Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписаться
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Олеся

1898

Краткое содержание и анализ повести

35 минут
Содержание

Александр Куприн часто рисовал в своих произведениях идеальный образ естественного человека  такого, который не подвластен тлетворному влиянию общества, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живет с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы естественного человека является повесть «Олеся». 

В произведении представлена и тема любви, и тема жизни в гармонии с природой. Так же в повести присутствует атмосфера мистицизма, придающая сюжету некую загадку. 

Глава 1

Рассказ ведется от лица главного героя – помещика Ивана Тимофеевича. 

По служебным делам шесть месяцев Иван Тимофеевич вынужден был провести в глухой деревушке под названием Переброд в Волынской губернии, на окраине Полесья. 

Местные жители были не слишком общительны с чужаком, так что рассказчик говорил в основном со своим слугой – полесовщиком Ярмолой. Вместе они охотились, а еще Иван Тимофеевич обучал Ярмолу грамоте. В этом и заключались все его развлечения.

Область Полесья на карте (включает в себя части Беларуси, Украины, Польши и России)

Ярмола жил в Переброде и считался одним из самых бедных и ленивых мужиков. Весь свой заработок он пропивал, а его семья едва не умирала с голоду. Тем не менее Иван Тимофеевич поладил со своим слугой, временами помогал его семье. К тому же Ярмола знал лес как свои пять пальцев и с радостью сопровождал барина на охоте. 

А вот обучать слугу грамоте оказалось не таким приятным занятием, как представлял Иван Тимофеевич. Но в плохую погоду ему больше нечем было заняться, так что не бросил этого дела и почти научил Ярмолу писать свою фамилию.

Глава 2

Одним ненастным грозовым вечером от скуки и непонятного беспокойства Иван Тимофеевич завел разговор с Ярмолой. 

– Как ты думаешь, Ярмола, откуда это сегодня такой ветер?
– Ветер? – отозвался Ярмола, лениво подымая голову. – А паныч разве не знает?
– Конечно, не знаю. Откуда же мне знать?
– И вправду не знаете? – оживился вдруг Ярмола. – Это я вам скажу, – продолжал он с таинственным оттенком в голосе, – это я вам скажу: чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет.
– Ведьмака – это колдунья, по-вашему?
– А так, так… колдунья.

И Ярмола рассказал, что в их деревне лет пять назад жила одна ведьма с внучкой, но жители прогнали их в лес. 

Иван Тимофеевич оживился. Наконец-то, интересная история, которая может развеять его скуку! Он стал допрашивать Ярмолу, где теперь живет эта ведьма, и тот нехотя рассказал, что поселилась она на болоте за Ириновским шляхом. Это место оказалось не так уж далеко от дома Ивана Тимофеевича, и он заинтересовался еще больше. 

Иван Тимофеевич

Молодой помещик, приехавший на полгода в Полесье по долгу службы.

Он знакомится с живущей неподалеку ведьмой Мануйлихой и ее внучкой Олесей. Поначалу посещает их от скуки и любопытства, но постепенно сближается с Олесей и влюбляется в нее. 

Иван Тимофеевич (Геннадий Воропаев). Сцена из фильма «Олеся», 1971 год

Он решил, что непременно должен познакомиться с этой ведьмой, а Ярмола должен его проводить. Но слуга наотрез отказался. 

– Нет, панычу, не пойду… ни за что не пойду… Чтобы я?! – опять воскликнул он, охваченный новым наплывом возмущения. – Чтобы я пошел до ведьмачьего кубла? Да пусть меня бог боронит. И вам не советую, паныч.
– Как хочешь… а я все-таки пойду. Мне очень любопытно на нее посмотреть.

Глава 3

Через несколько дней погода улучшилась, и Иван Тимофеевич с Ярмолой отправились на охоту. Они разделились и должны были встретиться на Ириновском шляхе, но Иван Тимофеевич заблудился и забрел на болото. 

Он увидел ветхую избушку и решил, что там живет лесник. Но в избушке у печки сидела старуха, внешне похожая на сказочную бабу-ягу. Тогда герой вспомнил о ведьме. Ярмола говорил, что ее зовут Мануйлиха. 

