ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Морфологические нормы имени существительного

Содержание

На этом уроке мы рассмотрим существительные, а именно морфологические нормы — правила верного образования грамматических форм слов данной части речи. Это важная тема для ЕГЭ, так как ошибки в задании № 7 встречаются довольно часто.

Мы разберемся, как образуются формы существительного в именительном и родительном падежах. Изучим, к какому роду относят те или иные группы слов.

Существительные в именительном падеже

В русском языке, к сожалению, нет четких и универсальных правил для образования всех форм слов. Особенно это касается имени существительного. Поэтому для легкого и удобного запоминания мы будем использовать таблицы, в которых приведем самые распространенные слова на экзамене.

Читайте вслух правильные варианты, и уже через некоторое время образование слов не будет вызывать у вас затруднений. Вы легко будете распознавать ошибки и исправлять их.

Именительный падеж множественного числа с окончанием -ы/-иИменительный падеж множественного числа с окончанием -а/-я
Бухгалтеры, диспетчеры, шофёрыАдреса, директора, повара
Инструкторы, инженеры, тренерыКатера, купола, погреба
Столяры, лекторы, снайперыКузова, недра, окорока
Возрасты, договоры, выговорыОкруга, сорта, стога
Компрессоры, конструкторы, контейнерыПрофессора, сторожа, хутора
Месяцы, порты, фронты, тортыВекселя, кителя, тополя
Лекари, полисы, табелиШтемпеля, якоря, пояса
Токари, флигели, почерки
существительные

Запомните пары с разным значением

  • Ко́рпусы (туловища) – корпуса́ (здания)
  • Ла́гери (политические) – лагеря́ (туристические)
  • Адреса́ (почтовые) – а́дресы (поздравительные)
  • Зу́бы (у человека) – зу́бья (у пилы)
  • Про́пуски (пробелы) – про́пуска (документы)
  • Óбразы (литературные) – образа́ (иконы)
  • Óрдены (рыцарские) – ордена́ (награды)
  • То́ны (звуки) – тона́ (оттенки цвета)
  • Ю́нкеры (помещики) — юнкера́ (военные)

Существительные в родительном падеже

Фрукты и овощи

Имена существительные, которые обозначают название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ов.

Именительный падеж
множественного числа
Родительный падеж
множественного числа
АбрикосыАбрикосов
АнанасыАнанасов
АпельсиныАпельсинов
БаклажаныБаклажанов
БананыБананов
МандариныМандаринов
ГранатыГранатов
ПомидорыПомидоров
ЛимоныЛимонов
ТоматыТоматов
существительные

НО: яблок, слив

Как запомнить?

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

Обувь и одежда

Имена существительные, которые обозначают названия парных предметов одежды и обуви, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание.

Именительный падеж
множественного числа
Родительный падеж
множественного числа
БахилыБахил
БотинкиБотинок
ВаленкиВаленок
ГетрыГетр
КроссовкиКроссовок
ПанталоныПанталон
СапогиСапог
ТапкиТапок
ТуфлиТуфель
ЧулкиЧулок
ШортыШорт
ШароварыШаровар

НО: носков, джинсов, гольфов, лампасов

Как запомнить?

В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Национальности и род деятельности

Существительные, которые обозначают название национальностей и людей по роду деятельности, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание.

Именительный падеж
множественного числа
Родительный падеж
множественного числа
АрмянеАрмян
БашкирыБашкир
БолгарыБолгар
ГрузиныГрузин
ЛезгиныЛезгин
ОсетиныОсетин
РумыныРумын
ТатарыТатар
ТуркиТурок
ЦыганеЦыган
СолдатыСолдат
ПартизаныПартизан
существительные

НО: монголов, таджиков, хорватов, якутов, сапёров.

Как запомнить?

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

Единицы измерений и предметы на -це

Существительные, которые обозначают единицы измерений, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание.

