Лексические ошибки и их типы: тавтология, алогизм, сочетаемость
На этом уроке мы рассмотрим тему, которую необходимо знать для успешного выполнения задания № 6 ЕГЭ по русскому языку. Речь пойдет о лексических ошибках, которые нужно различать между собой.
На уроке мы вспомним само понятие лексические ошибки и подробно изучим самые распространенные ошибки на ЕГЭ, а именно: тавтологию, плеоназм, алогизм и нарушение лексической сочетаемости слов. Другие типы ошибок мы разберем в следующем уроке.
Что такое лексическая ошибка?
Лексическая ошибка — это неправильное употребление слова в речи, которое искажает смысл высказывания или делает его неточным.
Такие ошибки возникают из-за незнания значения слова, его сочетаемости с другими словами, а также из-за неумения чувствовать стилистическую окраску слова.
Наиболее распространенные лексические ошибки — это плеоназм, тавтология, нарушение лексической сочетаемости, неправильный подбор синонимов и алогизм.
Разберем самые распространенные типы лексических ошибок с примерами, чтобы вы могли их легко узнавать.
Тавтология
Тавтология — это повторение однокоренных слов в пределах одного предложения или небольшого отрывка текста.
В широком смысле тавтология — это любая речевая избыточность, в том числе ее разновидность — смысловая тавтология, или плеоназм. Чтобы избежать путаницы, мы будем рассматривать тавтологию как повторение только однокоренных слов.
Неправильный пример | Правильный вариант |
---|---|
Делать дело | Заниматься делом. «Делать дело» — это повтор однокоренных слов |
Рассказчик рассказал | Рассказчик поведал. «Рассказчик» и «рассказал» — это однокоренные слова, которые повторяют значения друг друга |
Проливной ливень | Ливень. Слово «проливной» к слову «ливень» повторяет характеристику интенсивности и обилия |
Случился случай | Произошел случай. Слово «случай» уже подразумевает, что что-то произошло, то есть случилось |
Как распознать данную лексическую ошибку? Внимательно следите за повторением однокоренных слов. Постарайтесь заменить одно из них синонимом.
Плеоназм
Плеоназм — это употребление в речи слов, избыточных по смыслу, которые дублируют значение друг друга.
При плеоназме одно из слов лишнее, потому что его значение совпадает со значением слова, которое стоит рядом. Проще говоря, это «масло масляное».
Некоторые виды плеоназмов:
- Лексический плеоназм. Он происходит, когда мы употребляем в речи синонимичные слова, которые по сути говорят об одном и том же. Например, выражение «моя автобиография» — это плеоназм, потому что корень -авто- уже несет в себе смысл «свой, собственный», поэтому уточнение «моя» в нем лишнее.
- Грамматический плеоназм. Здесь избыточность проявляется в грамматических конструкциях. Например, «войти внутрь» — ведь войти означает переместиться внутрь чего-либо. Или «спуститься вниз» — спуск всегда направлен вниз.
- Смысловой плеоназм. В этом случае мы сочетаем слова, одно из которых уже содержит смысл другого. Например, «главный приоритет» — приоритет уже подразумевает, что это что-то важное и главное. Или «тёмная ночь» — ночь по определению темное время суток.
Неправильный пример | Правильный вариант |
---|---|
Главная суть | Суть. Уточнение «главная» избыточно, так как суть всегда главная |
Коллеги по работе | Коллеги. Уточнение «по работе» излишне, так как коллега — это и есть товарищ по работе |
В феврале месяце | В феврале. Слово «месяц» лишнее, так как февраль уже обозначает месяц |
Памятный сувенир | Сувенир. Сувенир уже означает предмет на память, поэтому слово «памятный» избыточное |
Свободная вакансия | Вакансия. Вакансия уже подразумевает незанятую должность, поэтому слово «свободная» лишнее |
Как распознать данную лексическую ошибку? Внимательно проверяйте значение слов, важно, чтобы эти значения не повторялись. Если они повторяются, значит это плеоназм, и одно из слов нужно просто исключить.
важно
- Тавтология — это повторение однокоренных или похожих по звучанию слов в одном или соседних предложениях.
- Плеоназм — это повторение смыслов, выраженных разными словами.
Алогизм
Алогизм — это логическая несостыковка, смысловое противоречие в высказывании.
Такая лексическая ошибка возникает из-за неправильного выбора слова, который делает речь неточной и искажает смысл высказывания. Проще говоря, это соединение несовместимых понятий.
Неправильный пример | Правильный вариант |
---|---|
Благодаря сильному снегопаду мы не пошли в парк | Из-за сильного снегопада… Слово «благодаря» имеет положительную окраску |
Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика | Клюв не отличается от клюва. Сравнение должно быть между однородными понятиями |
Он мой заклятый друг | Он мой заклятый враг. Слова «заклятый» (враждебный) и «друг» имеют противоположные значения |
Как распознать данную лексическую ошибку? Прежде всего обращайте внимание на нарушение логических связей в предложении. Задайте себе вопрос: «Действительно ли одно вытекает из другого?» Если нет — это алогизм.
Нарушение лексической сочетаемости
Нарушение лексической сочетаемости — это употребление слов, которые не сочетаются друг с другом по смыслу.
Причины нарушения лексической сочетаемости:
- Путаница слов с похожим звучанием. Например, вместо «поставить подпись» иногда говорят «поставить роспись».
- Путаница слов с разным звучанием, но похожим смыслом. Например, вместо «расширить кругозор» можно услышать «повысить кругозор».
- Путаница словосочетаний. Мы можем смешивать устоявшиеся словосочетания, особенно если похожая конструкция часто используется в разговорной речи. Так, вместо «играет роль» говорят «играет значение», а это ошибка.
- Искажение фразеологизмов. Например, вместо «обвести вокруг пальца» можно услышать «провести вокруг пальца».
Неправильный пример | Правильный вариант |
---|---|
Предпринять меры | Принять меры или предпринять шаги |
Улучшить уровень жизни | Повысить уровень жизни |
Одержать успех | Одержать победу или достигнуть успеха |
Произвести воздействие | Оказать воздействие или произвести впечатление |
Оказать заботу | Проявить заботу, но оказать услугу |
Как распознать данную лексическую ошибку? Нужно определить значение каждого слова в предложении и найти смысловое противоречие. Обращайте внимание на устойчивые выражения.
Как эти знания помогут в 6 задании ЕГЭ?
В 6 задании ЕГЭ вам нужно найти и исправить лексическую ошибку в одном из предложений текста. Теперь, когда вы знаете основные типы ошибок, вы сможете:
- Быстро анализировать текст и обращать внимание на сочетаемость слов, повторы, логические связи.
- Верно определять тип ошибки, будь это плеоназм, тавтология, нарушение сочетаемости или алогизм.
- Подбирать подходящую замену, ведь зная синонимы и устойчивые выражения, вы легко замените ошибочное слово на правильное.
Часто задаваемые вопросы
Плеоназм — это избыточность, когда одно слово дублирует смысл другого, это частный случай тавтологии, например, «свободная вакансия». А тавтология — это повторение однокоренных слов. Например, «растения растут».
Самый эффективный способ научиться различать эти ошибки — это тренироваться. Для практики используйте следующие шаги:
1) читайте предложения и анализируйте каждое слово;
2) задавайте вопросы: «Подходит ли это слово по смыслу?», «Не дублирует ли оно другое слово в предложении?», «Соответствует ли оно стилю текста?»;
3) практикуйтесь на примерах из демоверсий ЕГЭ и других источников.
Хотите оставить комментарий?
Войти