Мануйлиха. Художник О. Дмитриева

Старуха действительно оказалась Мануйлихой. Она без радости встретила гостя, ничем его не угостила и не скрывала, что ждет, когда же он, наконец, уйдет. Иван Тимофеевич выпил воды и уже собирался искать дорогу к дому, но вдруг решил испробовать еще одно средство, чтобы задобрить старуху. Он достал из кармана четвертак и попросил погадать ему за небольшую плату. Деньги заставили Мануйлиху быть с гостем чуть помягче, и она согласилась. 

– Позолоти, барин хороший… Счастлив будешь, богат будешь… – запела она попрошайническим, чисто цыганским тоном.
Я сунул ей приготовленную монету. Старуха проворно, по-обезьяньи, спрятала ее за щеку.
– Большой интерес тебе выходит через дальнюю дорогу, – начала она привычной скороговоркой. – Встреча с бубновой дамой и какой-то приятный разговор в важном доме. Вскорости получишь неожиданное известие от трефового короля. Падают тебе какие-то хлопоты, а потом опять падают какие-то небольшие деньги. Будешь в большой компании, пьян будешь… Не так, чтобы очень сильно, а все-таки выходит тебе выпивка. Жизнь твоя будет долгая. Если в шестьдесят семь лет не умрешь, то…

Вдруг оба, и старуха, и гость, услышали чье-то пение за дверью. Мануйлиха попыталась тут же выпроводить гостя, но тут в избу вошла молодая красивая девушка. Она несла в переднике трех зябликов, собираясь дома накормить их. 

Старуха снова объявила, что гостю пора уходить. Тот не сопротивлялся, но попросил девушку проводить его. Та согласилась. 

По дороге Иван Тимофеич любовался незнакомкой. Она была совсем не похожа на местных девушек. Стройная брюнетка с красивыми чертами лица. 

Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.

Девушка держалась с незнакомцем осторожно, отстраненно. На вопросы отвечала отрывисто и грубовато. Иван Тимофеевич поинтересовался, не страшно ли им с бабушкой жить в лесу одним, и получил ответ, что они только рады, когда никто их не трогает. 

Понимая беспокойство девушки, Иван Тимофеевич уверил ее, что он всего лишь приезжий человек, не начальство, а значит, никаких проблем им с бабкой устраивать не собирается. Узнав об этом девушка слегка смягчилась. Начальство сильно досаждали им угрозами выселения и каторги.

Девушка немного проводила гостя и указала дальнейший путь. Иван Тимофеевич спросил разрешения заходить иногда. Девушка вдруг потеряла свою суровость и ответила, что заходить-то можно, но они с бабушкой скучные и вряд ли смогут развлечь гостя. 

Олеся и Мануйлиха. Художник П. Н. Пинкисевич

Они попрощались и в последний момент Иван Тимофеевич спросил имя девушки. «Аленой меня зовут… По-здешнему – Олеся», – ответила она. 

Следуя по указанному пути, Иван Тимофеевич дошел до дома. Там его уже ждал Ярмола. Тот догодался по следам, что барин ходил к ведьме, и совсем не одобрял этого.

Глава 4

Наступила весна. Как только дороги немного просохли, Иван Тимофеевич отправился к Олесе. С их первой встречи он постоянно думал о ней. 

Мануйлиха встретила его также негостеприимно. Смягчить ее удалось только гостинцами: чаем и сахаром. 

Олеся была настроена более дружелюбно. Она была занята прядением, и гость присел рядом.

Иван Тимофеевич (Геннадий Воропаев) в гостях у Олеси (Людмила Чурсина). Кадр из фильма «Олеся», 1971 год

Девушка спросила, верит ли Иван Тимофеевич в гадания, ведь бабка ему в прошлый раз гадала. Тот ответил, что всякое бывает, но так, как гадает Мануйлиха, любая баба сможет. Олеся согласилась, что бабушка теперь гадает плохо, слишком стара. 

«Ну, а ты, Олеся, умеешь гадать?» – спросил Иван Тимофеевич. Девушка ответила, что да. Но гостю погадать не согласилась. Дело в том, что она уже бросала на него карты, а второй раз пытать судьбу нельзя. 

Тогда Иван Тимофеевич стал допытываться, что же карты сказали ей в тот раз. Олеся долго не хотела рассказывать, но сдалась. «Нехорошо вам вышло…» – сказала она. И предсказала гостю тягостную жизнь и сильную нужду, которая изменится после смерти близкого человека. Любовь и брак его тоже не ожидали. Но в этом году карты предсказали для него любовь некой трефовой дамы с темными волосами. 

