Простейшие: общая характеристика и значение

В прошлом уроке вы узнали о тканях животных — мы рассмотрели их строение и назначение. Сегодня мы узнаем о животных, которые состоят из одной клетки — простейших. Поговорим о том, как они устроены, как функционируют и какую роль играют в природе и жизни человека.

Особенности простейших

Главная особенность простейших — это то, что их практически всегда невозможно увидеть невооруженным взглядом. Эти живые организмы были впервые открыты более 300 лет назад голландским ученым Антони Ван Левенгуком.

Как произошло открытие?

Скрыть

На досуге он шлифовал осколки стекла и делал линзы, через которые рассматривал все окружающие пред­меты. В капельке воды из кувшина, который стоял во дворе, Левенгук рассмотрел движущиеся частички, которые он назвал «анималькули», что означает «зверьки».

При нагревании воды частички прекращали двигаться, а при последующем ее охлаждении уже не оживали. Это и были простейшие.

Простейшие — одноклеточные организмы, которые живут как целостные организмы и осуществляют все функции животного: движение, дыхание, питание, выделение, обмен веществ, размножение, раздражимость.

Эта группа животных широко распространена. Хотя единичная клетка мала, но их в природе очень много — насчитывается более 70 тыс. видов простейших.

В ходе эволюции они приобрели различные приспособления к условиям жизни в разных средах обитания. Простейшие обитают в морях, пресных водоемах, сырой почве, жидкой среде других организмов.

Факт

Простейшие могут быть одиночными или образовывать колонии — скопления клеток одноклеточных организмов. Колонии образуются в результате деления отдельных клеток, которые не удаляются друг от друга, а продолжают совместное существование.

Простейшие отлично приспособлены для выживания в неблагоприятных условиях. Когда, например, им не хватает влаги или питания, они образуют цисты — «пузыри». При этом они наращивают плотную защитную оболочку, а обмен веществ замедляется.

Инцистирование — важная биологическая особенность простейших, которая заключается в образовании цист при попадании в неблагоприятные условия среды.

циста
Инцистирование на примере амебы

Строение простейших

По строению одноклеточные схожи с клетками многоклеточных животных, которые состоят из ядра, цитоплазмы с органоидами, и окружены клеточной мембраной.

За движение у простейших отвечают органоиды движения — ложноножки, жгутики или реснички. Эта особенность легла в основу классификации простейших. Органоиды движения также нужны для захвата и заглатывания пищи.

Факт

Внутриклеточные паразиты не нуждаются в органоидах движения, так как ведут неподвижный образ жизни.

На сегодняшний день ученые выделяют 3 основных типа простейших:

Тип простейшихОрганоиды движенияПримеры
Са́ркомастигофо́рыЖгутики и/или ложноножкиОбыкновенная амёба (протей), эвглена зеленая, радиолярии, фораминиферы
Инфузо́рииРесничкиИнфузория-туфелька, инфузория трубач
Споровики́Отсутствуют из-за паразитического образа жизниМалярийный плазмодий, трипаносома, токсоплазма

Ложноножки образуются при выпячивании клеточной мембраны под давлением цитоплазмы. С помощью ложноножек простейшие, например, амебы, не только двигаются, но и питаются.

Жгутики представляют собой тонкие длинные выросты на поверхности клетки. С помощью них эвглена зеленая и жгутиковые амебы передвигаются. У простейших может быть один или несколько жгутиков. Жгутик вращается, приводя одноклеточный организм в движение.

Реснички действительно похожи на ресницы по внешнему виду. Тонкие волосковидные структуры покрывают клетку снаружи. Их внутреннее строение схоже со строением жгутиков. Они характерны для инфузорий и некоторых клеток многоклеточных животных.

Факт

Средние размеры простейших — 2 мкм – 3 мм. Самые маленькие — внутриклеточные паразиты размером до 4 мкм. Амебы могут достигать размера до 60 мкм. Самые крупные — радиолярии, которые вырастают до 2,5 см.

Наружная оболочка у простейших либо плотная, которая отвечает за постоянную форму тела (инфузории), либо тонкая, способная образовывать выпячивания — ложноножки (амебы).

Свойства простейших

Движение

Амебы и другие простейшие, не имеющие специальных органоидов движения, передвигаются с помощью выпячивания мембраны. Содержимое клетки перетекает в один из выростов (ложноножку), который при этом расширяется, а другие ложноножки сокращаются.

