Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Мертвые души. Том 2

1842

Краткое содержание и анализ поэмы

30 минут
Содержание

Глава первая

Андрей Иванович Тентетников, одинокий помещик тридцати с небольшим лет, коллежский секретарь, был владельцем живописного имения. «Господи, как здесь просторно!» — восклицал каждый, кто проезжал через его деревню. 

За лугами, усеянными рощами и водяными мельницами, зеленели и синели густые леса, как моря или туман, далеко разливавшийся. За лесами, сквозь мглистый воздух, желтели пески. За песками лежали гребнем на отдаленном небосклоне меловые горы, блиставшие ослепительной белизной даже и в ненастное время, как бы освещало их вечное солнце. Кое-где дымились по ним легкие туманно-сизые пятна. Это были отдаленные деревни, но их уже не мог рассмотреть человеческий глаз. Только вспыхивавшая, подобно искре, золотая церковная маковка давала знать, что это было людное, большое селенье.

Соседи были о Тентетникове не лучшего мнения. Но автор отмечает, что он не был плохим человеком, а был просто «коптителем неба». А далее описывает, как проходит день Андрея Ивановича. 

Вид на имение помещика Тентетникова. Художник И. Вельц

Просыпался он поздно, долго лежал в постели, потом два часа завтракал и садился к окну. В это время он каждый раз становился свидетелем ссор, визга и толкотни. Но происходящее за окном мало его заботило, он лишь просил быть потише.

Перед обедом Тентетников уходил в кабинет, чтобы заняться делами. В основном эти дела оканчивались на этапе обдумывания. Потом он читал, обедал, а после обеда не делал ничего.

Время в поэме «Мертвые души»

Гоголь достаточно вольно обращается со временем в своем произведении. Отправляясь в Маниловку, Чичиков садится в бричку в «шинели на больших медведях» (то есть на медвежьем меху). По дороге он встречает мужиков в овчинных тулупах, а значит, можно сделать вывод, что речь идёт о холодном времени года.

Приехав к Манилову, он видит дом на горе, «одетой подстриженным дерном», «кусты сиреней и жел­тых акаций», березы с «мелко­листными жиденькими вершинами», «пруд, по­крытый зеленью», по колено в пруду бредут бабы — уже без всяких тулупов. Теперь по описанию мы видим май или июнь.

Проснувшись на следующее утро в доме Коробочки, Чичиков смотрит из окна на «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хо­зяйственным овощем» и на «фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев». Это уже похоже на конец лета или осень, когда поспевает урожай. А через несколько дней в город приезжает Манилов «в медве­дях, крытых ко­ричневым сукном, и в теплом картузе с ушами» — снова наступили холода. 

Времена года в поэме не сменяют друг друга по порядку, а сопровождают место или персонажа, становясь его до­полнительной характеристикой. 

Чтобы понять, как появляются такие ленивые люди, автор рассказывает историю взросления Андрея Ивановича. 

Он был живым, остроумным ребенком. Попал в училище к педагогу с необычным подходом. Звали его Александр Петрович. Он умел находить общий язык с учениками, был для них и другом, и авторитетом. Он разрешал ребятам шалить и пакостить, считал, что в детстве это необходимо. Александр Петрович говорил, что важно пробудить в человеке честолюбие, именно оно заставляет действовать. 

Многих резвостей и шалостей он не удерживал вовсе: в первоначальных резвостях видел он начало развитья свойств душевных. Они были ему нужны затем, чтобы видеть, что такое именно таится в ребенке. Так умный врач глядит спокойно на появляющиеся временные припадки и сыпи, показывающиеся на теле, не истребляет их, но всматривается внимательно, дабы узнать достоверно, что именно заключено внутри человека.

В преподавании он тоже был талантлив и умел объяснить предмет простыми словами, так, чтобы все поняли. И утверждал, что нужнее всего изучать науку жизни. 

Такую науку он сделал отдельным предметом обучения, которую после основного курса могли осваивать самые талантливые ученики. Там он требовал от них «высшего ума», то есть посреди каких бы то ни было огорчений сохранить высокий покой, в котором вечно должен пребывать человек. Учитель честно рассказывал молодым людям о том, что ждет их на службе и с какими трудностями придется столкнуться. Но ученики не пугались, они слышали в словах наставника только слово «вперед!»

Те, кто прошел обучение у Александра Петровича, после выпуска достигали успехов на выбранном поприще, при этом сохраняли высокие моральные качества. 

Но увы, когда Андрей Иванович только готовился продолжить обучение, наставник неожиданно умер. Вместо него появился учитель с совершенно противоположными взглядами. Больше всего он ценил тишину и дисциплину, а знания были вторичны. В итоге ученики старались быть примерными днем, а ночью устраивали кутежи. И конечно, ни о какой науке жизни речи уже не шло. 

Тентетников мечтает. Художник М. Далькевич

Андрей Иванович оказался в таком положении, что его честолюбие уже было возбуждено, но куда его приложить он не знал. И ждал окончания учебы, надеясь что за стенами училища начнется настоящая жизнь. 

Но после выпуска Андрей Иванович с трудом и с помощью дяди нашел лишь место списывателя бумаг в каком-то департаменте. Он увидел, как незначительна его работа, и ему показалось, что настоящая жизнь, которую он ожидал, осталась там, в училище. Вскоре он свыкся со службой. Но так вышло, что по какой-то причине ему не понравился начальник. Андрей Иванович стал замечать каждую мелочь в его поведении и все больше раздражался. В итоге вышла ссора, после которой Тентетников подал в отставку. 

Уйдя со службы, он решил заняться своим имением. Вернулся в деревню и охотно взялся за хозяйство. Но крестьяне быстро поняли, что барин хоть и шустрый, а в делах понимает мало. Он казался им каким-то чужим, непонятным. 

В итоге вышло так, что сколько Тентетников ни старался, мужики продолжали лениться и обманывать. Постепенно он стал терять интерес к хозяйственным работам, а потом и вовсе заперся в комнате и перестал принимать даже приказчика с докладами. 

С соседями он тоже перестал общаться. Их разговоры раздражали его, казались поверхностными, и он просто разорвал все связи, за что его и невзлюбили.

Андрей Иванович Тентетников

Помещик 32–33 лет, не женат. Ленивый и безразличный ко всему, что его окружает, «коптитель неба». В поэме автор подробно рассказывает его предысторию. Обладая жаждой жизни и деятельности, Тентетников так и не нашел, куда приложить свои силы, и в итоге сдался.

Для того, чтобы сойтись с ним поближе, Чичиков берется помочь возобновить свидания Тентетникова с соседской барышней. Часть истории, где описано развитие их отношений, не сохранилась.

С тех пор Тентетников жил в уединении. Он не вылезал из халата и все обдумывал большое сочинение о России. 

Иногда, услышав о ком-нибудь из прежних школьных товарищей, которые достигли успеха, Андрей Иванович сожалел о своей бесполезной жизни, вспоминал прошлое и рыдал весь день. 

Что значили эти рыданья? Обнаруживала ли ими болеющая душа скорбную тайну своей болезни, что не успел образоваться и окрепнуть начинавший в нем строиться высокий внутренний человек; что, не испытанный измлада в борьбе с неудачами, не достигнул он до высокого состоянья возвышаться и крепнуть от преград и препятствий; что, растопившись, подобно разогретому металлу, богатый запас великих ощущений не принял последней закалки, и теперь, без упругости, бессильна его воля; что слишком для него рано умер необыкновенный наставник и нет теперь никого во всем свете, кто бы был в силах воздвигнуть и поднять шатаемые вечными колебаньями силы и лишенную упругости немощную волю, — кто бы крикнул живым, пробуждающим голосом, — крикнул душе пробуждающее слово: вперед! — которого жаждет повсюду, на всех ступенях стоящий, всех сословий, званий и промыслов, русский человек?

Однажды из-за любви Тентетников чуть не изменил свой образ жизни. По соседству с ним жил генерал Бетрищев, у которого была дочь Улинька. Красивая девушка, умевшая расположить к себе людей, искренняя, естественная, не терпящая несправедливости.

Тентетников. Художник М. Далькевич

Познакомившись с ней, Тентетников сбросил свой халат и перестал лениться. Он постоянно навещал Бетрищева и хотя не во всем был с ним согласен, ради Улиньки они поддерживали добрые отношения. Так было до тех пор, пока к генералу не приехали погостить две пожилые родственницы, которые имели вес в обществе и связи в Петербурге. Тентетникову показалось, что перед этими дамами Бетрищев стал общаться с ним слишком вольно, словно молодой человек не подходил для столь высокого общества. Однажды генерал даже сказал гостю «ты». Это очень оскорбило Тентетникова, он сообщил об этом Бетрищеву и их общение прекратилось. И снова Андрей Иванович залез в свой халат и засел дома. 

Однажды во двор к Тентетникову въехала бричка, в которой сидел Чичиков. Он поприветствовал хозяина и рассказал, что его транспорт нуждается в ремонте, для этого он и заехал в деревню. При этом Чичиков как всегда был крайне любезен и не забыл похвалить имение. А о себе рассказал немного и очень пространно, так что Тентетников толком не понял, кто же такой Чичиков. 

Прошло некоторое время с событий первого тома. Чичиков немного постарел и похудел, видно, что с финансами у него было туго. Но у него остались все те же благородные манеры и внимание к внешнему виду. 

Чичиков разместился у Тентетникова. Поначалу хозяин беспокоился, как бы гость не стеснил его и не нарушил привычного образа жизни, но опасения оказались напрасны. Чичиков умел подстраиваться под любого человека. В итоге Андрей Иванович с удивлением подумал, что впервые встретил человека, с которым действительно может жить рядом.

Чичиков гостит у Тентетникова. Художник А. Лаптев

Чичикову тоже понравилось гостить у Тентетникова. Он часто гулял и в итоге осмотрел всю деревню. Хозяйство шло неважно, и Чичиков видел, что имение могло бы приносить больше дохода. Временами он воображал себя помещиком. Представлял молодую хозяйку, детишек. Для Чичикова вообще было очень важно оставить после себя потомков и добрую память. 

Долгое время Чичиков не решался заговорить с Тентетниковым о мертвых душах. Он стал очень осторожен в этом вопросе, так что решил не спрашивать прямо, а подойти с другой стороны. От слуг он узнал, что была одна барышня, к которой барин не равнодушен, и видел, что временами Андрей Иванович рисует портрет какой-то девушки. Чичиков понемногу вывел Тентетникова на разговор, и тот поведал ему всю историю.

Чичиков посчитал, что повод для ссоры с генералом был совсем несерьезный, и предложил съездить к соседу уладить это дело.

Глава вторая

На следующий день Чичиков поехал к генералу Бетрищеву. Тот оказался человеком величественной наружности. В его характере храбрость, великодушие и ум сочетались с самолюбием, завистью и хвастливостью. 

Чичиков рассказал, что гостит сейчас у Тентетникова и будто бы тот очень сожалеет о ссоре с соседом и раскаивается из-за своей вспыльчивости. А еще наврал, что Андрей Иванович пишет биографии генералов, принимавших участие в войне 1812 года. Бетрищев уверил, что он совершенно не сердится на Тентетникова и готов хоть сам к нему приехать. 

Генерал Бетрищев хохочет над анекдотом Чичикова. Художник М. Далькевич

Чичиков познакомился с Улинькой. Он нашел ее привлекательной, но слишком худой. 

Чичикову удалось рассмешить генерала, рассказав анекдот. Почувствовав, что завоевал расположение, он быстро выдумал историю о старом дяде, который поставил ему условие нажить самому триста душ, чтобы получить в наследство еще триста. Генерал согласился, что это очень странное условие. Поэтому его позабавила идея Чичикова приобрести мертвые души якобы для того, чтобы предъявить их сумасбродному дядюшке. Он посчитал это отличной выдумкой и согласился их отдать. 

Окончание главы отсутствует. В первом издании второго тома «Мертвых душ» (1855) имеется примечание: «Здесь пропущено примирение генерала Бетрищева с Тентетниковым; обед у генерала и беседа их о двенадцатом годе; помолвка Улиньки за Тентетниковым; молитва ее и плач на гробе матери; беседа помолвленных в саду. Чичиков отправляется, по поручению генерала Бетрищева, к родственникам его, для извещения о помолвке дочери, и едет к одному из этих родственников, полковнику Кошкареву».

Глава третья

Направляясь к полковнику Кошкареву, Селифан и Петрушка сбились с пути и случайно привезли Чичикова к Петру Петровичу Петуху, очень полному, но бодрому и гостеприимному помещику. Тот пригласил гостей на обед, познакомил со своими сыновьями Алексашей и Николашей и гостем Платоном Михалычем Платоновым. Платонов был красивым молодым человеком, помещиком. Он все время жаловался на скуку, которая преследует его повсюду. 

Петух предложил рассеять его скуку обедом. Сам он был полным человеком и обладал очень хорошим аппетитом. Чичиков и Платонов едва смогли уместить в себя весь предложенный обед, но отказаться было невозможно. Хозяин постоянно подкладывал гостям добавку и настаивал на том, что все должно быть съедено.

Платон Платонов. Художник М. Далькевич

После обеда Петух заснул в кресле, а Чичиков и Платонов разговорились. Павел Иванович пригласил нового знакомого сопровождать его в путешествии, вдруг это поможет развеять скуку? А про себя подумал, что на счет Платонова, возможно, удастся записать издержки по починке коляски и другие расходы поделить пополам. Платон Михалыч согласился. 

Петух настоял, чтобы гости переночевали у него, так что уехали они только на следующий день. Платонов попросил заехать к его сестре и зятю, чтобы проститься перед отъездом. Чичикову стало очень любопытно познакомиться с зятем Платонова Константином Федоровичем Костанжогло после того, как он узнал, что этот помещик славится своим умением вести хозяйство. 

Проезжая через его деревню, Чичиков увидел, что хозяйство действительно идет на славу, и все было продумано до мелочей. При встрече он попросил Костанжогло научить его так же мудро управлять имением. На что хозяин предложил остаться у него на один день, тогда он сможет все показать.

Костанжогло Константин Федорович

Один из помещиков второго тома. «Не совсем русский». Трудолюбивый, уверенный в себе, иногда бывает резким и язвительным. Хороший хозяин, добился своего положения с нуля. Считает, что для достижения успеха нужно любить труд и знать все о своем имении.

Костанжогло оказался первым помещиком, к которому Чичиков почувствовал настоящее уважение и с кого захотел брать пример.

Костанжогло. Художник М. Далькевич

Чичиков согласился, но прежде ему нужно было съездить к полковнику Кошкареву, так как об этом его просил генерал Бетрищев. Он собирался быстро нанести визит и вернуться. 

Деревня Кошкарева очень удивила Чичикова. 

Вся деревня была вразброску: постройки, перестройки, кучи извести, кирпичу и бревен по всем улицам. Выстроены были какие-то дома вроде присутственных мест. На одном было написано золотыми буквами: «Депо земледельческих орудий», на другом: «Главная счетная экспедиция», на третьем: «Комитет сельских дел»; «Школа нормального просвещенья поселян», — словом, черт знает, чего не было!

Полковник Кошкарев поставил цель бороться с невежеством русского мужика. При этом самым верным средством он считал одеть всех в России так, как ходят в Германии. 

С Кошкаревым Чичиков долго не церемонился и попросил у него продать имеющиеся мертвые души. К его удивлению, Кошкарев предложил изложить просьбу в письменном виде, а после она будет проходить по различным инстанциям, расположенным здесь же, в деревне. Полковник очень гордился той системой, которую сам смог организовать.

Деревня Кошкарева. Художник А. Лаптев

Прогулявшись со своим прошением по разным комиссиям и комитетам, Чичиков увидел, что на самом деле у полковника Кошкарева творится полный бардак, процветает воровство и ничего не работает так, как он запланировал. Спустя два часа Чичиков наконец получил ответ на свою просьбу. Оказалось, что имение заложено и крестьян продать нельзя.

Возвращаясь обратно в дом Костанжогло, Чичиков был страшно зол. Он задержался дольше, чем планировал и только для того, чтобы получить ответ, который ему могли бы дать сразу, как только он озвучил свою просьбу. 

Зато остаток вечера Чичиков провел очень приятно. Костанжогло стал делиться с ним своими принципами ведения хозяйства. Он умел извлечь прибыль из всего, и это восхищало Павла Ивановича. Костанжогло видел главный секрет успеха в труде — и в собственном, и в труде своих крестьян.

Я говорю мужику: «Кому бы ты ни трудился, мне ли, себе ли, соседу ли, только трудись. В деятельности я твой первый помощник. Нет у тебя скотины, вот тебе лошадь, вот тебе корова, вот тебе телега… Всем, что нужно, готов тебя снабдить, но трудись. Для меня смерть, если хозяйство у тебя не в устройстве и вижу у тебя беспорядок и бедность. Не потерплю праздности. Я затем над тобой, чтобы ты трудился». Гм! думают увеличить доходы заведеньями да фабриками! Да ты подумай прежде о том, чтобы всякий мужик был у тебя богат, так тогда ты и сам будешь богат без фабрик, и без заводов, и без глупых затей.

Чичиков спросил у Констанжогло совета, как поскорее разбогатеть, если он решит приобрести имение. 

Далее в рукописи отсутствуют две страницы. Предполагается, что Костанжогло предложил Чичикову приобрести соседнее имение, помещика Хлобуева. 

Чичиков уточнил, в какой срок, по мнению Константина Федоровича, можно разбогатеть, если приобрести это имение. 

Если вы хотите, — подхватил сурово и отрывисто Костанжогло, еще полный нерасположенья духа, — разбогатеть скоро, так вы никогда не разбогатеете; если же хотите разбогатеть, не спрашивая о времени, то разбогатеете скоро.
— Вот оно как! — сказал Чичиков.
— Да, — сказал Костанжогло отрывисто, точно как бы он сердился на самого Чичикова. — Надобно иметь любовь к труду: без этого ничего нельзя сделать. Надобно полюбить хозяйство, да!

Чичикову нравились речи Костанжогло. Они заговорили о Муразове, чей доход с копеек вырос до миллионов.

— Да иначе и не бывает. Это законный порядок вещей, — сказал Костанжогло. — Кто родился с тысячами, воспитался на тысячах, тот уже не приобретет: у того уже завелись и прихоти, и мало ли чего нет! Начинать нужно с начала, а не с середины. Снизу, снизу нужно начинать.

Чичиков сказал, что в таком случае он точно разбогатеет, так как начинает с копеек. В нем уже зародилась мечта стать таким помещиком, как Костанжогло. После разговора с ним Павлу Ивановичу вдруг так ясно представился путь к богатству. Нужно только отдать всего себя труду, вести хозяйство расторопно, не допускать излишеств. Чичиков строил планы, каким образом мог бы приобрести поместье по соседству. 

Вечер у Костанжогло. Художник М. Далькевич

Впервые Чичиков решил не говорить о мертвых душах. Костанжогло стал первым человеком, к которому он почувствовал истинное уважение. И ум его теперь занимало лишь поместье Хлобуева.

Глава четвертая

На следующий день Костанжогло одолжил Чичикову десять тысяч — часть суммы для приобретения имения. И вместе они отправились к Хлобуеву осмотреть имение.

Хозяин встретил их заспанным, в старой потрепанной одежде. Он с первых же минут признался, что имение свое развалил, а сам живет «свинья свиньей». Даже деньги от продажи не поправят его дел, так как уйдут на погашение долгов. Работать Хлобуев не собирался, так как «одряхлел прежде старости своей».

Деревня Хлобуева. Художник Н. Бажин

Костанжогло бегло осмотрел владения Хлобуева и пришел в негодование, насколько все вокруг запущено. Окончательно расстроившись, он был вынужден уехать. Чичиков остался договариваться о покупке. Хозяин и покупатель поторговались и сошлись на сумме в тридцать тысяч. Хлобуев предложил отметить сделку шампанским. Хотя он был разорен, шампанское в доме все-таки нашлось. 

На обратном пути Чичиков обдумывал свою покупку. Он пришел к выводу, что как бы он ни решил вести дела дальше, покупка в любом случае выгодна. Чичиков испытывал удовольствие от того, что теперь он настоящий помещик и владелец настоящих живых душ. 

Чичиков с Платоновым поехали встретиться с его братом Василием перед отъездом. Павел Иванович узнал, что Василий недоволен соседом Леницыным, который захватил себе пустошь, на которой крестьяне каждый год празднуют Красную горку. Чичиков вызвался съездить и переговорить с Леницыным.

Чичиков и братья Платоновы. Художник М. Далькевич

В рукописи отсутствуют две страницы. Вероятно, в них содержался рассказ о том, как Чичиков отправился к помещику Леницыну. 

Чичиков предложил Леницыну сделку с мертвыми душами. Тот засомневался. Новый знакомый ему очень понравился, поэтому он не стал сразу отмахиваться от странного предложения. Но в то же время он не мог понять, хорошая это идея или нет. 

Дело решилось благодаря жене Леницына, которая вошла в комнату с младенцем. Чичикову удалось взять на руки и рассмешить малыша. И хотя в результате их общения фрак Чичикова оказался безнадежно испорчен, этим он окончательно расположил к себе Леницына и смог добыть новые мертвые души. 

На этом обрывается рукопись первых четырех глав.

Почему Гоголь сжёг второй том «Мертвых душ»?

Рукопись второго тома «Мертвых душ» была сожжена в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитинском бульваре. Это была почти полностью восстановленная версия рукописи, сожженой в 1845 году.

Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ». Художник А. Москаленко

Надо сказать, что высказывались различные версии того, что могло произойти со вторым томом известного произведения. Кто-то считал, что Гоголь мог сжечь рукопись случайно, перепутав с другими бумагами. Предполагали, что рукопись могли украсть и спрятать недоброжелатели. И даже что ее могли спрятать друзья Гоголя, чтобы уберечь до более подходящих времен.

Но все же наиболее распространена версия, что писатель сжег свою рукопись добровольно и осознанно. У этого события был свидетель — слуга Семен. Когда он увидел, как Гоголь бросает в огонь свои рукописи, он пришел в ужас. На вопрос «Что вы делаете?!» писатель ответил: «Не твое дело», — и продолжил расправу. А завершив дело, горько вздохнул и заплакал.

Скорее всего, причиной был глубокий внутренний кризис, овладевший писателем, недостаток душевных и физических сил.

Одна из последних глав

Данная глава принадлежит к еще более ранней, чем остальные главы, редакции.

Чичиков обосновался в городе Тьфуславле. Он разбогател и стал вести такой образ жизни, о каком всегда мечтал.

Он провернул аферу, в ходе которой подделал завещание богатой старухи. Но неожиданно приехал встревоженный Леницын и объявил, что нашли более раннее завещание, где старуха делит имущество между монастырем и своими воспитанницами. 

Чичиков в новом дорогом фраке. Художник М. Далькевич

Чичиков отправился переговорить с юрисконсультом. Тот был очень опытен в таких делах и сам уже пятнадцать лет находился под судом, но все никак не появлялись доказательства, которые помогли бы его осудить. 

Юрисконсульт успокоил Чичикова и пообещал запутать дело так, что в нем никто не разберется. 

Довольный Чичиков поехал на ярмарку. Он еще знал, что дело против него разворачивается все быстрее. Все началось с завещания, а дальше пошли доносы о кражах и утаениях разных сумм, всплыли старые подробности работы на таможне и все тайны его прошлого.

Чичиков у генерал-губернатора. Художник И. Маньковский

Вскоре Чичикова арестовали и доставили к губернатору. Тот был честным человеком и не был настроен прощать мошенника. К тому же стало известно, что завещание было подписано другой женщиной уже после смерти старухи, и эта женщина готова дать показания. 

О беде Чичикова узнал Муразов, миллионер и влиятельный человек. Он был человеком сострадательным и пообещал помочь Павлу Ивановичу, а также посоветовал после освобождения уехать в тихий уголок, подальше от искушений и прожить там честную жизнь. 

Проникшись этими словами, Чичиков действительно настроился стать порядочным человеком. В нем пробудились чувства, которые когда-то овладели им у Костанжогло. Он опять почувствовал тягу к деревне и упорному труду.

Мечты Чичикова прервал визит чиновника Самосвистова, хитреца и лихача. Он явился от юрисконсульта и заявил, что за тридцать тысяч Чичиков будет полностью оправдан. 

Муразов уговаривает Чичикова изменить свою жизнь. Художник М. Далькевич

Уже через полчаса Чичиков получил свои вещи, включая шкатулку с деньгами. Мечты о трудолюбивой жизни в деревне стали понемногу отступать. 

Юрисконсульт, как и обещал, сильно запутал дело. Самосвистов ловко подменил в камере женщину, которая должна была дать показания, на другую, ничего не знавшую. 

Муразов в свою очередь попросил за Чичикова у губернатора, и тот согласился отпустить преступника с условием, что он исчезнет из города. Чичикова выпустили и он, быстро собравшись, уехал. 

Расплатившись с портным, он выехал наконец из города в каком-то странном положении. Это был не прежний Чичиков. Это была какая-то развалина прежнего Чичикова. Можно было сравнить его внутреннее состояние души с разобранным строеньем, которое разобрано с тем, чтобы строить из него же новое; а новое еще не начиналось, потому что не пришел от архитектора определительный план и работники остались в недоуменье.

Николай Васильевич Гоголь

Известный русский прозаик, поэт, критик, драматург, автор множества произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы.

Н. В. Гоголь. Художник Ф. Моллер

Если вы хотите проверить себя на знание биографии и произведений писателя, а также больше узнать о Н. В. Гоголе, посмотрите видео ниже:

Часто задаваемые вопросы

Каковы композиционные особенности поэмы?

Говоря о композиции поэмы, мы будем рассмотривать лишь первый том, так как сохранившиеся главы второго тома не дают возможности сделать выводы о цельной композиции.

— В поэме три композиционных звена, связанные между собой: изображение жизни российских помещиков (2–6 главы), изображение губернского города и чиновников (7–10 главы), рассказ о жизни Чичикова (11 глава). Первая глава — вступление.
— Все главы о помещиках построены по единой схеме. Описываются пейзаж, усадьба, внутреннее убранство дома и быт, семья, особенности внешности и характера помещика, обед и отношение помещика к предложению Чичикова.
— Биография основного героя расположена в последней главе.
— В композиции поэмы есть вставные элементы: авторские отступления, биографии Плюшкина и Чичикова, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, повесть о капитане Копейкине.

Какие значения скрывает сочетание «мертвые души»?

Название произведения «Мертвые души» многозначно. Во-первых оно связано с сюжетом поэмы, где аферист Чичиков задешево покупает души (крепостных крестьян), которые уже умерли, но по спискам еще числятся живыми. Здесь читатель невольно замечает , что сама по себе возможность совершать сделки с душой — это аморально, причем независимо от того, живые они или мертвые.

Во-вторых, сочетание «мертвые души» имеет символическое значение. Это души помещиков и чиновников, а так же душа самого Чичикова. Все эти люди думают лишь о себе, о том как наполнить свой живот и кошелек, а благополучие страны и даже собственного имения или города их не беспокоит.

Также известно, что Гоголь задумывал трехчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — ад, то есть обитель мертвых душ.

Название поэмы подчеркивает омертвение всего общества, где люди сводятся к бумажкам, и все можно купить или продать, важна лишь цена.

Задание

Проанализируйте, какую идейно-художественную роль в сюжете «Мертвых душ» играет образ дороги?

Показать ответ

Скрыть ответ

Дорога — неотъемлемая часть поэмы «Мертвые души». Чичиков и его бричка, все его путешествие — живое воплощение русской жизни. По сравнению с застывшими характерами помещиков, Чичиков представляет собой неуемную энергию и деятельность.

У Чичикова есть цель, но пути к ней он выбирает «кривые». Еще в начале первой главы два мужика предсказывают, что далеко такая бричка не уедет.

«Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой.

Отправившись в дорогу, он постоянно блуждает, теряется и попадает не туда. Долго ищет деревню Манилова, по случайности попадает к Коробочке, соблазняется на уговоры Ноздрева и снова сворачивает с пути. В итоге именно Ноздрев и Коробочка — «ошибки» Чичикова — сыграют роль в разрушении его планов. Иногда повороты героя не в ту сторону ведут к благоприятным знакомствам, как например, во втором томе Павел Иванович встречается с Костанжогло благодаря отклонению от своего плана.

Стоит отметить, что Чичиков полностью снимает с себя ответственность в дороге, доверяясь Селифану, который «по русскому обычаю» чаще прислушивается к интуиции, чем выполняет инструкции.

Чичиков ищет «свой путь», но на самом деле ходит кругами, постоянно оказывается в начальной точке и снова начинает с нуля. Автор постоянно упоминает о том, что герой мечтает остепениться: иметь поместье, жену, детей. Но вместо этого он постоянно в дороге, у него нет места, которое он считал бы домом.

В заключительной главе первого тома Гоголь сравнивает Россию (Русь) с тройкой запряженных лошадей. То есть не только основной герой стремится лихо нестись вперед, это характеристика всей страны. Ее суть — в вечном движении.

Бричка Чичикова то едет не в ту сторону, то опрокидывается, то сталкивается с другим транспортом на дороге. Но все же герой продолжает двигаться вперед. Как и сама Россия то падает, то поднимается, иногда выбирает не тот путь, а затем возвращается к началу, и все же не собирается останавливаться.

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение