Практика к уроку «Общество. Социальные институты. Общественный прогресс»: задания с развернутым ответом
Задание 19: Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления негативного влияния общества на природу. В каждом примере поясните, в чем именно проявляется негативное влияние. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)
Показать ответ
Скрыть
Загрязнение атмосферы: загрязнение воздуха в городе Норильск выбросами никелевого завода «Норильский никель». Выбросы диоксида серы привели к образованию кислотных дождей, которые нанесли ущерб растительности в радиусе десятков километров.
Вырубка лесов: вырубка части Кавказского заповедника в Сочи в ходе подготовки к Олимпиаде 2014 года. Уничтожение лесов привело к нарушению мест обитания редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Загрязнение водоемов: загрязнение реки Амур нефтепродуктами из-за аварийного разлива на нефтепроводе «Восточная Сибирь — Тихий океан» в 2020 году привело к массовой гибели рыбы и нарушению экосистемы реки.
Задание 19: Назовите и проиллюстрируйте на примере семьи любые три признака социального института. (В каждом случае сначала укажите признак социального института, затем приведите соответствующий пример, иллюстрирующий его наличие у семьи. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Показать ответ
Скрыть
Наличие ролевой системы: определены основные роли и их иерархия (например, в семье Кузнецовых Иван выполняет роль мужа и отца, Анна — роль жены и матери, а Олеся роль дочери.).
Наличие правил, регулирующих семейные отношения (например, в Российской Федерации семейные отношения регулирует Семейный кодекс РФ).
Наличие важных общественных функции, (например, семья Петровых выполняет репродуктивную функцию (у них родились двойняшки) и функцию социализации (Мария и Александр учат своих детей как нужно вести себя в обществе).
Задание 20: Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
Показать ответ
Скрыть
В случае выбора первой точки зрения:
- Расширение физических возможностей: Техника позволяет человеку преодолевать естественные физические ограничения. Например, автомобили и самолеты дают возможность преодолевать огромные расстояния за короткое время, что было невозможно раньше. Подъемные механизмы позволяют перемещать грузы, которые человек не смог бы поднять самостоятельно. Это расширяет сферу деятельности человека и открывает новые горизонты.
- Усиление интеллектуальных способностей: современные компьютеры и программное обеспечение значительно увеличивают возможности человека в обработке и анализе информации. Искусственный интеллект помогает решать сложные задачи в науке, медицине, инженерии. Интернет предоставляет доступ к огромным объемам знаний, что способствует развитию и образованию.
- Творческое самовыражение: Техника открывает новые способы для творческого самовыражения личности. Цифровые технологии в искусстве, музыке, кинематографе позволяют реализовывать идеи, которые были бы невозможны без технических средств. 3D-печать, например, дает возможность воплощать сложные дизайнерские решения в реальные объекты.
В случае выбора второй точки зрения:
- Зависимость и утрата навыков: Чрезмерное полагание на технику может привести к атрофии определенных навыков и способностей. Например, повсеместное использование калькуляторов и автоматических систем проверки правописания может ослабить способности к устному счету и грамотному письму. Это ограничивает возможности человека проявлять свои естественные способности и делает его зависимым от технических средств.
- Стандартизация и ограничение креативности: Технические инструменты часто предлагают готовые шаблоны и решения, что может ограничивать творческое мышление и индивидуальный подход. Например, в графическом дизайне использование стандартных программных инструментов может привести к однообразию и потере уникального стиля. Это ограничивает возможности для проявления индивидуальности и оригинального самовыражения.
- Информационная перегрузка и поверхностность: доступность огромного количества информации через технические средства может парадоксальным образом ограничивать глубину мышления и анализа. Постоянный поток информации и многозадачность, связанные с использованием современных гаджетов, могут приводить к поверхностному восприятию и снижению концентрации. Это ограничивает способность человека к глубокому размышлению, саморефлексии и развитию собственных идей.
Задание 19: Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Показать ответ
Скрыть
Свидетельством прогресса в стране Н. является развитие производства электроники, его расширение и интенсификация, однако большой объем использования электроники в быту приводит к ухудшению здоровья людей, к утрате ими способности обходиться без различных гаджетов и приборов.
В стране К. активно развивается воздушный транспорт, который является удобным средством передвижения; но развитие воздушного транспорта способствует загрязнению атмосферы, т.к. каждый полет самолета приводит к огромным выбросам вредных газов в атмосферу.
В стране Л. активно исследуются и развиваются ядерные технологии, что дает возможности для развития науки и промышленности, но они же являются угрозой для нормальной экологической обстановки, а в случае использования этих технологий в военной сфере могут угрожать существованию всего человечества.
Задание 20: Приведите два аргумента сторонников регулярного обновления социальных норм и два возможных аргумента противников данной практики. (Всего должно быть приведено четыре аргумента. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение. Обязательно указывайте, аргументы в поддержку какого мнения Вы приводите)
Показать ответ
Скрыть
Аргументы сторонников регулярного обновления социальных норм:
- Регулярное обновление социальных норм позволяет обществу адаптироваться к меняющимся технологическим и культурным условиям, обеспечивая актуальность и эффективность правил поведения.
- Пересмотр социальных норм способствует устранению устаревших предрассудков и дискриминационных практик, что ведет к созданию более справедливого и инклюзивного общества.
Аргументы противников регулярного обновления социальных норм:
- Частое изменение социальных норм может привести к нестабильности в обществе и путанице в понимании приемлемого поведения, что затрудняет формирование устойчивых социальных связей.
