волокна.
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это наречие.
Ответ
Скрыть
Ответ: потом; затем.
В данном примере речь идет о последовательности действий во времени. Описывается, что происходит в начале производства вискозы — «сначала», следовательно, логическим продолжением мысли должно быть наречие «потом» или «затем».
Пример 5
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
В нем жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <…> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждет в самом близком будущем самых основательных перемен.
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите этот производный предлог.
Ответ
Скрыть
Ответ: среди; посреди.
Производные предлоги — это предлоги, которые образованы от других частей речи: существительных (ввиду, вследствие, в продолжение, в связи и др.), наречий (вдоль, напротив, вблизи, вокруг и др.) и деепричастий (благодаря, несмотря на, исходя из и др.)
Исходя из общих фактических знаний и из смысла первого предложения второго абзаца становится понятно, что Д. С. Лихачёв многое видел и застал на протяжении своей долгой жизни. Он жил в эпоху исторических событий и перемен. Другими словами, он жил «среди» или «посреди» этих значимых для страны явлений.
Хотите оставить комментарий?
Войти