ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Типы лексических ошибок: неточное или неправильное употребление слов

Содержание

На этом уроке мы продолжим разговор о теме, которую необходимо знать для успешного выполнения задания № 6 ЕГЭ по русскому языку. Мы рассмотрим оставшиеся лексические ошибки, которые необходимо различать между собой.

На уроке мы подробно изучим распространенные ошибки на ЕГЭ, а именно: ошибки в употреблении фразеологизмов, неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов и неточный подбор синонима.

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

Неправильное употребление таких слов — один из типов лексических ошибок, которые встречаются в задании 6 ЕГЭ по русскому языку.

Употребление иноязычных слов

Иноязычные слова — это слова, которые пришли в русский язык из других языков.

Выделяют две ошибки, которые часто встречаются на ЕГЭ. Их связывают с употреблением заимствованной лексики.

Заимствованные слова уместно употреблять, когда в родном языке нет аналога. Иначе это лексическая ошибка. Пример: «они похвастались новым луком» (правильно — нарядом).

Иноязычные слова часто употребляют не в том значении. Пример: «в десять часов начнется консилиум учителей» («консилиум» — это совещание врачей для обсуждения состояния больного).

Неправильный примерПравильный вариант
Прошлой осенью мы совершили круиз по Московской областиПрошлой осенью мы совершили путешествие по Московской области. Круиз — это морское путешествие, а путешествие — это общее передвижение по определенной местности. Иноязычное слово используется не в своем значении
Родители достигли консенсуса в долгом спореРодители достигли согласия в долгом споре. Ошибка в том, что у слова «консенсус» есть русский вариант, который точно передает это же значение
Учитель математики настоящий полиглот задач, который умеет находить решения для запутанных примеровУчитель математики — настоящий мастер задач…Слово «полиглот» означает человека, который владеет многими языками. Лексическая ошибка связана с непониманием значения иноязычного слова

Употребление неологизмов

Неологизмы — это слова или значения слов, которые возникли в языке относительно недавно и еще не стали общеупотребительными.

Ошибка в употреблении неологизмов заключается в том, что люди неправильно понимают значения новых слов, которые еще не вошли в активный состав лексики.

Неправильный примерПравильный вариант
На кухне начался настоящий апгрейд: пирог, который пекла бабушка, сгорелНа кухне началась настоящая катастрофа. Слово «апгрейд» — это модернизация, обновление, в данном предложении оно используется не в своем значении
На уроке английского ученик получил бонус за опоздание — ему дали дополнительное заданиеНа уроке английского ученик понес наказание за опоздание. Бонус — это вознаграждение, премия, оно никак не соотносится с опозданием
хороший учитель

Употребление устаревших слов

К устаревшей лексике относятся историзмы и архаизмы. Такие слова вышли из активного употребления, то есть люди перестали использовать их в повседневной речи, но продолжают понимать значение.

Историзмы — это устаревшие слова, которые обозначают исчезнувшие из современной жизни предметы и явления.

Историзмы могут обозначать предметы быта, одежду, оружие, профессии, титулы. Например, ямщик, кибитка, кушак, уезд и т. д.

Архаизмы — это устаревшие названия современных вещей и понятий.

Они отличаются от современных слов устаревшим значением, фонетикой, грамматикой и (или) морфемным составом. Например, вместо «щеки» в прошлом говорили «ланиты», а вместо «глаза» — «очи»

Ошибка в употреблении устаревших слов связана с тем, что люди используют историзмы и архаизмы в современной речи. Важно понимать, что обе группы слов допустимы только в исторических и художественных текстах.

Важно знать и о понятии анахронизм отнесение событий и примет одной эпохи к другой.

Неправильный примерПравильный вариант
На собрании начальник сказал, что пора челобитные о повышении зарплаты подавать электронноНа собрании начальник сказал, что пора заявления о повышении зарплаты подавать электронно. Историзм «челобитные» заменяем на современное слово
Павел был влюблен в ее черные очиПавел был влюблен в ее черные глаза. Архаизм «очи» меняем на современный аналог — «глаза»
Лиза была домработницей у ФамусоваЛиза была служанкой у Фамусова. Ошибка в том, что слово «домработница» не соответствует эпохе 19 века.  Произошло смешение лексики разных исторических эпох (лексический анахронизм)

Неверное употребление фразеологизмов

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление его в значении, которое ему несвойственно.

Виды ошибок в употреблении фразеологизмов

  • Изменение лексического состава. Например, «кисельная барышня» вместо «кисейная барышня».
  • Сокращение или расширение выражения. Например, «ее успехи желают много лучшего» вместо «ее успехи оставляют желать лучшего».
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении. Например, «Алексей талантливый мастер, у него серебряные руки» вместо «золотые руки» (устойчивое выражение).
Неправильный примерПравильный вариант
Язык не поднимаетсяЯзык не поворачивается и рука не поднимается
Быть семи пядей в головеБыть семи пядей во лбу
Держать в темном телеДержать в черном теле

Неточный подбор синонима

Неудачный выбор синонима является причиной смысловой неточности или стилистической погрешности.

Пример: «хороший руководитель должен во всем показывать образец подчиненным» («показывать» можно «пример», «образцом»«являться»).

Или еще пример: «Екатерину поставили на престол», а правильный вариант — «возвели». В данном предложении синоним неправильно подобрали по смыслу.

Основные причины ошибок в подборе синонимов

  1. Школьники иногда не знают точного значения слова, особенно если оно заимствовано из другого языка. Из-за этого происходит неверный подбор синонима.
  2. Синонимы отличаются не только смысловыми нюансами, но и стилистической окраской. Например, в официальном тексте лучше заменить разговорное «слопал» на нейтральное «съел».
  3. Школьники не учитывают сочетаемость слов. Некоторые синонимы употребляются только с определенными словами. Нельзя сказать «карий костюм», правильно будет «коричневый костюм».

Чтобы успешно подобрать синоним, необходимо тщательно изучить лексическое значение слов. Обращать внимание на их сочетаемость, сферу употребления и стилистическую окраску.

Прочитайте предложение и подумайте, есть ли здесь ошибка:
Преподаватель оставил нелицеприятный, очень плохой отзыв.

Показать ответ

Скрыть

Слово «нелицеприятный» часто понимают неправильно и используют в значении «некрасивый» или «неприятный«. Однако его истинное значение совсем другое.

Правильное значение этого слова — справедливый и беспристрастный человек, который не пытается всем угодить и не основывается на предубеждениях. Такой человек стремится к объективной оценке ситуации или людей.

Происхождение слова связывается с понятием «лицеприятие» — пристрастность, то есть необъективность, предвзятое отношение к кому-либо или чему-либо. Соответственно, «нелицеприятный» — это человек, который не проявляет пристрастия и действует справедливо.

Пример: Андрей часто высказывает свое откровенное и нелицеприятное мнение.

Таким образом, слово «нелицеприятный» используют даже как комплимент, чтобы подчеркнуть объективность и честность человека.

Как эти знания помогут в 6 задании ЕГЭ?

Задание № 6 заключается в том, чтобы найти и исправить/исключить лексическую ошибку. Для этого необходимо знать все виды ошибок и уметь находить их в тексте.

А что же для этого нужно:

  • Внимательно читать каждое предложение.
  • Анализировать каждое словосочетание на наличие лексических ошибок.
  • Определять тип ошибки и не путать ее с какой-либо другой.
  • Как можно больше тренироваться на примерах из демоверсий ЕГЭ.

Часто задаваемые вопросы

Как неправильный подбор синонима отличать от лексической несочетаемости?

Неточный синоним: вы подобрали слово, которое в целом похоже по значению, но не совсем удачно в данном контексте. А вот при лексической несочетаемости слова просто не могут употребляться вместе, потому что их значения противоречат друг другу.
Исходное предложение: «Он испытывал сильную радость».
Неудачный синоним: «Он переживал сильную радость».
Здесь «переживал» — синоним к «испытывал», но он больше подходит для негативных эмоций (переживать горе, страх). Лучше оставить «испытывал» или, например, «чувствовал».

Как правильно исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов?

Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые нельзя менять. Если в задании фразеологизм употреблен с ошибкой (например, изменено одно слово), нужно вспомнить правильный вариант. Полезно знать самые распространенные фразеологизмы и их значения. Список устойчивых выражений есть в навигаторе ЕГЭ от ФИПИ.

Что делать, если вы не знаете значение какого-то слова в предложении?

Попробуйте понять значение слова из контекста. Какие слова стоят рядом? О чем говорится в предложении в целом? Часто контекст помогает понять, что слово употребляется неверно, даже если вы не знаете его точного значения.

5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