– Дальше… Ох! Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит… А вам в ее планете ничего дурного не выходит.

Иван Тимофеевич не слишком верил этим предсказаниям. А вот Олеся не сомневалась, что ей даны сверхестественные способности. 

Это ведь у меня от судьбы. Бабка моя, когда помоложе была, тоже смерть узнавала, и моя мать тоже, и бабкина мать – это не от нас… это в нашей крови так.

Глава 5

После обеда Иван Тимофеевич отправился домой, и Олеся сама вызвалась проводить его. 

Мужчина спросил, правда ли, что Мануйлиха колдунья? Олеся спокойно ответила, что да, так и есть. Девушка была в этом абсолютно уверена, а вот Иван Тимофеевич не верил. Он попросил показать ему что-нибудь, чтобы он убедился своими глазами. Олеся легко согласилась. 

Девушка нанесла на руку Ивана Тимофеевича порез, а затем, низко наклонившись, нашептала какие-то слова. От пореза осталась только царапина. Также, шагая следом за ним, она заставила его несколько раз упасть на ровном месте, не прикасаясь и не толкая.

Олеся

Молодая красивая девушка, живущая в лесной хате со своей бабушкой. Своенравная, независимая, естественная, свободная, «дитя природы». Олеся обладает колдовскими силами, по крайней мере, она в этом абсолютно убеждена.

Олеся (Людмила Чурсина). Кадр из фильма «Олеся», 1971 год

Иван Тимофеевич все-таки не до конца поверил в способности Олеси. Наверняка этому есть какое-то объяснение. 

Кроме сверхестественных сил мужчину удивляло, что Олеся, выросшая в лесу, не умевшая читать и писать, говорит очень хорошо. Девушка рассказала, что это все от бабушки. Сейчас в это сложно поверить, но та очень умная и многое знает. 

На прощание Олеся крепко дружески пожала гостю руку и пригласила заходить почаще. 

Глава 6

С тех пор Иван Тимофеевич стал часто заходить в лесную избушку. Олеся всегда встречала его сдержанно, но было видно, что она рада. Майнулиха все так же ворчала, но терпела гостя. 

Олеся каждый раз провожала его до Ириновского шляха, и в это время между ними завязывался живой разговор. Девушка была любопытна и с жадностью слушала рассказы Ивана Тимофеевича об устройстве Земли, о разных городах и народах, об ученых.

Олеся (Людмила Чурсина) провожает Ивана Тимофеевича (Геннадий Воропаев). Кадр из фильма «Олеся», 1971 год

Услышав о Петербурге, Олеся заявила, что в таком большом городе она ни за что не стала бы жить. «Ну, а если твой муж будет из города?» – спросил ее Иван Тимофеевич. Олеся заявила, что никакого ей мужа не надо. И в церковь она не пойдет, потому что из-за колдовства в церковь им нельзя. 

Иван Тимофеевич уже не первый раз пытался безуспешно переубедить Олесю. Но, несмотря на это разногласие, они с каждым днем все больше привязывались друг к другу. 

Глава 7

Однажды, когда Иван Тимофеевич по обыкновению пришел в гости, он заметил, что Мануйлиха и Олеся чем-то обеспокоены. 

Девушка старательно делала вид, что все в порядке, но старуха выдала гостю всю историю как есть.

Дело в том, что вчера в избушку заезжал местный урядник. Он поставил женщинам условие: либо они сами съезжают с хаты, либо он сошлет их на родину. 

Олеся и Мануйлиха. Художники Г. А. В. Траугот

А моя родина, батюшка, далекая, город Амченск… У меня там теперь и души знакомой нет, да и пачпорта наши просрочены-распросрочены, да еще к тому неисправные. Ах ты, господи, несчастье мое!

Говорят, что лес купил новый помещик и собрался осушать болото. Так что урядник даже за взятку не соглашался оставить женщин в покое. 

Мануйлиха слезно попросила Ивана Тимофеевича сделать, что сможет, чтобы избежать их выселения. Он согласился. 

В этот день Олеся попрощалась с ним холодно, гордость ее была задета.

