24. Функционально-смысловые типы речи: все задания
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3–8 представлено повествование с элементами описания.
2) В предложениях 14, 15 содержатся элементы описания.
3) Предложение 21 содержит ответы на вопросы, поставленные в предложениях 18–20.
4) Предложения 25 и 26 противопоставлены по содержанию.
5) Предложение 27 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 28.
1) В предложениях 3–8 содержится повествование с элементами описания. В этих предложениях описан голос, его влияние на девочек, а также подробности того, как они слушали, как реагировали на чтение отрывков, и дальнейшее восприятие ситуации.
2) В предложениях 14–15 содержатся элементы описания юноши: рассказ о его внешности, его взгляде и общем впечатлении от него. Эти предложения содержат описания внешности и характера юноши.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2, 3 представлено описание.
2) В предложениях 6–8 представлено рассуждение.
3) В предложениях 9–11 представлено повествование.
4) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
5) Предложение 30 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 28, 29.
2) В предложениях 6–8 представлено рассуждение: автор задаёт риторические вопросы, рассуждая, как можно изучать Шекспира и при этом не ходить в театр, и делает вывод о необходимости восприятия искусства в разных формах.
5) В предложении 30 говорится, что из стремления глубже понять искусство рождается интерес к истории, биографиям авторов и эпохам. Это следствие того, о чём говорится в предложениях 28–29, где описано, как знакомство с искусством вызывает желание лучше его понять.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4–6 содержится рассуждение.
2) В предложениях 10, 11 представлено описание.
3) В предложениях 13, 14 представлено повествование.
4) Предложение 17 содержит причину того, о чём говорится в предложении 18.
5) В предложениях 19–23 представлено рассуждение.
1) В предложениях 4–6 содержится рассуждение. Автор размышляет о жизни как о пути, сравнивая два подхода: эгоистичный и патриотичный. Он делает вывод, что тот, кто служит Родине, находит в этом особый смысл.
4) В предложении 17 перечисляются причины, по которым молодые люди во время войны будут проявлять героизм: защита детства, школы, близких. В предложении 18 говорится о следствии – именно поэтому они окажутся сильнее врагов.
5) В предложениях 19–23 представлено рассуждение. Автор размышляет о том, как война не сломит, а закалит поколение, научит ответственности, человечности и сделает их «Поколением победителей».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено повествование.
2) Предложение 12 содержит элементы описания.
3) В предложении 26 представлено рассуждение.
4) Предложения 43, 44 указывают на следствие того, о чём говорится в предложении 42.
5) Предложение 51 противопоставлено по содержанию предложению 50.
1) В предложениях 1–2 представлено повествование, поскольку они описывают последовательность событий: дождь застал Лосева, и он решил укрыться на выставке.
2) В предложении 12 присутствуют элементы описания – автор перечисляет, какие картины представлены на выставке: «изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5, 6 представлено рассуждение.
2) В предложении 10 представлено повествование.
3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 30–32 представлено рассуждение.
5) Предложение 35 содержит элементы описания.
1) В предложениях 5–6 представлено рассуждение: автор размышляет о том, как он воспринимал факт своего существования в детстве, анализирует, что другие говорили ему, что он маленький, но сам он этого не осознавал.
4) В предложениях 30–32 содержится рассуждение: автор размышляет о природе воспоминаний, о том, что они возникают спонтанно, подчёркивает их непредсказуемость и невозможность контролировать этот процесс.
5) В предложении 35 содержится описание яхты: автор передаёт её внешний вид и особенности («она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой – длинная, узкая, летящая»).
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 4 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 3.
2) В предложении 12 представлено рассуждение.
3) Предложения 18 и 33 раскрывают содержание понятия.
4) В предложениях 19, 20 представлено повествование.
5) В предложении 32 представлено описание.
2) В предложении 12 содержится рассуждение: автор говорит о языке как о главном источнике знаний и делает вывод, что, чтобы понять слово «счастье», нужно изучать, как оно используется в речи.
3) В предложениях 18 и 33 раскрывается содержание понятия «счастье». В предложении 18 оно связывается с судьбой и удачей, а в предложении 33 автор определяет счастье как «состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложении 2 представлено описание действий людей.
2) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 15.
3) Предложение 18 противопоставлено по содержанию предложению 17.
4) В предложениях 34, 35 представлено рассуждение.
5) В предложениях 47, 48 представлено описание.
1) В предложении 2 описываются действия солдат: один пишет письмо, другой пришивает крючок, третий читает газету. Это описание того, чем они заняты в момент повествования.
3) В предложении 17 сказано, что в батарее Ковалёва сначала воспринимали с недоверием. А в предложении 18 даётся противоположная информация: в первом же бою он доказал своё мастерство, и недоверие исчезло.
4) В предложениях 34–35 представлено рассуждение: автор говорит о том, что храбрость – это ещё не героизм, а настоящий герой рождается только из любви к Родине.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2, 3 представлено описание.
2) Предложение 10 называет причину того, о чём говорится в предложении 9.
3) Содержание предложения 13 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 12.
4) В предложениях 16-19 содержится рассуждение.
5) В предложениях 32, 33 представлено повествование.
3) В предложении 12 говорится, что без высшего образования автор сталкивался с трудностями. В предложении 13 автор понял, что будет трудно без высшего образования.
4) В предложениях 16–19 автор рассуждает о том, что систематическое образование играет ключевую роль в познании мира.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–3 представлено повествование.
2) В предложениях 4, 5 представлено описание.
3) Предложения 11–13 подтверждают содержание предложения 10.
4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.
5) В предложениях 19–22 содержится рассуждение.
3) В предложении 10 автор говорит, что относит себя к людям, занятым делом, а в предложениях 11–13 приводит примеры своей деятельности, подтверждая сказанное: он читает, пишет, издаёт книги, работает в сложных условиях.
4) В предложении 15 говорится, что книги, которые недавно прочитал автор, написаны личностями, а в предложении 16 поясняется, что это за личности – люди, сделавшие себя сами.
5) В предложениях 19–22 рассказчик рассуждает о том, почему важно верить автору, и объясняет, как литература выявляет фальшь.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 2-4 представлено повествование.
2) В предложении 7 содержатся элементы описания.
3) В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.
4) Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.
2) В предложении 7 описывается внешний вид Колмогорова (белая рубашка и потертые манжеты) и его образ (формулы на доске, лыжные прогулки и рассказы).
5) В предложениях 25, 26 автор размышляет о влиянии учителя и силе его голоса. Он сравнивает его с профессиональными чтецами и признаёт, что не может постичь магию этого человека.
(1) Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3) Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4) Отправку на фронт встретили с радостью. (5) Очередной хутор на нашем пути. (6) Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7) Через полчаса старшина вернулся.
– (8) Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9) Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10) Кто со мной получать хлеб? (11) Давай ты! – (12) Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13) В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14) Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15) Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16) Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17) Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18) Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19) Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20) Как и я!
(21) В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22) Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23) Теперь я и не искал оправданий. (24) Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25) С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26) Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27) Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28) В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29) А где?.. (30) Тут полбуханка была!
(31) Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32) Эй ты! (33) Где?! (34) Тебя спрашиваю!
(35) Я молчал. (36) А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38) Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39) В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40) А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41) Да что с ним разговаривать!
(42) Один из парней вскинул руку. (43) И я невольно дёрнулся. (44) А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45) Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46) Бить тебя… (47) Руки пачкать.
(48) И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49) Среди красивых людей – я уродлив.
(50) Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51) Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52) Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53) И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54) А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55) Больше в жизни я не воровал. (56) Как-то не приходилось.
(По В. Ф. Тендрякову)
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5‒7 содержат повествование.
2) Предложения 17‒20 содержат рассуждение.
3) Предложение 30 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 29.
4) Предложение 37 содержит описание внешности человека.
5) Предложение 54 противопоставлено по смыслу предложению 53.
1) В предложениях 5–7 представлено повествование, потому что здесь передаётся последовательность действий. Сначала отряд дошёл до хутора, затем солдаты отошли на обочину, а лейтенант и старшина отправились на разведку.
2) В предложениях 17–20 содержится рассуждение, так как герой осмысляет свой поступок. Он понимает, что его кража скоро обнаружится, осознаёт себя вором и пытается найти оправдание, но понимает, что его нет. Здесь автор не просто передаёт эмоции персонажа, а формулирует выводы о его поведении, что является отличительным признаком рассуждения.
4) В предложении 37 представлено описание внешности пожилого солдата. Упоминаются детали его облика: «выбеленно голубые глаза», «изрытые морщинами щёки», «сивый от щетины подбородок».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.
2) Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.
3) Предложение 19 объясняет содержание предложения 18.
4) В предложении 21 представлено описание состояния человека.
5) В предложениях 22, 23 содержится повествование.
3) Предложение 19 объясняет содержание 18. В предложении 18 Серёжа испытывает стыд, потому что не может предложить помощь бабушке, а в предложении 19 поясняется, почему он боится это сделать: окружающие могут посчитать его выскочкой.
4) В предложении 21 представлено описание состояния человека. Здесь говорится о душевной «буре», борьбе с собственной слабостью, презрении к себе, что передаёт внутренние переживания героя.
5) Предложения 22 и 23 содержат повествование, потому что в них передаётся последовательность действий: маршрутка подъехала, водитель открыл дверь, бабушка вышла, пассажиры недовольно вздохнули, затем дверь закрылась, машина отъехала.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 3, 4 содержат повествование.
2) Предложение 5 объясняет содержание предложения 4.
3) Предложение 10 содержит элементы описания.
4) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 17.
5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, поставленные в предложениях 29, 30.
1) Предложения 3 и 4 содержат повествование, так как в них передаются последовательные события: маму автора назначили директором лагеря, затем привезли книги и вывалили их в комнате.
2) В предложении 4 говорится о привезённых книгах, а в предложении 5 поясняется, зачем это было сделано: кто-то заранее позаботился о создании библиотеки для детей.
3) Предложение 10 содержит элементы описания. В нём детально описывается внешний вид книги: «потрёпанный кирпичик», «тонкая рисовая бумага», «старинные буквы», «нет обложек, первых страниц».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 5 представлено описание.
2) В предложениях 9, 10 содержится повествование.
3) В предложении 20 представлено рассуждение.
4) Предложение 34 поясняет, раскрывает смысл предложения 33.
5) В предложении 55 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 54.
2) Предложения 9 и 10 содержат повествование, так как передают действия и события, происходящие с героем: он сполз с койки, его вынесли на площадку, лёг под вагон.
3) Предложение 20 содержит элементы рассуждения. Герой рассуждает, что можно использовать дрезину, так как капитан не может самостоятельно двигаться.
4) В предложении 33 говорилось о трудностях, а в предложении 34 разъясняется, что первая опасность нарастает с наступлением сумерек, а девушки ещё не вернулись.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 12 содержит оценочное суждение.
2) Предложения 14–18 поясняют, раскрывают смысл предложения 13.
3) Предложение 20 противопоставлено по содержанию предложению 19.
4) В предложениях 31–33 представлено описание.
5) Предложения 47, 48 содержат элементы описания.
1) В предложении 12 содержится оценочное суждение, так как автор выражает мнение об ответе на вопрос, который ему запомнился.
2) В предложениях 14–18 автор объясняет, почему Земля является замечательной, выделяя такие качества, как наличие воды, тепло от Солнца, чередование дня и ночи, а также жизненно важные процессы, связанные с растительностью и атмосферой, что раскрывает смысл предложения 13.
5) В предложениях 47 и 48 содержатся элементы описания. Эти предложения представляют образ Земли с её природными и человеческими особенностями, используя живописные детали, чтобы создать яркую картину окружающего мира.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 8–10 представлено повествование с элементами описания.
2) Предложения 21–24 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 20.
3) Предложение 29 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 28.
4) В предложениях 42–46 представлено рассуждение.
5) Предложения 47, 48 содержат описание.
1) В предложениях 8–10 описывается обстановка на берегу реки (песок, запах лозы, отражённое небо), а также внешний вид человека с сизым затылком и его портфель.
2) В предложении 20 автор выражает страх и недоумение, а в предложениях 21–24 он размышляет о причинах своего состояния, задавая вопросы и выражая своё отношение к происходящему.
4) В предложениях 42–46 автор рассуждает о богатстве и значении русского языка, его связи с историей и духовной сущностью народа.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 6‒9 представлено описание.
2) В предложениях 16, 17 содержится повествование.
3) Предложения 28‒31 содержат рассуждение.
4) В предложениях 34, 35 представлено повествование.
5) В предложениях 50–52 представлено рассуждение.
3) В предложениях 28‒31 автор размышляет о различиях между поколениями, о том, как молодёжь того времени и современная молодёжь воспринимают войну.
5) В предложениях 50–52 автор рассуждает о стремлении молодёжи к подвигу, о том, что подвиг требует времени и подготовки.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
2) Предложение 8 содержит элементы описания.
3) В предложениях 12–14 представлено повествование.
4) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.
5) В предложениях 32, 33 представлено повествование.
4) В предложении 25 описываются действия героя, но это не является причиной того, о чём говорится в предложении 24 (описание обстановки и голоса матери). Эти предложения связаны, но не причинно-следственной связью.
5) В предложениях 32-33 автор размышляет о детстве, задаёт риторические вопросы и выражает свои мысли. Это рассуждение, а не повествование.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7–10 представлено описание.
2) В предложениях 16–18 представлено повествование.
3) В предложениях 27–29 представлено рассуждение.
4) Предложение 39 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 37.
5) Предложение 46 содержит эмоционально-оценочное суждение.
1) В предложениях 7–10 описывается атмосфера вокзального буфета: воздух после вьюги, пожелтевшие цветы, запахи.
2) В предложениях 16–18 рассказывается о действиях героев и происходящем вокруг: покупка баранок, заказ чая, закипающий самовар. Это повествование.
5) Предложение 46 содержит эмоционально-оценочное суждение. Слова Николаши Руднева о величии гения русского народа выражают его эмоциональное и оценочное отношение к России и её народу.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 2−5 представлено повествование.
2) В предложениях 12−14 содержатся элементы описания.
3) В предложениях 30−33 представлено рассуждение.
4) Предложение 35 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 34.
5) Предложение 56 поясняет, раскрывает содержание предложения 55.
2) В предложениях 12−14 содержатся элементы описания: осенний лес, жёлтые лесные дорожки и первый снег.
5) В предложении 55 говорится, что капитан должен был отвечать именно так, а в предложении 56 раскрывается, что его первое слово было не о себе, а о друзьях.