Именительный падеж
множественного числа
Родительный падеж
множественного числа
АмперыАмпер
АршиныАршин
БайтыБайт
ВаттыВатт
ВольтыВольт
ДецибелыДецибел
существительные

НО: граммов, килограммов, гектаров

Имена существительные среднего рода, которые оканчиваются в именительном падеже единственного числа на -це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ец.

Именительный падеж
единственного числа
(-це)
Родительный падеж
множественного числа
(-ец)
БлюдцеБлюдец
ЗеркальцеЗеркалец
ПолотенцеПолотенец
ЩупальцеЩупалец
СердцеСердец
ОдеяльцеОдеялец

Типы окончаний: -ов, ев, -ий, -ей и нулевое

Одни существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ов, ев, а другие окончание -ий.

Окончание -ов, евОкончание -ий
БронховГнездовий
ГеоргиновЗапястий
ЗаморозковКопий
РельсовКушаний
КонсервовОжерелий
ЛохмотьевОладий
ПлатьевПечений
ПодмастерьевПобережий
УстьевПодземелий
ХлопьевСидений
КореньевСолений
Верховьев/низовьевУщелий
Угодий
Увечий

Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ей или нулевое.

Окончание -ейНулевое окончание
БуднейБасен
ГантелейБрызг
КеглейВафель
ЛадонейДел
ПростынейКочерёг
РаспрейКухонь
СкатертейМакарон
ЯслейНянь
ЧукчейПетель
Серёг
Сабель
Сплетен
Сумерек
Цапель
Шпрот

Род имен существительных

В русском языке выделяют три основных рода существительных: мужской, женский и средний.

  • К женскому роду относится большинство слов на -а, -я (за исключением слов, которые обозначают лиц мужского пола: папа, дедушка, дядя, мужчина, юноша).
  • К среднему роду относится большинство слов на -о, -е.
  • К мужскому роду относятся слова, оканчивающиеся на согласный
Мужской родЖенский родСредний род
Рояль — рояляАнтресоль — антресольюПовидло — повидлом
Аэрозоль — аэрозоляБандероль — бандерольюАлоэ
Тюль — тюляМозоль — мозольюКакао
Шампунь — шампуняКроссовка — кроссовкойКупе
Рельс — рельсаТапка — тапкойПальто
Вестибюль — вестибюляФасоль — фасольюЖеле

Частые ошибки на ЕГЭ в задании № 7

  • Ошибки с определением рода склоняемых имен существительных. Например, как правильно: нет тюли или тюля? Различие в роде проявляется в окончаниях. Если он у слова определяется неверно, то неверно пишется и окончание. Это ведет к появлению грамматической ошибки.
  • Ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа. Например, «нет свежих банан», а правильно — «бананов».
  • Ошибки в окончаниях существительных в и. п. мн. ч. Например, употребление «бухгалтера» — вместо «бухгалтеры».
  • Ошибки в окончаниях существительных в р. п. мн. ч. Например, употребление формы «ясель» вместо правильно варианта «яслей» или «носок» вместо «носков» и т. д.

Часто задаваемые вопросы

Как определить род несклоняемых существительных, особенно иноязычных?

Большинство несклоняемых существительных иноязычного происхождения относятся к среднему роду. Например: железнодорожное депо, интересное интервью, маршрутное такси.
Однако есть исключения. Слова мужского рода: пенальти, торнадо, бенгали, маэстро, сомелье, бариста, портье. Слова женского рода: авеню, салями, цеце, иваси, кольраби, бере.

Как не запутаться в исключениях из правил образования форм существительных?

Чтобы не запутаться в исключениях из правил, используйте следующие рекомендации:
1. Чаще читайте вслух и учите существительные по группам. Именно так вы легче заметите ошибку, особенно в знакомых словах.
2. Используйте карточки на Образавре. С ними вы зрительно запомните трудные случаи и быстро овладеете материалом.
3. Применяйте правила на практике. Решайте как можно больше заданий, составляйте словосочетания со словами. Так вы быстрее определите правильную форму существительного.

5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