Глава 8

Когда в те места снова приехал урядник Евпсихий Африканович, Иван Тимофеевич не без труда уговорил его зайти в гости. Урядник спешил по делам, но соблазнился на обещанное угощение. 

После еды Иван Тимофеевич изложил уряднику положение бедной старухи. Но Евпсихий Африканович и слышать об этом не хотел. 

– Как чем я рискую-с?! – взвился с кресла урядник. – Помилуйте, да всем рискую и прежде всего службой-с. Бог его знает, каков этот господин Ильяшевич, новый помещик. А может быть, каверзник-с… из таких, которые, чуть что, сейчас бумажку, перышко и доносик в Петербург-с? У нас ведь бывают и такие-с!

Он считал жительниц лесной избушки «язвой здешних мест». Боялся, что начальство узнает о том, что на его земле живут колдуньи, не посещающие церковь.

Евпсихий Африканович. Художники Г. А. В. Траугот

После долгих уговоров урядник, наконец, намекнул, что за хорошее ружье, висящее у Ивана Тимофеевича на стене, он согласится «посмотреть». Разумеется, взятка была обставлена как искренний подарок, хотя оба участника  разговора все понимали. 

Глава 9

Евпсихий Африканович действительно оставил в покое обитательниц лесной хатки на неопределенное время. 

Отношения Ивана Тимофеевича и Олеси с этих пор резко изменились. В их разговорах появилась какая-то неловкость, исчезли ласка и доверие.

Но Иван Тимофеевич все же продолжал ходить в гости. Он постоянно думал об Олесе и его непреодолимо тянуло к ней. 

Олеся и Иван Тимофеевич. Кадр из фильма «Олеся», 1971 год

В один из таких дней Иван Тимофеевич уже с утра почувствовал недомогание, а к вечеру по дороге домой у него началась лихорадка, которая продлилась шесть дней. Когда ему стало легче, Иван Тимофеевич снова почувствовал, что его с новой силой потянуло в лес, в одинокую покривившуюся хатку. 

Глава 10

Еще через несколько дней, окончательно окрепнув, Иван Тимофеевич отправился к Олесе. Он волновался: как она встретит его после непривычно долгого отсутствия? 

Девушка была взволнована и рада увидеть гостя. 

И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви… Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний, все свое существо.

Оба понимали, что им о многом нужно поговорить, поэтому когда Иван Тимофеевич собрался домой, Олеся, конечно, пошла его провожать. По недовольству Мануйлихи и коментариям Олеси мужчина догадался, что они обсуждали его в его отсутствие и что Олеся пошла против воли бабушки, продолжая сближаться с ним.

Олеся и Иван Тимофеевич. Художник П. Н. Пинкисевич

По дороге девушка призналась, что была так холодна в их последние встречи потому, что боялась. «Я думала, что можно уйти от судьбы…» – произнесла она. Но теперь Олесин страх исчез. 

Она задохнулась, точно ей не хватало воздуху, и вдруг ее руки быстро и крепко обвились вокруг моей шеи, и мои губы сладко обжег торопливый, дрожащий шепот Олеси:
– Теперь мне все равно, все равно!.. Потому что я люблю тебя, мой дорогой, мое счастье, мой ненаглядный!..

Иван Тимофеевич в ответ тоже признался в любви. 

На прощание он спросил у Олеси, не жалеет ли она? Девушка ответила, что не пожалеет, что бы ни случилось. 

– А разве непременно должно что-нибудь случиться?
В ее глазах мелькнуло отражение знакомого мне мистического ужаса.
– О да, непременно… Помнишь, я тебе говорила про трефовую даму? Ведь эта трефовая дама – я, это со мной будет несчастье, про что сказали карты… Ты знаешь, я ведь хотела тебя попросить, чтобы ты и вовсе у нас перестал бывать. А тут как раз ты заболел, и я тебя чуть не полмесяца не видала… И такая меня по тебе тоска обуяла, такая грусть, что, кажется, все бы на свете отдала, лишь бы с тобой хоть минуточку еще побыть… Вот тогда-то я и решилась. Пусть, думаю, что будет, то и будет, а я своей радости никому не отдам…

От этих слов Иван Тимофеевич и сам смутно почувствовал близкую беду.