- Традиционные социальные нормы, проверенные временем, часто содержат глубокую мудрость и ценности, которые могут быть утрачены при чрезмерно частом их пересмотре и обновлении.
Задание 24: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).
Показать ответ
Скрыть
- Понятие общества и его основные элементы как системы:
- сферы общественной жизни;
- социальные институты;
- социальные группы, индивиды и др.
- Сферы (подсистемы) общественной жизни:
- политическая;
- экономическая;
- духовная;
- социальная.
- Основные свойства общества как системы:
- динамичность;
- целостность;
- открытость и др.
- Основные свойства общества как динамической системы:
- изменяется как общество, так и его элементы;
- одни элементы прекращают свое существование, а другие появляются;
- изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер и др.
- Направления общественного развития:
- прогресс;
- регресс.
- Основные формы общественных изменений:
- эволюция;
- революция;
- реформа и др.
- Основные критерии общественного прогресса:
- развитие науки и техники;
- рост уровня жизни;
- рост продолжительности жизни;
- уровень нравственности и т.д.
Задание 19. Какие социальные институты являются важнейшими в современном обществе? (Назовите любые три). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции социального института в жизни общества и государства.
Показать ответ
Скрыть
Семья (функция первичной социализации): родители Маши с детства объясняют ей, что хорошо, а что плохо, учат ее общаться и вести себя в обществе. Благодаря этому Маша усваивает социальные ценности и нормы, тем самым интегрируясь в общество.
Образование (передача новым поколениям знаний и культурного опыта человечества): на уроках музыки в школе №33 детям рассказывают о таких великих композиторах, как Бах, Моцарт, Бетховен, а также знакомят с их произведениями благодаря чему у детей складывается система знаний и представлений о музыке.
Религия (контроль и регулирование поведения членов общества): Александр — буддист, в буддизме запрещается сквернословить, сплетничать, лгать, необходимо ограничивать свой эгоизм, жить в мире со всеми живыми существами, поэтому Александр следует всем этим правилам.
Задание 19. Покажите на трех примерах тесную взаимосвязь общества и природы.
Показать ответ
Скрыть
Природные условия обусловливают занятия людей (например, В государстве Z. рыболовство более развито у жителей прибрежный территорий (природа-общество), но для сохранения наиболее ценных видов рыб люди выкапывают специальные пруды (общество-природа));
Полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, Россия — крупнейший экспортер нефти, обладающий огромными запасами этого природного ресурса (природа-общество), а для эффективной и экологичной добычи нефти сегодня разрабатываются наиболее ресурсосберегающие технологии (общество-природа));
Природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например,разрушения в связи с землетрясениями, цунами: ураган «Катрина» в США, разрушивший инфраструктуру нескольких штатов, (природа-общество) привел к тому, что ученые начали проводить постоянные исследования ключевых климатических показателей и даже провели серию экспериментов, что в итоге привело к созданию искусственных отмелей, возведению дополнительных дамб, а также переносу застройки новых домов от прибрежной зоны в стороны лесополосы (общество-природа).
Задание 19. Проиллюстрируйте примерами следующие свойства социального прогресса: 1) переход к более высокому уровню развития, 2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам, 3) противоречивость результатов, 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы. К каждому свойству приведите по одному примеру.
Показать ответ
Скрыть
Переход к более высокому уровню развития: введение всеобщего начального образования в Российской империи в конце 19 века привело к росту грамотности населения.
Применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам: уровень жизни в целом по СССР вырос в 1950-1960-е годы, а также повысился уровень жизни рабочих и крестьян.
Противоречивость результатов: использование химических удобрений в сельском хозяйстве страны Н. привело к росту урожайности, однако в результате этого нововведения произошло загрязнение почвы и воды, что ухудшило экологическую обстановку.
Неодинаковые темпы и типы изменений элементов системы: в 1950-1960-е годы темпы роста промышленности в СССР значительно опережали темпы развития сельского хозяйства, таким образом общество развивалось.
Задание 24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).
Показать ответ
Скрыть
- Система как совокупность взаимосвязанных элементов и основные компоненты общества как системы:
- сферы общественной жизни
- социальные институты
- люди (индивиды).
- Основные свойства общества как системы:
- целостность
- открытость
- динамичность
- иерархичность и др.
- Общественные отношения как связь между компонентами системы и их виды по характеру:
- материальные отношения
- духовные отношения.
- Сферы общественной жизни как наиболее крупный компонент систем и их виды:
- экономическая сфера
- политическая сфера
- социальная сфера
- духовная сфера.
Отсутствие любых трех из 1, 2 и 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Задание 20. Приведите три аргумента в пользу преимущества эволюционного пути развития общества и государства.
Показать ответ
Скрыть
Эволюционные реформы обычно обходятся без массового насилия, слома институтов, экономических шоков и человеческих жертв, характерных для революций.
Стабильность и правопреемство: сохраняются работающие институты, правовые нормы и обязательства государства, что повышает предсказуемость, доверие граждан и инвестиционный климат.
Качество и устойчивость изменений: постепенность позволяет тестировать и корректировать реформы, учитывать интересы разных групп, добиваться консенсуса и тем самым закреплять долговременные, легитимные результаты.
Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.
- Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
- Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
- Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:
- Отслеживайте прогресс освоения тем
- Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
- Проводите работу над ошибками после занятий
Хотите оставить комментарий?
Войти