движение амебы
Механизм движения амебы

Жгутиконосцы двигаются благодаря вращению жгутиков. При этом простейшее как бы «ввинчивается» в жидкую среду.

Инфузории передвигаются с помощью ресничек, которые совершают гребные движения. Они быстро и с силой сгибаются в одну сторону, а затем медленно выпрямляются.

Раздражимость

Простейшие реагируют на сигналы из внешней среды двигательными реакциями — таксисами. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества. Благодаря таксисам простейшие находят пищу, места с более благоприятными условиями и избегают вредоносных воздействий.

Питание

Большинство простейших — гетеротрофы. Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических, а используют готовые.

Автотрофы синтезируют органические вещества из неорганических. Автотрофов, способных к фотосинтезу, обычно относят к царству растений, к группе одноклеточных водорослей.

Миксотрофы способны как к автотрофному, так и гетеротрофному питанию — эвглена, хламидомонада.

Органоиды, которые отвечают за пищеварение: пищеварительная вакуоль и лизосомы. Например, амебы захватывают ложноножками твердые комочки, которые погружаются внутрь клетки и образуют пищеварительную вакуоль.

питание
Питание простейших на примере амебы

Вакуоль сливается с лизосомами, содержащими пищеварительные ферменты. Такой способ питания называется голозойным.

Такие простейшие, как эвглены и споровики, поглощают растворенные органические вещества через клеточную мембрану без образования вакуолей. Этот тип питания называется осмотрофным.

Дыхание

Для простейших характерно диффузное дыхание, когда кислород поступает в клетку через поверхность тела путем диффузии, то есть проникновения. Энергетический обмен — окисление органических веществ кислородом с получением энергии, осуществляется в митохондриях.

Выделение

Выведение непереваренных остатков пищи происходит с помощью экзоцитоза — процесса, перемещения веществ из клетки во внешнюю среду.  Он возможен в любом месте тела у жгутиконосцев или через специальный участок в оболочке клетки у инфузорий.

Размножение

Для большинства простейших характерно бесполое размножение — деление клетки надвое (митоз). Например, тело амебы как бы перетягивается, и все органеллы делятся надвое.

деление
Деление простейших на примере амебы

Некоторые виды способны к половому размножению и сочетанию нескольких форм размножения, например, споровики, колониальные жгутиконосцы.

При половом размножении происходит слияние двух половых клеток (гамет) или двух половых ядер, что ведет к образованию одной клетки — зиготы, дающей начало новому организму. Этот способ полового размножения называется копуляция

При конъюгации оплодотворение происходит путем взаимного обмена генетическим материалом, который перемещается из одной клетки в другую по цитоплазматическому мостику. Этот способ характерен для инфузорий.

Роль простейших в природе и жизни человека

Одноклеточными организмами питаются многие водные животные — моллюски, ракообразные, черви, личинки, мальки рыб, водные насекомые. Например, планктон является главным кормом для китов и кашалотов.

Многие простейшие, такие как инфузории, очищают водоемы от разложившейся органики, которую используют в пищу. По содержанию в воде простейших можно определить состав и чистоту воды. А вот если в водоеме много эвглен, то это указывает на его загрязнение.

В чистой воде обитают инфузории туфельки и трубачи. Амеба обыкновенная обитает в воде с небольшим содержание органических и большим содержанием минеральных веществ.

Одноклеточные участвуют в поддержание плодородности почвы, процессе образования почв и горных пород. Они отвечают за содержание как органических, так и неорганических веществ. Фораминиферы — простейшие, раковины которых входят в состав известняковых почв.

Многие простейшие паразитируют в органах животных и человека и вызывают заболевания. Например, дизентерийная амеба — возбудитель дизентерии, которая поражает кишечник. Лямблии паразитирует в печени и тонком кишечнике. Заражение происходит через пищу и воду.

Малярийный плазмодий вызывает малярию. Плазмодии попадают в кровь через слюну комара, когда тот кусает человека.

У животных есть свои паразиты, которые живут в разных органах. Чтобы уменьшить распространение паразитирующих простейших, люди создают лекарства, уничтожают природные очаги распространения простейших, ведущих паразитический образ жизни.

Кто такие простейшие?

Простейшие — это одноклеточные животные и их колонии.

Из чего состоят простейшие?

Простейшие состоят из одной клетки, которая включает ядро, цитоплазму с органоидами, плазматическую мембрану, которая покрывает клетку снаружи.

Где обитают простейшие?

Для одноклеточных животных необходима влажная среда. Большинство простейших обитает в пресных и соленых водоемах, влажной почве.