Глава 11

Почти месяц продолжалась «наивная, очаровательная сказка [их] любви». Иван Тимофеевич и Олеся были вдохновлены и счастливы. А старая Мануйлиха стала еще сердитее и брюзгливее. 

Между тем приближалось время отъезда Ивана Тимофеевича. Все его служебные дела в этих местах были давно закончены. Но свидания с Олесей уже стали для него необходимостью, и он не мог представить жизни без нее. Так что чем ближе становилось время отъезда, тем решительнее Иван Тимофеевич был настроен жениться на Олесе.

Разговор Олеси и Ивана Тимофеевича. Художник П. Н. Пинкисевич

В одну из встреч Иван Тимофеевич робко и нерешительно признался девушке, что скоро должен будет уехать. Она побледнела, но спорить не стала. Иван Тимофеевич тут же заявил, что намерен просить у ее бабушки разрешения жениться на Олесе. 

Но Олеся считала, что это невозможно. Она простая, необразованная девушка, незаконнорожденная, к тому же она должна заботиться о бабушке. 

Вдруг Ивана Тимофеевича осенила одна догадка. «А может быть, ты опять… церкви боишься?» — спросил он. Олеся ничего не ответила. 

Только поздно ночью, когда они прощались, девушка вдруг спросила: «Ты бы очень был доволен, если бы я когда-нибудь пошла в церковь?» Иван Тимофеевич ответил, что ему это, пожалуй, было бы приятно. На этом они и расстались. 

У Ивана Тимофеевича сразу же появилось предчувствие чего-то ужасного. Ему захотелось догнать Олесю и умолять ее не ходить в церковь. Но он упрекнул сам себя в суеверии и ничего не сделал. 

О, боже мой! Зачем я не послушался тогда смутного влечения сердца, которое – я теперь безусловно верю в это! – никогда не ошибается в своих быстрых тайных предчувствиях.

Глава 12

На следующий день был праздник святой Троицы, и народ в селе гулял и много пил. Ивану Тимофеевичу необходимо было уехать по делам, и его не было до вечера. 

Приехав домой, он обнаружил у себя конторщика из соседнего имения Никиту Назарыча Мищенку.

Тот рассказал ему о «забавном» случае, который произошел сегодня в деревне. Оказалось перебродские бабы поймали на площади ведьму и «задали ей встряску». Иван Тимофеевич тут же потребовал рассказать все по порядку. Мищенка рассказал, что знал. А все подробности тех событий Иван Тимофеевич узнал уже позже. 

Оказалось, Олеся действительно решилась пойти в церковь. Ее приход, конечно, не остался незамеченным. После окончания службы у церкви Олесю обступила толпа баб. Они разглядывали ее, обзывали, ругали, не давали уйти. В итоге они решили вымазать ведьму дегтем, что символизировало бы для девушки несмываемый позор.

Бабы бранят Олесю у церкви. Художник П. Н. Пинкисевич

Страх придал Олесе сил, и она, расталкивая обидчиц, устроив переполох, смогла выбраться из толпы и убежать. Вслед ей полетели камни, но никто не попытался всерьез догнать ее. 

Отбежав подальше, Олеся в гневе обернулась к толпе и выкрикнула: «Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!» Домой девушка дошла исцарапанная, без платка и в изорванной одежде.

Все это Иван Тимофеевич узнал позже, а тогда, даже не дослушав рассказ Мищенки, он уже взял лошадь и поскакал в лес. 

Устаревшие слова и диалектизмы, встречающиеся в повести

Полесовщик – лесной сторож, лесник. 

«Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату…» 

Конторщик – мелкий служащий при административно-хозяйственном учреждении, который занимался ведением записей и документооборотом. При крупных помещичьих хозяйствах учреждались конторы, где трудился целый штат конторщиков.

«В моей комнате я застал конторщика соседнего имения – Никиту Назарыча Мищенку».

Урядник – нижний чин уездной полиции.

«Урядник сам правил лошадью, занимая своим чудовищным телом, облеченным в серую шинель щегольского офицерского сукна, оба сиденья».

Кубло – звериное логово, гнездо, иногда так называли человеческое жилище. 

«Чтобы я пошел до ведьмачьего кубла?»

Жито – немолотое зерно, хлеб. 

«У половины села жито как ногами потоптано».

Шлях – наезженная дорога, путь. 

«Я пошел по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня».

Старка – крепкий алкогольный напиток.

«Во всяком случае, это была подлинная домашняя, ошеломляющая старка, гордость погреба разорившегося магната».

Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей. 

«Привязав лошадь к плетню, я вошел в хату».

Огневица – горячка, лихорадка. 

«Значит, огневица с ней началась…»

Наробить – от глаг. робить – работать, делать.

Чули – от глаг. чуять — чувствовать, предпологать.

«Вы не чули, что вчерашний град наробил?»

Глава 13

Мануйлиха с порога начала бранить Ивана Тимофеевича и никак не могла успокоиться. Олеся в лихорадке лежала на печке.

Иван Тимофеевич подошел к ней. Девушка отказалась от предложения вызвать доктора и долго не хотела показывать своего исцарапанного лица. Она ни в чем не винила своего любимого, была все такой же ласковой, как и всегда.

Олеся рассказала, что скоро им с бабушкой придется уехать из этих мест. Из-за угроз Олеси, которые она от страха и злобы бросила в толпу, им грозит расправа за любое несчастье, которое случится в деревне, пусть и не по их вине. 

Олеся и Иван Тимофеевич. Художники Г. А. В. Траугот

Эти события стали для Олеси еще одним подтверждением, что карты не врут и что им с Иваном Тимофеевичем не судьба быть вместе. Тот пытался как всегда переубедить ее. 

– Ваня, послушай… – произнесла она с расстановкой. – Скажи мне: покамест ты был со мною, был ли ты счастлив? Хорошо ли тебе было?
– Олеся! И ты еще спрашиваешь!
– Подожди… Жалел ли ты, что узнал меня? Думал ли ты о другой женщине, когда виделся со мною?
– Ни одного мгновения! Не только в твоем присутствии, но, даже и оставшись один, я ни о ком, кроме тебя, не думал.
– Ревновал ли ты меня? Был ли ты когда-нибудь на меня недоволен? Не скучал ли ты со мною?
– Никогда, Олеся! Никогда!
Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза.
– Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом, – сказала она так убедительно, точно читала у меня в глазах будущее. – Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдешь нигде. А потом все пройдет, все изгладится. И уж без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно.

В тот вечер Иван Тимофеевич уехал, не зная, увидит ли Олесю снова.

Глава 14

Ночью разразилась ужасная гроза: гром, молнии, ветер и град. Град был настолько крупным, что даже разбил окно в доме Ивана Тимофеевича. 

Наутро его разбудил Ярмола и сказал, что барину нужно поскорее уезжать. Ночной град побил зерно у большинства жителей деревни, и, конечно, после Олесиного проклятия они жаждут расправы над ведьмами. Да и про Ивана Тимофеевича говорили недоброе.

Прототип Ивана Тимофеевича

В основу повести легла реальная история помещика Ивана Тимофеевича Порошина, у которого Куприн гостил, находясь в Полесье. Этот эпизод описан во вступлении, которое сохранилось в архивах.

«…В один из таких вечеров наш милейший хозяин Иван Тимофеевич Порошин, лежа, по своему обыкновению, на широком турецком диване, рассказал нам несколько довольно любопытных местных преданий. Польщенный нашим вниманием, он в конце концов признался, что у него самого «произошел в жизни не совсем обыкновенный эпизод, в котором главную роль играла настоящая полесская колдунья…»

При этом повесть содержит и автобиографические детали. Главный герой – литератор, как и сам Куприн. Кроме того, он проводит в Полесье шесть месяцев, что тоже совпадает с биографией автора. 

Иван Тимофеевич тут же отправился к в лес и нашел лесную избушку пустой, с распахнутыми дверями и окнами. 

Внутри он обнаружил беспорядок, который остается после спешных сборов. Иван Тимофеевич уже собирался уходить, когда заметил нитку красных бус, подвешенных на угол оконной рамы. Эти бусы – единственное, что осталось у Ивана Тимофеевича в память об Олесе и их любви. 

Прощальный подарок Олеси. Кадр из фильма «Олеся», 1971 год

Александр Иванович Куприн

Русский писатель-реалист, автор множества повестей, рассказов и романов («Молох», «Олеся», » Поединок», «Гранатовый браслет», «Юнкера»). Жизнь писателя с самого детства была непростой и насыщенной разными событиями, многие из которых нашли отражение в его произведениях.

А. И. Куприн

Задание

Как раскрывается тема трагической любви в повести «Олеся»?

Показать текст

Скрыть текст

Повесть посвящена зарождению и развитию любви между лесной ведьмой Олесей и городским помещиком Иваном Тимофеевичем. Несмотря на появившееся между ними чувство, они во многом были совершенно разными людьми. Различались их социальный статус, уровень образования, образ жизни и мышление. В итоге эти различия стали причиной, по которой влюбленные не могли быть вместе. Иван Тимофеевич должен возвращаться к «цивилизованной» столичной жизни, в которой Олесе нет места. Ее мир – это лес, природа, где можно быть свободным от условностей, честным и открытым.

Еще одна причина трагического окончания отношений героев – это разница в их любви. Любовь Олеси — чистая, искренняя, отдающая. Будучи убежденной в том, что им с Иваном Тимофеевичем не быть вместе всю жизнь, Олеся ничего не ждет от него. Она просто любит, не оглядываясь на мнение общества и даже своей бабушки.

Иван Тимофеевич, в отличие от Олеси, полон стереотипов. Он удивляется, что девушка, выросшая в лесу, не получившая образования, не обученная светским манерам, может быть полна благородства, хорошо говорить, охотно рассуждать, понимать сложные темы, то есть быть не хуже тех барышень, которых Иван Тимофеевич встречал раньше. Под свои представления о жизни он пытается подстроить и свою возлюбленную: раз за разом убеждает ее, что нет никакого колдовства и что церковь так же доступна для девушки, как и для всех остальных. Делая ей предложение, он сомневается, но думает, что из юной дикарки все-таки удастся «вылепить» светскую даму. В то же время Олеся, с самого начала заметив не самые приятные стороны своего избранника, приняла их как данность. Она ничего не требовала от него, не просила даже остаться ради нее в Переброде и не возвращаться в город.

Автор ведет повествование от лица Ивана Тимофеевича, который рассказывает историю из своего прошлого. В течение всей повести читатель чувствует, что отношения героев ждет трагический конец. С самого начала Олеся предсказывает позор для «трефовой дамы» и холостую жизнь для Ивана Тимофеевича, позже она постоянно напоминает о судьбе, которую нельзя изменить. Перед походом Олеси в церковь автор явно дает понять, что этот эпизод и станет той самой трагедией, которая заставит влюбленных расстаться. Во время последней встречи герои еще не знают, что прощаются навсегда, но чувствуют это, и вместе с ними это понимает и читатель.

Часто задаваемые вопросы

В чем своеобразие композиции повести “Олеся”?

Главной композиционной особенностью повести является ретроспектива – произведение составлено из воспоминаний рассказчика.

Повесть во многом построена на противопоставлениях. Городская “цивилизованная” жизнь противопоставляется жизни в деревне и на природе. Люди, живущие по правилам общества противоположны тем, кто отличается от окружающих. Ставится вопрос, волен ли человек распоряжаться своей судьбой или сбудется лишь то, что предначертано.

Какую роль в повести играют картины природы?

Описание окружающего пейзажа играет важную роль в повествовании. Он является фоном для того, чтобы показать душевное состояние героев.

Унылый зимний пейзаж отражает скуку и монотонность, которую чувствовал Иван Тимофеевич. Весной вместе с новой жизнью, свежей землей и первыми цветами зародились чувства героев. Первая ночь после признания в любви представлена чарующей, магической, а лес превратился в сказочный мир. Счастливый летний месяц, который герои провели вместе, выдался жарким, полным звуков и запахов, словно сама природа охраняла счастье влюбленных. День, когда случилось трагическое событие в церкви, описан душным и пыльным, природа готовилась к грозе. Именно гроза и поставила точку в отношениях героев, из-за нее Олеся с бабушкой были вынуждены спешно уехать.

Описание окружающих пейзажей занимает большую часть повествования. И сама главная героиня Олеся представлена как дитя природы, лесная нимфа: открытая, чистая, непосредственная, веселая и любопытная. Для автора жизнь в согласии с природой и ее ритмами представляется более полезной для духовного развития человека, чем жизнь среди благ цивилизации, так как именно лес (а также единственный действительно близкий человек – бабушка), а не образование и светские манеры, сделал Олесю такой, какая она есть.

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение