Биология — наука о живой природе

Можно ли вырастить мандарины на Северном полюсе? Сколько действительно ножек у сороконожки? Правда ли, что деревья могут жить вечно? Какой самый маленький организм на нашей планете? Почему обезьяна до сих пор не превратилась в человека?

Есть наука, которая дает ответы на эти и множество других вопросов. Это — биология, и сегодня мы начинаем погружаться в удивительный мир живых существ.

Что изучает биология?

Если коротко, то биология — это наука о живых организмах. Само название этой науки произошло от двух древнегреческих слов «биос» — жизнь и «логос» — учение. Можно дать и более полное, научное определение:

Биология — это наука о жизни и живых организмах. Она изучает происхождение, развитие, строение и жизнедеятельность живых существ, а также их взаимодействие друг с другом.

На самом деле, биология — довольно обширная наука, которая объединяет много других областей знаний.

Наша планета населена множеством живых существ, которые обитают в жаркой пустыне, во льдах Арктики, высоко в горах и глубоко в океане. Однако это не значит, что живые организмы обитают абсолютно везде.

Биосфера — это область распространения живых существ на нашей планете.

Верхняя граница биосферы отделена озоновым слоем. Озоновый слой — это оболочка, состоящая и тонкого слоя газа озона. Считается, что выше этой границы нет жизни — из-за отсутствия кислорода и вредного излучения солнца. Соответственно, верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км.

Точно определить нижнюю границу в почве затруднительно. Ученые считают, что она находится на глубине не более 3 км. Дело в том, что температура почвы становится выше при приближении к центру Земли, поэтому немногие организмы могут там выжить.

А вот гидросфера заселена полностью, и нижняя ее граница находится на глубине около 10 км. Даже на такой большой глубине есть живые существа, хотя давление там достигает колоссальной величины.

Когда появилась биология?

Человек всегда изучал природу: наблюдал за растениями и животными, пытался объяснять природные явления и формулировать закономерности. Поэтому можно сказать, что еще ученые и философы Древней ГрецииДревнего Рима и Древнего Востока формировали ранние представления о жизни и пытались упорядочить знания о природе.

Имена наиболее значимых ученых, которые изучали природу: Аристотель, Авиценна, Теофраст, аль-Джахиз. Интересно, что даже в это время были сделаны многие верные выводы, например, что все животные, у которых ноги раздвоены (парнокопытные), делают жевательные движения или что чесотку вызывает подкожный паразит (клещ).

В Средние века и эпоху Возрождения (примерно в XV — XVI вв.) усилился интерес к изучению растений, животных и человека. Выдающиеся ученые того времени: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Парацельс, а позднее, в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.) — Роберт Гук, Антони ван Левенгук. В это время происходит расцвет экспериментов и достаточно успешных попыток систематизации знаний о живых существах.

ученые биология

XVIII-XIX вв. стали ключевыми для возникновения биологии как отдельной науки — именно XIX век считается датой появления биологии в современном ее понимании. Наиболее известные имена этого времени: Карл Линней, Жорж Бюффон, Чарльз Дарвин, Клод Бернар, Жан Батист Ламарк. В этот период ученые активно исследовали физические и химические свойства живых организмов, заложив основы для выделения в отдельные ветви науки анатомии, физиологии, генетики, биогеографии, микроскопической анатомии и др.

Биология — наука будущего?

Мы намеренно поставили знак вопроса в конце заголовка — ведь это действительно вопрос, а не утверждение.

С одной стороны, на данный момент мы знаем очень много о живых организмах: откуда они появились, как развивались, мы можем увидеть их внутреннее строение, узнать о повадках и местах обитания. Тогда возникает вопрос — если уже сделано столько открытий, стоит ли ждать многого от будущего? Вряд ли в ближайшее время появится множество новых видов живых существ, или радикально изменятся характеристики уже известных.

С другой стороны, биология — наука о жизни, а жизнь была раньше, есть сейчас и, очевидно, будет и дальше. Биология позволяет человечеству поддерживать жизнь на Земле: заботиться о животных, выращивать растения, поддерживать здоровье людей. В этом смысле биология — что-то вроде инструкции ко всем живым существам. Немаловажно, что многие ученые поддерживают идею, что очень многие организмы еще не обнаружены и все еще ждут открытия и изучения.

Сделать вывод о том, смотрит ли биология в будущее, непросто. Биология — обширная наука, которая тесно взаимодействует с другими, например, с IT сферой, физикой, медициной, математикой. По всей видимости, будущее именно за знаниями о природе на стыке биологии с другими науками.

Значение биологии

Благодаря биологии мы можем узнать, как сохранить нашу планету — наш дом. Мы учимся беречь природные ресурсы и улучшать их состояние.

Биология — это не просто описание растений или изучение повадок животных. Это важная область знаний, которая позволяет решать множество практических задач, связанных с сельским хозяйством, с производством продуктов питания, с сохранением вымирающих видов.

Население Земли стремительно растет, и, к сожалению, ресурсы планеты не успевают возобновляться так же быстро. Биология позволяет применять инструменты для выращивания овощей, фруктов, зерновых культур, чтобы население не страдало от голода.

Мы научили микроскопические живые организмы «работать» на благо себе. Мы используем бактерии и крошечные грибы, чтобы получать творог, кефир, сыр, квас и хлеб. С помощью биотехнологий мы выращиваем здоровых животных, обогащаем их корма витаминами, избавляемся от вредителей растений.

Именно эта наука сделала возможным открытия в области изучения болезней и лечения людей, животных и растений. Это чудо, что сейчас у нас есть способы лечения заболеваний, которые всего 50 лет назад в 100 % случаев приводили к смерти.

Из всех живых организмов, живущих на Земле, только человек способен использовать знания об окружающей среде, чтобы сохранить и приумножить богатство природы.

Что мы будем изучать в 5 классе?

Любая наука изучается последовательно: от простого к сложному и от общих понятий к частным.

В курсе 5 класса мы будем говорить об основах биологии: законах развития природы, методах изучения живых организмов, рассмотрим строение клеток, из которых состоят все живые существа.

После этого мы перейдем к изучению двух больших групп организмов: бактерий и грибов. Вы узнаете, откуда они появились и какова их роль в зарождении жизни на Земле, какое у них строение и зачем вообще они нужны в природе.

Вас ждет большое приключение в мире биологии!

Что изучает наука биология?

Биология — наука о живых существах. Она изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни.

Когда появилась биология?

Люди наблюдали за природой с древних времен, но объединять эти знания начали не сразу. Ученые считают, что биология в формате науки появилась в XIX веке.

Что такое биосфера?

Это область распространения живых существ на нашей планете.