20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи: все задания
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «туманные громады поднимались по ночному небу» и «слепой ветер пронёсся вдоль опустевшей улицы».
Запятые (2) и (3) выделяют придаточное времени: запятая (2) ставится между союзами, так как у союза «когда» нет второй части «то».
Запятая (4) отделяет однородные сказуемые: «пронёсся», «взлетел».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
И вдруг совершенно неожиданно конь встал на дыбы (1) и (2) прежде чем Степан успел что-то сообразить (3) резко рванулся в сторону (4) словно собирался сбросить назойливого седока.
Запятые (2) и (3) выделяют придаточное времени: запятая (2) ставится между союзами, так как у союза «прежде чем» нет второй части «то».
Запятая (4) обособляет придаточное образа действия.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утром мальчик разбудил меня и рассказал (1) что (2) когда он забрёл в чащу (3) то увидел (4) как барсук лечит свой обожжённый нос.
Запятая (1) и (4) открывает придаточные изъяснительные.
Запятая (3) закрывает придаточное времени с «когда он …».
Запятая (2) на стыке союзов не ставится: у союза «когда» есть вторая часть «то».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли и пролетел под самым месяцем (2) так что (3) если б он не наклонился (4) то задел бы его шапкой.
Запятые (1) и (2) выделяют придаточное времени, а запятая (4) — придаточное условия.
Запятая (3) на стыке союзов не ставится: у союза «если» есть вторая часть «то».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Местные жители рассказали мне (1) что (2) когда в осенние дни над деревней пролетали косяки журавлей (3) приручённый журавль не находил себе места (4) и однажды улетел на юг вместе со своими сородичами.
Запятая (1) обособляет придаточное изъяснительное, а запятые (2) и (3) выделяют придаточное времени.
Запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Запятая (4) не ставится: однородные сказуемые связаны одиночным союзом «и».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По аудитории пронёсся встревоженный гул (1) и (2) когда Полина отняла руки от пылающего смущением лица (3) профессора уже не было.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «по аудитории пронёсся встревоженный гул» и «профессора уже не было».
Запятые (2) и (3) выделяют придаточное времени.
Запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Собака с минуту колебалась (1) но (2) когда мальчик протянул руку и позвал её (3) призывно помахала хвостом (4) и с опаской подошла поближе.
Запятая (1) отделяет однородные сказуемые: «колебалась» и «помахала».
Запятые (2) и (3) обособляют придаточное времени, запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Запятая (4) не ставится: однородные сказуемые «помахала» и «подошла» соединены одиночным союзом «и».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дети возились рядом с ёлкой (1) и (2) когда они побежали в отцовский кабинет (3) и зажгли там свет (4) все взрослые собрались в комнате бабушки (5) чтобы о чём-то поговорить.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «дети возились рядом с ёлкой» и «все взрослые собрались …».
Запятые (2) и (4) обособляют придаточное предложение времени, запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Запятая (5) выделяет придаточное предложение цели.
Запятая (3) не ставится: однородные сказуемые соединены одиночным союзом «и».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик знал (1) что (2) если он протянет руку в окно (3) то с кустов посыплется роса (4) и покроет всё мелкими каплями.
Запятые (1) и (3) обособляют придаточное изъяснительное.
Запятая (2) на стыке союзов не ставится: у союза «если» есть вторая часть «то».
Запятая (4) не ставится: однородные сказуемые соединены одиночным союзом «и».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солдаты свернули на опушку (1) и (2) когда ударили тяжёлые снаряды (3) нужно было быстрее проскочить открытое место (4) чтобы сократить потери.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «солдаты свернули на опушку» и «нужно было быстрее проскочить открытое место».
Запятые (2) и (3) обособляют придаточное времени, запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Запятая (4) отделяет придаточное цели.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «Курину неожиданно вспомнились …» и «ему вдруг стало весело».
Запятые (2) и (4) обособляют однородные придаточные уступки.
Запятая (3) не ставится между однородными придаточными.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Антон и Изюмка очень ждали праздника (1) так что (2) когда кончились занятия (3) и звонок прозвенел в последний раз (4) Елена Петровна (5) и Зина пошли за ёлкой. (По Л. Ф. Воронковой)
Запятая (1) выделяет придаточное следствия.
Запятые (2) и (4) обособляют однородные придаточные части, присоединенные к главной при помощи союза «когда». Запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Запятые (3) и (5) не ставятся: однородные придаточные и однородные члены связаны одиночным сочинительным союзом «и».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сороки заботливо ухаживают за своим потомством (1) и (2) когда подросшие птенцы вылетают из своего гнезда (3) родители начинают обучать их сорочьим хитростям.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «сороки заботливо ухаживают …» и «родители начинают обучать …».
Запятые (2) и (3) обособляют придаточное времени, запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Левин простился с товарищами (1) и (2) чтобы не оставаться одному и немного успокоиться (3) отправился к своему брату (4) поскольку тот единственный мог выслушать его.
Запятые (2) и (3) выделяют придаточное цели, запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «чтобы» нет второй части «то».
Запятая (4) открывает придаточное причины.
Запятая (1) не ставится: однородные сказуемые «простился» и «отправился» соединены одиночным союзом «и».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Охотники говорят (1) что (2) если зверей во время охоты гонят (3) то они бегут по кругу и возвращаются на то же самое место (4) откуда началась погоня.
Запятые (1) и (3) обособляют придаточное изъяснительное.
Запятая (2) на стыке союзов не ставится: у союза «если» есть вторая часть «то».
Запятая (4) обособляет придаточное определительное.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хорошенько прислушайтесь (1) и (2) если у вас сохранился чуткий слух (3) вы непременно услышите чудесные звуки земли (4) которую во все времена люди ласково называли матерью-землёю.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «хорошенько прислушайтесь» и «вы непременно услышите чудесные звуки земли».
Запятые (2) и (3) обособляют придаточное условия, запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «если» нет второй части «то».
Запятая (4) открывает придаточное определительное.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отец обещал (1) что (2) если к полудню небо прояснится (3) то он непременно возьмёт сына с собой на матч (4) и Алёша всё утро с тоской и надеждой смотрел на моросящий за окном дождь.
Запятые (1) и (3) обособляют придаточное изъяснительное.
Запятая (4) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «отец обещал» и «Алёша все утро с тоской и надеждой смотрел …».
Запятая (2) на стыке союзов не ставится: у союза «если» есть вторая часть «то».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Генерал заметил в лице супруги на этот раз что-то слишком особенное (1) и (2) хотя он ещё накануне предчувствовал (3) что так именно и будет (4) но всё-таки теперь он опять струсил. (По Ф. М. Достоевскому)
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и».
Запятая (2) на стыке союзов не ставится: у союза «хотя» есть вторая часть «но».
Запятые (3) и (4) выделяют придаточное изъяснительное.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Первой прочитанной Лёвой книгой был роман «Отцы и дети» (1) и предметом его гордости стало то (2) что эта книга была толстая и серьёзная (3) и (4) что прочитал он её с увлечением и даже с удовольствием.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «первой прочитанной Лёвой книгой был роман Отцы и дети» и «предметом его гордости стало то».
Запятая (2) отделяет придаточное изъяснительное.
Запятая (3) не ставится между однородными придаточными.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Этой осенью я ночевал у деда Лариона на озере (1) и (2) когда шумел сухой тростник (3) мне казалось (4) что кто-то пробирается к избушке.
Запятая (1) разделяет два предложения, связанные сочинительным союзом «и»: «этой осенью я ночевал у деда Лариона на озере» и «мне казалось».
Запятые (2) и (3) выделяют придаточное времени, запятая (2) на стыке союзов ставится: у союза «когда» нет второй части «то».
Запятая (4) обособляет придаточное изъяснительное.