Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Герой нашего времени

1840

Краткое содержание и анализ романа

20 минут
Содержание

Лермонтов начал работу над романом «Герой нашего времени» будучи уже достаточно известным в литературных кругах.

Писал он его во время своих ссылок на Кавказе. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже, незадолго до смерти автора, выпустили отдельной книгой, которая очень быстро стала известной.

Произведение считается первым в русской литературе психологическим романом.

Титульная страница первого издания романа «Герой нашего времени, 1840 год

Бэла

В оригинале в первых двух повестях повествование ведется от лица странствующего офицера, имя которого в романе не упоминается.

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика — старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России.

Койшаурская долина — место, где рассказчик встретил Масима Максимыча

Желая послушать интересную историю, которых наверняка немало накопилось у Максима Максимыча за годы службы, рассказчик пытается разговорить нового знакомого. И тот упоминает о случае на свадьбе у местного горского князя. 

Почти пять лет назад под его командование прибыл служить офицер Григорий Печорин. 

Григорий Александрович Печорин

Печорин. Художник Ю.В. Иванов

Главный герой романа. Молодой, богатый дворянин, офицер. Скука — вечная его спутница, куда бы герой ни отправился. Он не верит в дружбу и брак, циничен и жесток. При этом он честен, прямолинеен и смел. 

Характер Печорина в романе дан уже сложившимся и в целом не меняется на протяжении всего произведения.

Весь роман направлен на то, чтобы показать историю души Печорина (о чем говорится в предисловии к «Журналу Печорина»). Читатель изучает героя через его собственные наблюдения о себе и через то, что говорят о нем другие. 

Он был сослан на Кавказ после какой-то неприятной истории. Офицер был славным малым, «но из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи». Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями.

Однажды местный горский князь пригласил их на свадьбу старшей дочери. Там Печорин встретил Бэлу, младшую дочь князя.

Хотя раньше Григорий нелестно отзывался о красоте черкешенок, Бэла приглянулась ему, и он весь вечер не сводил с нее глаз. 

Бэла

Красавица-черкешенка, младшая дочь горского князя. Родной брат похищает ее для Печорина в обмен на коня. Печорин долго добивается любви девушки, а когда, наконец, она искренне влюбляется в него, тяготится ею и вновь страдает от скуки. Он планирует уехать и оставить Бэлу, но девушка погибает раньше от рук разбойника Казбича. 

Бэла и Азамат. Художник Л. Е. Фейнберг

В это время Максим Максимыч вышел на улицу освежиться и случайно подслушал разговор Азамата — брата Бэлы — и Казбича. Казбич был одним из горцев, храбрый, решительный, твердый и к тому же желал жениться на Бэле. 

Азамату приглянулся Карагез — конь Казбича, и мальчик упрашивал продать ему лошадь, но Казбич отзывался от любых денег и подарков. Конь был для него дороже всего. Тогда Азамат предложил украсть для Казбича Бэлу. Но и на это предложение горец ответил отказом, а затем между ними завязалась драка. 

В тот же вечер Максим Максимыч пересказал Печорину разговор двух горцев, о чем позднее горько пожалел. 

Печорин взял с Азамата слово, что поможет ему увести коня у Казбича в награду за Бэлу. Максим Максимыч эту затею не одобрил, но все же решил ничего не предпринимать. 

Брат девушки привез ее в крепость. С помощью Печорина забрал коня, пока Казбич был занят в крепости делами, и исчез навсегда, боясь мести лихого горца. Казбич тяжело переживал обман и потерю коня, рано или поздно его месть должна была коснуться участников событий.

О какой войне идет речь в романе? 

Кавказская война (1817-1864 гг.) — война между Российской Империей и горцами Северного Кавказа (Дагестана и Чечни). Завершилась присоединением Северного Кавказа к России. 

Бэла поселилась с Печориным в русской крепости. Максим Максимыч поначалу попытался воззвать к совести подчиненного, на что услышал: «Да когда она мне нравится?». На это штабс-капитан не нашел, что ответить. 

Поначалу Бэла не отвечала на ухаживания Печорина и не принимала его подарки. Но со временем ее сердце оттаяло и она полюбила его. Некоторое время они были счастливы. 

Но вскоре Печорин все чаще и чаще стал надолго уходить на охоту. Ему удалось завоевать сердце девушки и она наскучила ему, как и все, чего он когда-либо добивался в жизни. 

Во время очередной отлучки Печорина, Максим Максимыч заметил на другой стороне реки Казбича. Горец явно наблюдал за крепостью и наверняка заметил Бэлу. Печорин из предосторожности запретил девушке снова  ходить на вал к реке. 

Однажды Печорин и Максим Максимыч уехали на охоту вместе и надолго задержались. Возвращаясь в крепость они услышали выстрел и быстро догадались, что дело в Казбиче и что он похитил Бэлу. Девушка ослушались приказа Печорина и в жаркий день все-таки вышла к реке. 

Мужчины бросились в погоню. Им удалось ранить лошадь Казбича, но сам он успел сбежать, а перед этим ранил Бэлу кинжалом в спину и бросил умирать. 

Казбич похищает Бэлу. Художник А. Иткин

Печорин и Максим Максимыч привезли Бэлу в крепость. Местный врач заключил, что она проживет не больше дня. Бэла прожила два. Все это время Григорий сидел у ее постели, но, как заметил штабс-капитан, не проронил ни слезинки. Печорин умел владеть собой. 

Когда Бэла издала последний вздох, Печорин и Максим Максимыч вышли на берег. Старик хотел было утешить друга, но тот в ответ поднял голову и засмеялся ледяным смехом. 

После похорон о Бэле они не говорили. Печорин долго болел и сильно похудел. Через три месяца его перевели в другую часть, и он уехал в Грузию. С тех пор они с Максимом Максимычем не встречались. 

Максим Максимыч

Продолжая свое путешествие, офицер-рассказчик снова встретил Максима Максимыча в придорожной гостинице.

Максим Максимыч

Штабс-капитан, одно из главных действующих лиц романа, выполняющее функцию рассказчика и самостоятельного персонажа. Максим Максимыч — добродушный, открытый, простой человек. Ведет спокойную жизнь, исполняет свой долг. Не любит метафизических прений, действует по закону здравого смысла. 

Печорин и Максим Максимыч. Художник Ю. В. Иванов

Максим Максимыч считал Печорина своим добрым другом и был сильно разочарован и обижен, когда оказалось, что для молодого человека их отношения не значили ничего особенного. 

В это же время здесь же, по пути в Персию, остановился и Печорин.

Максим Максимыч был очень рад узнать об этом и ожидал, что старый друг как можно скорее придет навестить его. Но Печорин не спешил. Старик ждал его весь вечер и всю ночь, но так и не дождался. 

Наутро Печорин появился у гостиницы. Рассказчик, увидев Печорина лично, решил передать читателям свои впечатления от его внешности и манеры держаться. Это был человек среднего роста, стройный и крепко сложенный. Одет он был чисто и со вкусом, за исключением запачканных перчаток. По походке рассказчик определил в нем человека несколько закрытого и скованного. Также в его движениях он заметил слабость и усталость. 

Печорин. Художник П. Павлинов

Особое внимание рассказчика привлекли глаза и взгляд Печорина. Глаза его не смеялись, когда он смеялся. Взгляд был спокоен, но холоден и тяжел. 

Максим Максимыч почти до слез был рад видеть Печорина. Но тот отнюдь не показал тех же чувств. Он спокойно пожал старому знакомому руку, коротко ответил на его вопросы, отказался от еды и вина и собрался уезжать. 

Напоследок Максим Максимыч спросил Печорина: что ему делать с дневниками, которые до сих пор хранятся у него? «Что хотите!» — ответил Печорин и уехал. 

Старый штабс-капитан чувствовал себя оскорбленным. В расстроенных чувствах он отдал все дневники Печорина рассказчику, позволив делать с ними все, что тот пожелает. 

После рассказчик и Максим Максимыч сухо попрощались и разъехались каждый по своим делам.

Предисловие к журналу Печорина

Узнав о смерти Печорина, рассказчик решает, что пришло время опубликовать его дневники. 

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление», — объясняет рассказчик в предисловии свое стремление показать записки Печорина другим читателям. 

Из романа «Герой нашего времени»

В книге, как пишет Лермонтов от лица рассказчика, он поместил лишь ту часть дневников, которые относились к пребыванию на Кавказе. Остальные жизненные этапы Печорина остаются скрытыми от читателя. 

Карта путешествия Печорина по Кавказу

Тамань

В оригинале повествование ведется от лица Печорина в виде записей в его дневнике.

Находясь в поездке по казённой надобности, Печорин остановился в приморском городке Тамани.

Ему пришлось поселиться в маленькой, старой, сырой хате. В мрачном доме жили глухая старуха и слепой мальчик.

Ночью Печорин никак не мог заснуть и вдруг заметил, что слепой выходит из дома. Печорину стало любопытно, и он отправился за мальчиком к берегу моря. 

Дом-музей Лермонтова в Тамани. Слева — композия «Лачужка старухи», справа — хата, в которой останавливался Лермонтов в 1837 году

Там он увидел незнакомую девушку — вместе с мальчиком она ждала с моря человека по имени Янко. 

Спустя некоторое время к берегу причалила лодка. Из нее вышел мужчина в татарской бараньей шапке и все трое начали выгружать из лодки довольно объемный груз. Взяв каждый по узлу, мужчина, девушка и мальчик скрылись из виду. 

Наутро Печорин попытался разузнать у старухи и мальчика, что происходит и куда слепой ходил прошедшей ночью. Но старуха на все вопросы отвечала, что она глухая, а мальчик сделал вид, что не понимает, что от него хотят. 

Позже в тот же день девушка, которую Печорин видел ночью на берегу, появилась у хаты, где он остановился. Она то спорила о чем-то со старухой, то напевала, то бегала туда и сюда по своим делам. Печорин наблюдал за ней, девушка зачаровала его. Про себя он прозвал ее ундиной, то есть русалкой. 

«Ундина». Художник Ю. В. Иванов

Сколько ни старался Печорин узнать ее имя и зачем она ночью ходила на берег, девушка только смеялась и отвечала загадками. 

«А если б я, например, вздумал донести коменданту?» — спросил Печорин. Он догадался, что скорее всего, девушка, мальчик и мужчина переправляли контрабандный товар. Девушка ничего не ответила, но позже этот вопрос имел свои последствия. 

Вечером девушка пришла к Печорину и позвала его на свидание. Когда все уснули, она ждала его на берегу, и Печорин, хотя и подозревал, что дело нечисто, пошел к ней.

Ундина привела его к лодке и предложила сесть, а затем, не успел Печорин опомниться, они отплыли от берега. Печорин слегка запаниковал, так как не умел плавать. К тому же, он услышал, как что-то упало в воду. Оказалось, это был его пистолет. Вдруг девушка крепко вцепилась в Печорина и попыталась столкнуть его за борт. «Ты видел! Ты донесешь!» — говорила она. 

Печорин и «Ундина» в лодке. Художник А. Иткин

Для хрупкой девушки ундина была невероятно сильна, но Печорин все же изловчился, освободился от ее хватки и сбросил девушку за борт. Он кое-как добрался до берега. Затем спрятался там, где хорошо было видно берег и то место, где вчера причалила лодка. 

Он увидел, как девушка выбралась из воды и даже почти был рад этому. К берегу причалила лодка, из нее вышел вчерашний мужчина. Девушка рассказала ему о том, что их раскрыли. В это время на берегу появился слепой мальчик с каким-то грузом, который положил в лодку. 

Янко сказал слепому, что больше не приедет и будет искать работу в другом месте, а девушку заберет с собой. 

«— А я? — сказал слепой жалобным голосом.

— На что мне тебя? — был ответ.»

Янко дал мальчику несколько монет на пряники. Девушка запрыгнула в лодку, мужчина сел за ней и они быстро отплыли от берега. 

Печорину стало грустно. Он пожалел, что нарушил покой «честных контрабандистов».

Вернувшись в хату, Печорин понял, что за груз притащил в лодку слепой мальчик. Это были его шкатулка, шашка и дагестанский кинжал. 

Печорин не стал доносить о нападении и ограблении. На следующий день он уехал. Что случилось дальше с мальчиком и старухой он не знал. Да и какое ему дело до радостей и бедствий человеческих, да еще с подорожной по казённой надобности? 

Княжна Мери

Печорин прибыл на воды в Пятигорск. По приезду он отправился к Елизаветинскому источнику, где собиралось так называемое «водяное общество».

Тут он встретил своего старого приятеля — юнкера Грушницкого. Грушницкий был хорош собой, любил поговорить и всегда старался произвести впечатление. «Его цель — сделаться героем романа» — как написал о нем Печорин. Оба они недолюбливали друг друга, но внешне сохраняли видимость дружеских отношений. 

Пятигорск. Художник М. Ю. Лермонтов

Грушницкий рассказал приятелю об интересных лицах водяного общества. Из всей почтенной публики, проходящей лечение на водах, выделялись Лиговские — княгиня и ее прелестная дочь Мери.

Юнкер явно был влюблен в юную княгиню, но ее семья не спешила принимать его в свой круг общения. Печорин, конечно, заметил это и слегка подшучивал над приятелем, а Грушницкий реагировал на его слова с негодованием. 

Княжна Мери (Мария Лиговская) 

Княжна Мэри поднимает стакан Грушницкого. Художник Д. А. Шмаринов

Дочь знатной московской княгини. Красивая, образованная, гордая, доверчивая. 

Мери становится жертвой игры Печорина против Грушницкого. Тот использует ее молодость, неопытность и неразборчивость в людях. Девушка влюбляется, а после Печорин разбивает ей сердце. 

За несколько дней на водах Печорин познакомился с доктором Вернером и вскоре они сделались приятелями. Молодеж дала доктору прозвище — Мефистофель. Внешне Вернер был непривлекателен, но одевался чисто и со вкусом. Он был остер на язык и скептичен.

Доктор рассказал Печорину о том, что его обсуждали в семье Лиговских. У княжны Мери он вызвал любопытство, хотя она этого и не показывала. 

Чтобы развеять скуку и немного поразвлечься, Печорин решил покорить сердце девушки, прекрасно понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого. Эта идея его позабавила и добавила интригу в происходящее.

Доктор Вернер

Доктор, приятель Печорина, его секундант на дуэли с Грушницким. Своеобразная разновидность «печоринского» типа. Подобно Печорину, он скептик и эгоист. Хорошо разбирается в людях. Но видит в них не только низшие качества, но и душевную красоту. 

Доктор Вернер

От Вернера он узнал, что у княгини гостит очень больная родственница. По описанию доктора Печорин узнал Веру, свою давнюю возлюбленную. Но встретился с ней лично он лишь через несколько дней. 

А тем временем Печорин взялся за исполнение своей затеи с княжной Мери. Ему быстро удалось привлечь ее внимание. При этом девушка сердилась за то, что сам Печорин с виду совершенно ею не интересовался. 

В тоже время Печорин подпитывал самолюбие Грушницкого, чтобы тот всё больше стремился сблизиться с Мери. Чем сильнее будет его желание, тем большее разочарование он испытает, когда поймет, что все мысли книжны занял Печорин. 

Грушницкий

Бывший сослуживец Печорина. Один из героев повести «Княжна Мери». Юнкер, позже получивший звание офицера. Грушницкий самолюбив и подвержен влиянию окружающих. 

Печорин и Грушницкий недолюбливали друг друга, хотя внешне выглядели приятелями. Позже из-за любовного треугольника с княжной Мери, Грушницкий становится врагом Печорина. Эта вражда заканчивается дуэлью, в которой Грушницкий погибает. 

Грушницкий и княжна Мери. Художник М. Врубель

В один из своих обычных дней на водах Печорин, наконец, встретил у источника Веру. Она была замужем, но встреча всколыхнула между ней и Печориным прежние чувства. 

Чтобы они могли чаще видеться, не вызывая слухов и разговоров в городе, Вера предложила Печорину чаще бывать в доме княгини и начать ухаживать за Мери для отвода глаз. Он согласился. Это никак не меняло его планов. 

Грушницкий смог получить приглашение в дом Лиговских и начал общаться с Мери. Он был уверен, что у их отношений есть будущее. Печорин же лишь про себя смеялся над ним. 

Однажды на балу Печорин потанцевал с Мери, а затем спас ее от приставаний пьяного офицера. Княгиня из благодарности пригласила его нанести визит в их дом. 

Во время приема у княгини Печорин раздражал Мери своим равнодушием, но этим еще больше привлекал ее. Самому Печорину присутствие в доме Лиговских давало приятную возможность пообщаться с Верой. 

Вера

Печорин и Вера. Художник М. Зичи

Давняя возлюбленная Печорина. Единственная женщина, к которой он действительно испытывал теплые чувства. Замужем за человеком, к которому относится как к отцу, но сохраняет прежнюю любовь к Печорину. 

Отчасти для того, чтобы видеться с ней, Печорин продолжает делать вид, что влюблен в княжну Мери. 

Узнав об их романе, муж Веры увозит ее из города. Так они с Печориным расстались навсегда. 

После приема все мысли княжны Мери занимал Печорин, а ухаживания Грушницкого ей уже порядком надоели. Мери все больше влюблялась в Печорина, а Вера начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне. Грушницкий злился и на Печорина, и на Мери. Он чувствовал себя обманутым и униженным. 

Печорин рассуждал в своём дневнике:

«Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?..»

Из романа «Герой нашего времени», повесть «Княжна Мери»

Вера с мужем переехали в Кисловодск. Туда же через несколько дней собирался отправиться и Печорин. А в это время по городу пошел слух, что Григорий Александрович вот-вот посватается к княжне Мери. Печорин догадался, что эти сплетни — дело рук Грушницкого. 

Печорин уехал в Кисловодск. Там он каждый день встречался с Верой. 

Через несколько дней туда же прибыл Грушницкий. А за ним и княгиня с княжной. 

Печорин снова стал видеться с Мери, Вера продолжила ревновать. 

Однажды на прогулке Мери призналась Печорину в любви. Она ожидала ответа, но Печорин дал понять, что ее чувства не взаимны. За полчаса до этого он был с ней очень нежен и заботлив, а в тот момент стал холоден и отстранен. Все это смутило и невероятно расстроило Мери. Печорин видел это и испытывал удовлетворение от результата своих действий. Встретившись с Мери на следующий день Печорин прямо сказал Мери, что не любит ее, разбив сердце наивной девушки. 

Княжна Мери и Печорин. Художник Ю. Николаев

Возвращаясь с прогулки, Печорин увидел, что один из домов слободки сильно освещен. Подкравшись к окну, он подслушал, как гулявшие в доме офицеры презрительно отзывались о нем и нахваливали присутство­вавшего там Грушницкого.

Наконец, офицеры договорились забавы ради свести Грушницкого и Печорина на дуэли и подсунуть Печорину незаряженный пистолет. Они были уверены, что Печорин струсит. Грушницкий согласился. Домой Печорин вернулся злым, недоумевая, почему его так ненавидят.

В один из вечеров, когда весь город собрался на представлении приезжего фокусника, Вера пригласила Печорина к себе на тайное свидание. Спускаясь глубокой ночью с ее балкона, он оказался напротив окон княжны Мери, которая жила этажом ниже — она тоже осталась дома и не пошла на представление. Печорин заглянул в окно, увидел девушку, спрыгнул на траву и наткнулся на людей, в одном из которых узнал Грушницкого. Они притворились, что приняли его за вора, и завязали потасовку. Печорин убежал. 

На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что знает, кто был в эту ночь на свидании в спальне у Мери. Имя этого человека — Печорин.

Оскорбленный Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Придя домой, он рассказал Вернеру о предстоящей дуэли и о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами. Вернер согласился быть его секундантом.

Дуэль Печорина и Грушницкого. Художник М. Врубель

В назначенное время участники дуэли собрались в условленном месте. Грушницкий, следуя плану розыгрыша, предложил стреляться с шести шагов. Печорин же захотел переместиться на скалу, и стреляться на самом краю обрыва, чтобы даже легкая рана была смертельной. Труп в этом случае спишут на черкесов.

Печорин долго молчал, не говоря о том, что в курсе коварного замысла Грушницкого. Он решил испытать его, рассчитывая, что тот, возможно, раскается и отступится. 

Но Грушницкий не признался. По жребию ему выпало стрелять первым, и он попал Печорину в ногу. 

Пришла очередь Печорина стрелять. Только тогда он объявил, что его пистолет не заряжен. Пришлось перезарядить. 

Грушницкий прекрасно понимал, что это значит для него. Перед выстрелом Печорин последний раз предложил ему отказаться от клеветы. 

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… » — ответил Грушницкий. 

Печорин выстрелил. Грушницкий был убит.

Печорин уезжал с места дуэли внешне равнодушный, но на сердце у него было тяжело. Как и было задумано, убийство Грушницкого приписали черкесам. 

Вера, узнав о дуэли, в сильном волнении призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увез ее из города. Печорин, получив её прощальную записку, бросился за ней, загнал в погоне своего коня, но не догнал. Печорин в отчаянии упал на землю и разрыдался.

«Вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым.» — писал он после в дневнике. 

На другой день Печорин получил письмо от начальства о переводе в другую часть. Перед отъездом он зашёл к княгине, чтобы проститься. Та потребовала с него объясниться. Она недоумевала, почему Печорин до сих пор не сделал Мери предложение. Она умна, красива, богата и будет ему хорошей женой. Печорин не ответил ей, но попросил поговорить с Мери наедине. 

Печорин прощается с княжной Мери. Художник Ю. В. Иванов

Встретившись с княжной, Печорин заметил, что с последней встречи она сильно похудела и побледнела. Он откровенно признался ей в том, что смеялся над ней и заключил, что даже если она и любила его, теперь должна лишь презирать. «Я вас ненавижу», — ответила княжна. На этом Печорин поклонился и вышел. 

Фаталист

Как-то раз батальон Печорина стоял в одной из казачьих станиц. По вечерам офицеры собирались, чтобы сыграть в карты. И на одной из таких встреч завязался разговор о судьбе: предопределена ли она или человек сам волен выбирать? Кто-то из офицеров был за первый вариант, кто-то — за второй. 

Один из офицеров был Вулич, страстный игрок. За игральными столом он чаще всего проигрывал, но от этого становился лишь упрямее. Вулич предложил испытать судьбу. А Печорин предложил ему пари. Он утверждал, что предопределения нет. Вулич принял вызов. Осталось лишь найти способ проверить. 

Вулич проверяет судьбу

Офицер наугад взял пистолет. Никто толком не помнил, заряжен ли он. Вулич выстрелил себе в лоб и все вздохнули с облегчением — осечка. Но потом Вулич сделал выстрел в сторону — пуля пробила фуражку на стене, пистолет был заряжен. Повезло. Печорин был озадачен. Дело в том, что перед выстрелом он заметил на лице Вулича печать смерти и был уверен, что сегодня он непременно умрет. 

Офицеры разошлись, Печорин тоже пошел домой. По дороге он наткнулся на разрубленную пополам свинью. Встречные казаки объяснили ему, что это один казак, который, напившись, крошит, что попадется. 

Под утро Печорин узнал, что Вулича нашли мертвым, зарубленным шашкой. Виновен был вчерашний пьяный казак. Так Печорин невольно предсказал судьбу несчастному офицеру.

Конный казак, берущий препятствие. Художник М. Ю. Лермонтов

Казак-убийца, протрезвев к утру, понял, что натворил. Он заперся ото всех в пустой хате на конце станицы. Казак был не в себе, к тому же вооружен, так что никто не решался первым взломать дверь. 

И тут Печорину в голову пришла идея испытать судьбу подобно Вуличу. Он велел отвлекать казака разговором и быть готовыми выбить дверь. Сам подождал удобного момента и влез в окно. Казак выстрелил и попал в эполет. В дыму от выстрела Печорин смог схватить казака и уже через три минуты его отвели под конвоем. Офицеры поздравляли Печорина, хотя тот считал, что дело того не стоит. 

Печорин не знал, считать ли теперь себя фаталистом. Но он любил сомневаться во всем. 

«Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» — писал Печорин. 

Из романа «Герой нашего времени», повесть «Фаталист»

Возвратившись в крепость, Печорин рассказал о случившемся Максиму Максимычу и спросил его мнения о предопределении. Тот долго не понимал, о чем спрашивает его подчиненный. Затем задумался и ответил, что местные пистолеты часто дают осечку. А Вулича жаль, конечно, но видно на роду у него так было написано. 

Максим Максимыч был не любитель метафизических прений, так что на этом разговор был окончен. 

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) 

М. Ю. Лермонтов

Один из самых известных русских поэтов, признание к нему пришло еще при жизни. В его творчестве острые социальные темы сочетались с философскими мотивами и личными переживаниями. 

Задание

Какую роль в раскрытии характера Печорина играют такие персонажи как Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вулич, Вернер, Максим Максимыч, Бэла?

Показать ответ

Скрыть ответ

Печорин — центральный образ романа. Автор хочет показать нам историю его души и делает это через взаимодействие героя с второстепенными персонажами.

Максим Максимыч. Максим Максимыч — носитель народной культуры, патриархального быта. Он совсем не похож на Печорина и во многом не понимает его. С одной стороны, на фоне Максима Максимыча мы яснее видим жестокость и холодность Печорина, его пренебрежение чувствами окружающих. С другой стороны, через взгляд старого штабс-капитана можно заметить в Печорине способность любить и страдать, как любой другой человек.

Бэла. Бэла любила Печорина всем сердцем. Ради этой любви она смогла оставить в прошлом свою прежнюю жизнь, а вся ее новая жизнь полностью пренадлежала любимому. На фоне Бэлы мы видим, что Печорин не способен ответить ей взаимностью. В нем есть желание обладать, которое проходит, когда желание исполняется. В то же время мы видим, что Бэла по-своему дорога ему и потеряв ее, он по-настоящему переживает и, вероятно, винит себя. В это время мы даже сочувствуем Печорину, так как видим в нем искренность и человечность.

Грушницкий. Через Грушницкого мы наблюдаем, насколько хорошо Печорин умеет видеть людей насквозь и насколько неблизки ему попытки «строить» из себя того, кем не являешься. При всех негативных чертах Печорина, он все же умеет говорить правду о себе и других. Его настолько раздражал Грушницкий, что он решил разоблачить своего сослуживца, показать его его истинное лицо — простого, ничем не примечательного человека. Взаимодействие с Грушницким показывает, что Печорин считает себя вправе играть жизнями других людей, демонстрирует его жестокость, в то же время показывает его честность и проницательность.

Княжна Мери. Через Мери Печорин показывает презрение к людям своего круга — богатым дворянам. Его раздражает их кокетство, притворство, отстраненность от реальной жизни. И это раздражение выражается в виде жестокой шутки. Но, хотя герой и добился своего — влюбил в себя княжну, мы все же не видим в нем победителя, да и сам он таковым себя не чувствует. Мери, в отличие от Печорина, показала, что способна любить чистой, искренней любовью. И в этом мы видим ее силу. А Печорину оставалось лишь честно признать, что он этой любви не достоин.

Вера. Вера — единственная женщина, по-настоящему понимавшая Печорина и принимавшая его таким, какой он есть. И единственная женщина, к которой он искренне испытывал глубокие чувства. Через эту героиню мы видим, что Печорин способен любить, хотя и не может сберечь отношения. Отъезд Веры — единственный эпизод, где мы наблюдаем Печорина во всей его слабости и одиночестве. Ни с кем из других персонажей главный герой не проявляет себя с этой стороны.

Вернер. Доктор Вернер и Печорин во многом похожи. Они оба хорошо разбираются в людях, скептичны, любят острить и злословить. Но в отличие от Вернера, Печорин не может успокоиться, он постоянно чего-то ищет, изучает самого себя и людей. Именно поэтому Вернер спокойно складывает с себя какую-либо ответственность за участие в дуэли и живет дальше, а Печорин продолжает попадать в новые и новые истории.

Вулич. Вулич заставляет Печорина задуматься о том, насколько судьба предопределена для человека. Мы видим, что Печорин изначально был на стороне тех, кто говорил, что человек может выбирать. И даже после того, как он рискнул жизнью и остался жив по чистой случайности, Печорин все же продолжил сомневаться. Он не может успокоиться и застыть в каком-то убеждении, его ум обязан постоянно находиться в поиске ответов.

Часто задаваемые вопросы

Каковы особенности композиции романа «Герой нашего времени»?

Несовпадение сюжета и фабулы (непоследовательное расположение повестей). Каждая повесть является отдельной историей со своим сюжетом. Смена рассказчиков (Максим Максимыч, офицер-рассказчик, сам Печорин).

Почему лермонтовский роман называют психологическим?

В романе автор сделал акцент на внутренний мир героя. Герой подвергает самоанализу свои действия и их мотивы, также его поведение оценивают и другие герои. Мысли, чувства и мотивы действий Печорина в романе играют более важную роль, чем внешние события, которые происходили с ним.

Меняется ли характер Печорина на протяжении романа?

Характер Печорина практически не меняется на протяжении всего романа. Герой только раскрывается перед читателем с разных сторон, оказываясь в тех или иных обстоятельствах и взаимодействуя с разными людьми.

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение