1. Средства связи предложений в тексте: все задания
Подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска:
Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <…> психологию.
«К особенностям его любви к Руси, – писал Белинский, – принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».
Верный ответ — их, так как «психологию (чью?) простых людей» можно заменить на «психологию (чью?) их«.
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1) Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза. (2) Для изготовления дешёвой газетной бумаги используют экономичный способ получения целлюлозы – механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчают до крошки, <…> смешивают с водой. (3) Бумагу же высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режут на малые щепы, затем их погружают в химический раствор и нагревают под давлением.
На месте пропуска во втором предложении должно стоять относительное местоимение «которую», т.к. оно вводит придаточное определительное предложение и относится к слову «способ». Местоимение «которую» связывает главное предложение со второстепенным, уточняя, что именно механический способ предполагает указанные действия.
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1) Эмболия, погубившая многих водолазов, которые слишком быстро возвращались из морских глубин, для китов не является опасной. (2) Причина эмболии в том, что при быстром подъёме человека микроскопические пузырьки азота, захваченные лёгкими вместе с воздухом, закупоривают мелкие кровеносные сосуды и промежутки между клетками. (3) А у кита лёгкие по отношению к его общей массе сравнительно невелики, поэтому <…> уносит в глубины относительно мало воздуха, а с ним и азота, который очень быстро растворяется в его крови.
На месте пропуска в третьем предложении должно стоять личное местоимение «он», так как речь идёт о ките. Выполняет функцию подлежащего, указывая на того, кто совершает действие.
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
(1) Цветная металлургия по размерам производства в мире уступает чёрной примерно в 20 раз. (2) При этом металлургия тяжёлых цветных, легирующих и благородных металлов, в руде которых, как правило, содержание полезного компонента незначительно, обычно «привязана» к странам и районам добычи. (3) Этим, <…>, объясняется и то, что в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки цветная металлургия возникла давно.
На месте пропуска в третьем предложении должно стоять вводное слово «в частности», так как оно указывает на конкретный пример или уточнение, относящееся к ранее сказанному. Вводное слово «в частности» помогает выделить конкретные примеры стран, где возникла цветная металлургия, и уточнить, что это одно из следствий зависимости производства от мест добычи полезных ископаемых.
Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.
(1) В регуляции частоты сердечных сокращений в организме человека ключевую роль играет нервная система, в том числе блуждающий нерв. (2) <…> центральная нервная система человека, работая автоматически, заставляет сердце сокращаться в нужном ритме даже во время сна. (3) Особенностью работы нервной системы является то, что одна группа нервов ускоряет сердцебиение, другая же замедляет его, действуя как своеобразный тормоз.
На месте пропуска во втором предложении должна стоять уточняющая частица «именно». Она используется для выделения того, что центральная нервная система играет главную роль, акцентируя внимание на этом факте.
Самостоятельно подберите разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) Поджелудочная железа производит гормоны инсулин и глюкагон, которые действуют совместно и регулируют энергоресурсы организма. (2) Глюкагон регулирует поступление глюкозы в кровь, а инсулин заставляет ткани впитывать глюкозу; соответственно, уровень сахара в крови повышается <…> понижается. (3) Любое нарушение в выработке этих гормонов может стать причиной сахарного диабета – опасной для жизни человека болезни.
На месте пропуска во втором предложении должен стоять разделительный союз «или», так как он указывает на чередование противоположных процессов: уровень сахара в крови может либо повышаться, либо понижаться.
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) Свёртывание крови представляет собой многоэтапный ферментативный процесс, особую защитную реакцию организма, которая предохраняет его от потери крови. (2) Механизм свёртывания крови очень сложный и строго последовательный, <…> каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции. (3) Этот механизм обеспечивает быстрое свёртывание крови при повреждении кровеносного сосуда.
На месте пропуска во втором предложении должен стоять подчинительный союз «так как». Он вводит придаточное предложение причины, поясняя, что сложность механизма обусловлена строгой последовательностью реакций, каждая из которых запускается ферментом, образованным на предыдущем этапе.
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1) Известно, что Япония – страна высокой культуры и давних художественных традиций. (2) Одна из национальных традиций японцев, в которой <…> воспитываются с детства, – любовь и бережное отношение к окружающей природе: деревьям, цветам, животным. (3) Поэтому в Японии очень популярны сезонные прогулки на природе: весной – для любования цветением дикой вишни (сакуры), что стало одним из национальных праздников; осенью – для любования багрянцем кленовых лесов.
На месте пропуска во втором предложении должно стоять личное местоимение «они», так как оно заменяет существительное «японцы». Согласование по числу и роду соответствует множественному числу (японцы – они).
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <…> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
Речь идёт о зданиях, которые упомянуты в предыдущем предложении. Указательное местоимение «эти» подчёркивает связь с уже упомянутыми зданиями и указывает на них.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1) Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2) Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3) Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.
Указательное местоимение «это» выполняет функцию замены уже известной информации (увеличение углекислого газа) и логически связывает причину (накопление углекислого газа) с её следствием (парниковый эффект).
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) Ключевую роль в регуляции частоты сердечных сокращений в организме человека играет нервная система (в том числе блуждающий нерв). (2) Ведь она, работая автоматически, заставляет сердце сокращаться в нужном ритме даже во время сна. (3) Особенностью работы нервной системы является то, что одна группа нервов ускоряет сердцебиение, <…> другая замедляет его, действуя как своеобразный тормоз.
Союз «а» используется для противопоставления двух противоположных действий: ускорения и замедления сердцебиения.
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
Дело художника – выразить своё ви́дение мира, и другой цели искусство не имеет. Но таков таинственный закон искусства, что ви́дение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. Пленительность искусства – та гладкая, блестящая, переливающаяся всеми цветами радуги ледяная кора, которою как бы остужает огненная лава художнической души, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью. Ясно только одно: чем сильнее кипение, тем ярче и радужнее форма.
Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном мире играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыльцу. Певучесть формы привлекает инстинктивное внимание людей. Ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом – мудрая хитрость природы. Красота – приманка, но красота – и преграда. Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном, чтобы весь народ сбегался глядеть; и поистине красота никого не обманет. Но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной, – и разве это малая награда? Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины тем глубже, чем <…> он острей.
В предложении говорится о том, что глубина восприятия произведения искусства зависит от качества взгляда человека. Употребление местоимения «сам» подчёркивает, что чем более напряжённым и острым является сам взгляд, тем глубже воспринимается сущность искусства.
Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце. Запишите эту частицу.
– После войны, в сорок шестом году, поехал я с приятелем на охоту. На станции «Тучково» вышли с моим спутником из поезда. Стоим, ждём, когда колонна пленных пройдёт (они там кирпичный завод строили), гляжу – здоровенный немец выскочил и бежит ко мне, руками размахивает.
– Товарищ, спасибо, спасибо! – кинулся обнимать.
И я тоже, представьте, узнал немца. В сорок третьем году, в феврале, на нейтральной полосе, носом к носу столкнулись мы с фашистской разведкой. Мы – в снег, и они – в снег. Нам очень нужен был пленный, было <…> объявлено: «За пленного – отпуск домой». Я успел заметить: качнулась ёлочка, и выстрелил первым. Четверо немцев кинулись убегать. А один, здоровенный, спотыкаясь, идёт к убитому – автомат, гранаты в сторону. Мой связной подскочил: «Хенде хох!» А немец – ноль внимания, упал на колени возле убитого, плачет: «Мой земляк. Мой земляк… Мне жизнь два раза спасал…»
Я вынул из кобуры убитого браунинг, забрал документы. Пленному, как обычно, сказал: «Ну вот, теперь будешь жить…»
К фашистам жалости не было. Но пленных я приказывал пальцем не трогать. Этот пленный много ценного рассказал. Мы с ребятами отпуск домой с фронта получили. А немец, видно, хорошо запомнил слова: «Теперь будешь жить…» – через три года узнал. Хорошо и по-русски говорить научился. Наверное, он и сейчас жив, нестарый был немец.
Частица «даже» усиливает утверждение, подчёркивая важность или неожиданность ситуации. В данном контексте она делает акцент на том, насколько важно было выполнить задачу (взять пленного), поскольку за это предлагали столь значительное вознаграждение – отпуск домой.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Запишите это местоимение.
(1) После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. (2) Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий. (3) Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. (4) Она заключалась в том, что <…> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. (5) Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. (6) А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Местоимение «эти» используется для указания на те здания, о которых шла речь в предыдущем предложении. Местоимение «эти» указывает на объекты, которые уже были упомянуты, и помогает связать их с последующим объяснением.
Самостоятельно подберите наречие времени, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Запишите это наречие.
(1) М. М. Зощенко был небольшого роста, строен и очень хорош собой. (2) Глаза у него были задумчивые, тёмно-карие; руки – маленькие, изящные. (3) Он ходил легко и быстро, с военной выправкой – сказывались годы сначала в царской, <…> в Красной Армии. (4) Постоянную бледность он объяснял тем, что был отравлен газами на фронте. (5) Но мне казалось, что и от природы он был смугл и матово-бледен.
Наречие «потом» указывает на последовательность событий: сначала Зощенко служил в царской армии, а потом — в Красной Армии. Это слово логически связывает части предложения и отражает хронологию его службы.
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1) Совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможны существование вида в природе и его природообразующая деятельность, называется экологической нишей организма. (2) <…> характеризует положение данного вида в природе («адрес», или местообитание) и его функциональную роль в сообществе («профессию»). (3) Иначе говоря, тот или иной вид, занимая свою экологическую нишу, минимально конкурирует с другими видами сообщества за источники энергии и другие жизненные условия.
Местоимение «она» относится к слову «ниша» из первого предложения. Поэтому правильно использовать личное местоимение «она», т.к. оно заменяет существительное женского рода.
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) Неожиданным открытием в науке оказалось наличие чёткой иерархии, или рангов, в мире животных. (2) И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3) <…> теперь выяснилось, что у многих животных это соподчинение проведено сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди самцов, но и между взрослыми самками, и даже между детёнышами.
В предложении противопоставляется уже известная ранее информация (о наличии вожаков) и новая, неожиданная деталь.
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Запишите это местоимение.
(1) Кумиры нам нужны как эталоны, на которые хочется равняться, которым хочется подражать. (2) Я не говорю здесь об имеющих место фактах создания и насаждения ложных кумиров, олицетворяющих пошлость и низкопробность. (3) Я говорю о кумирах, которые основывают <…> деятельность (творческую, общественную) на вечных ценностях культуры, нравственности, уважения к человеку, даже если они олицетворяют новые веяния и тенденции в своей сфере. (4) Именно за это мы их возносим на пьедестал.
Местоимение «свою» используется, чтобы указать на деятельность кумиров, упомянутых ранее. Оно указывает на принадлежность к субъекту, о котором идёт речь в данном предложении.
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) О том, что электрический ток за счёт сопротивления вызывает нагрев проводника, по которому он течёт, знают даже самые нерадивые школьники, ведь на этом основан принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов. (2) <…> в природе существуют удивительные материалы – сверхпроводники, которые не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур. (3) Отсутствие сопротивления приводит к тому, что плотность электрического тока, протекающего по таким материалам, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом нагреваться не будет.
В первом предложении говорится о нагревании проводника из-за сопротивления, а во втором — о материалах, которые не имеют сопротивления и, следовательно, не нагреваются. Союз «однако» используется для противопоставления двух фактов: обычного нагрева проводника и отсутствия нагрева в сверхпроводниках.
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.
Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».
Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо – другой вопрос, <…> речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества.
Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.
Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность – как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары-«капичники» практически способствовали созданию научной общественности. Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой».
Союз «но» используется для выражения противопоставления. В данном случае противопоставляются два аспекта: справедливость или несправедливость кодексов и сам факт их существования.