ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

14. Поиск исторической информации: xviii — начало xx века

1. Задание #183676
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современника

«После тяжкой войны, в которой все состояния, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства — едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой — строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможными в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.

Цель поселений объявлена после — освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.

Мысль о поселении войск не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»

О каком преобразовании, проводимом в России после упоминаемой в отрывке войны, пишет автор? Какую цель данного преобразования он называет? Какую меру называет автор в качестве альтернативы данного преобразования? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Преобразование: военные поселения
Автор описывает систему военных поселений, введённую после Отечественной войны 1812 года, когда крестьян насильственно переводили в разряд военных поселенцев, совмещавших сельский труд с военной службой. Это сопровождалось конфискацией имущества и массовым переселением.
2) Цель преобразования: отмена рекрутской повинности
Официальной целью создания военных поселений было освобождение страны от тяжелой рекрутской системы через самообеспечение армии. Однако на практике это привело к жестоким мерам против крестьянства.
3) Альтернативная мера: сокращение срока службы
В качестве разумной альтернативы автор предлагает прусскую модель 8-12-летней службы, которая позволила бы распространить военные навыки среди населения без насильственных переселений и сохранить крестьянское хозяйство.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #183678
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«Божиею милостью, мы, <…>, царь и самодержец всероссийский и проч., и проч., и проч. Объявляем духовного, военного и гражданского и всех прочих чинов людям всероссийского народа, нашим  верноподданным. Мы уповаем, что большой части из верных подданных… ведомо, с каким прилежанием и попечением мы сына своего перворожденного воспитать тщились. Он всегда вне прямого нам послушания был и ни о чём, что довлеет доброму наследнику, не внимал, не обучался, и учителей своих, от нас приставленных, не слушал… И видя мы его упорность в тех его непотребных поступках,  объявили ему …что ежели он впредь следовать нашей воле и обучаться тому, что бы наследнику государства пристойно, не будет, то его лишим наследства…

Но он, забыв страх и заповеди Божии, которые повелевают послушну быть и простым родителям, а не то что властелинам, …уехал и отдался под протекцию цесарскую, объявляя многая на нас яко родителя своего и государя неправдивые клеветы, будто мы его гоним и без причины наследства лишить хотим, и якобы он от нас в животе своём небезопасном, и просил оного, дабы его не токмо от нас скрыл, но и оборону свою против нас и вооружённою рукою дал… И хотя он, сын наш, за такие свои противные от давних лет против нас яко отца и государя своего поступки, особливо ж за сие на весь свет приключённое нам бесчестие через побег свой и клеветы, на нас рассеянные… достоин был лишения живота; однако ж мы, отеческим сердцем о нём соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания его освобождаем.

Однако ж… не можем по совести своей его наследником по нас престола российского оставить, ведая, что он, по своим непорядочным поступкам, всю полученную по Божией милости нашими неусыпными трудами славу народа и пользу государственную утратит… И тако мы, сожалея о государстве своём, …для пользы государственной, лишаем его, сына своего <…> за те вины и преступления, наследства по нас престола нашего  всероссийского, хотя б ни единой персоны нашей фамилии по нас не осталось…»

Используя текст документа, приведите преступления против государства, которые совершил наследник престола. Приведите три положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Непослушание родителю и государю
Наследник систематически игнорировал волю отца-государя, отказывался обучаться обязанностям будущего правителя и не слушал назначенных учителей, демонстрируя полную непригодность к управлению государством.
2) Государственная измена
Совершив побег за границу, наследник добровольно перешёл под защиту иностранного монарха, просил военной помощи против собственного отца и государства, тем самым совершив акт политического предательства.
3) Клевета и дискредитация власти
Распространял заведомо ложные обвинения против отца-государя, утверждая, что подвергается гонениям и угрозе жизни, чем нанёс международный ущерб репутации российского престола.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #183700
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«По непреложным судьбам Вышнего, благословляющего оружие Наше, присоединив навсегда Финляндию к России, с удовольствием Мы зрели торжественные обеты, обывателями всего края принесённые на верное и вечное их Скипетру Российскому подданство. Вместе с сим восприяли Мы на себя священную обязанность хранить сие достояние, промыслом Нами вручённое, во всей его незыблемости и в непременном и вечном с Россией единстве. Обыватели Финляндии! Под сению престола Нашего покоятся многочисленные народы, судьбы их равно сердцу Нашему драгоценны; вступив в состав Империи Нашей, вы приобрели тем самым равные права с ними. Сверх древних установлений, страны вашей свойственных и свято Нами хранимых, новое поле вашей деятельности и трудолюбию открывается. Под сильным щитом России земледелие ваше, торговля, промыслы, все источники народного богатства и благосостояния воспримут новую жизнь и расширение.

Мы познаем вскоре все ваши нужды и не умедлим простереть вам руку помощи и облегчения. Оружие Наше оградит пределы ваши от всякого к вам прикосновения и отразит все покушения врагов, если бы когда-либо возмутить спокойствие ваше они дерзнули. Обыватели Финляндии! Судьба страны вашей решена невозвратно. Всякое разглашение о восстановлении шведского над вами владычества было бы тщетное заблуждение, единственно во вред вам устремляемое. Нам известно, что некоторые соотечественники ваши теперь ещё служат в войсках шведских, против вас самих вооружаются. Мы ещё готовы принять их как верных подданных Наших, если в течение шестинедельного срока, считая со дня обнародования сего манифеста Нашего, поспешат они возвратиться. Да возвратятся в недра своего отечества, немедленно в назначаемый срок. По прошествии оного и раскаяния их не будет уже места».

Как автор объясняет преимущества, которые получает Финляндия после присоединения к России? Укажите три преимущества. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Политические права и автономия
Финляндия сохранила особый статус в составе империи с собственным сеймом (парламентом), законодательством и административным устройством. Это позволяло ей поддерживать традиционную систему самоуправления, что отличало её положение от других регионов России. В манифесте особо подчёркивается сохранение «древних установлений» как гарантия стабильности.
2) Экономические выгоды
Автор прямо обещает развитие всех сфер экономики: «земледелие ваше, торговля, промыслы, все источники народного богатства и благосостояния воспримут новую жизнь и расширение». Подчёркивается, что это станет возможным именно под защитой России.
3) Военные гарантии безопасности
Манифест гарантирует безопасность границ («Оружие Наше оградит пределы ваши») и защиту от внешних угроз, включая возможные попытки Швеции восстановить своё влияние.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #183705
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из письма И. И. Шувалову

«Милостивый государь Иван Иванович! Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сём случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочинённый. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить моё мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

…Главное моё основание, сообщённое вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие годы. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей учёных, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберётся. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости учёных, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

…Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трёх факультетах: в юридическом три, в медицинском три, в философском шесть.

…При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет как пашня без семян. О её учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу…»

Как автор письма объясняет значимость своего участия в организации университета, о котором идёт речь в документе? Укажите одно объяснение. Какие рекомендации по устройству университета даёт автор? Укажите две рекомендации. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Обоснование значимости участия автора
Автор подчеркивает ценность своего европейского опыта, отмечая, что те, кто «университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались», могут точно воспроизвести их систему («учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются»).
2) Рекомендации по устройству университета

  • Создание полноценного университета с 12 профессорами (по 3 в юридическом и медицинском факультетах, 6 в философском) сразу, несмотря на текущую нехватку кадров.
  • Организация университетской гимназии как обязательной подготовительной ступени («без которой Университет как пашня без семян»).
Показать
Очки опыта 20
5. Задание #183725
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из речи российского императора

«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более губительным. Покойный император [имя], в начале своего царствования, имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении… Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бы­ вали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынеш­нее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, ко­торые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних выс­шее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики — хотя благодаря Богу самое меньшее их число — забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти.

Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозмож­ны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собствен­ности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязан­ностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».

Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором, в данном отрывке? Укажите одну любую цель. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Причины перемены настроений и беспокойств

  • Неосторожность помещиков, дающих крепостным «несвойственное их состоянию высшее воспитание», что развивает у крестьян новые требования и делает их положение более тягостным.
  • Злоупотребления властью со стороны части помещиков при отсутствии у дворянских предводителей законных инструментов для пресечения произвола.

2) Цель императора
Постепенная подготовка перехода к новому порядку («проложить дорогу к переходному состоянию») при сохранении помещичьей собственности на землю, без резкой отмены крепостного права, чтобы избежать общественного потрясения.

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #183729
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из писем современницы

«Я уже начала писать это письмо и тут прочитала сегодняшний бюллетень, содержащий, увы, дурные вести из Севастополя. Неприятель занял несколько траншей, и мы потеряли 2500 человек. Я ничего не понимаю в стратегии, поэтому не могу сказать, насколько серьёзны наши потери.

Но, боюсь, дела плохи. Вы, наверное, получили эти известия по телеграфу из Вены. Их обсуждали здесь уже несколько дней назад, но в душе надеялись, что это неправда, поскольку исходили они от англичан, а те не слишком стесняются давать ложные сведения. Господи, чем же всё кончится? Сколько переживаний и страданий для Государя и Государыни! Дай Бог им душевных сил и мужества и пошли им людей, способных стать опорой в их великом и нелёгком деле. Ведь нельзя не признать, что за последние два года наделано столько ошибок и в ведении войны, и в политике! Впрочем, Россия бывала и не в таких переплётах и всегда умела достойно выйти из них. Девизом её истории можно поставить слова: «Отступить, чтобы дальше прыгнуть!» <…>

Тем временем гадкие англичане снова приблизились к Кронштадту, да так близко, что можно различить людей на кораблях. Господа англичане появляются здесь исключительно для того, чтобы легкомысленной петербургской публике было куда поехать прогуляться. Вчера, наконец, решив, что на них вдосталь насмотрелись, и не желая окончательно пересытить публику, они исчезли так же внезапно, как и появились, давно бы пора! Неслыханная низость — вооружить гигантский, не имеющий себе равных флот для того, чтобы обстреливать жалкие торговые суда и предавать огню несчастные мирные деревни, не осмеливаясь вступить в открытый бой с неприятелем… Вчера государь получил известие о гибели храброго адмирала Нахимова. Страшно видеть, как гибнут лучшие и самые отважные воины. Остались в живых лишь Васильчиков и Тотлебен. Если и эти погибнут,  то можно сказать, что душа Севастополя покинет город. Сколько убитых, сколько пролито крови и чем только всё это кончится?»

Почему, по мнению автора, русский народ надеялся на фальшивость полученных известий о положении в Севастополе. Какую причину приближения к Кронштадту английских кораблей называет автор. Что автор называет «неслыханной низостью»? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Надежда на недостоверность известий
Автор отмечает, что первоначальные сообщения о поражениях под Севастополем воспринимались с недоверием, поскольку исходили от английских источников, известных своей предвзятостью в освещении военных событий. Это недоверие отражало как патриотические настроения, так и естественное стремление избежать тревожных мыслей в трудный для страны момент.
2) Причины появления английской эскадры у Кронштадта
С иронией описывая ситуацию, автор предполагает, что демонстрация английского флота у русских берегов служила скорее развлечением для петербургской публики, чем реальной военной угрозой, что подчёркивало тщетность этих демаршей против хорошо укреплённой морской крепости.
3) Осуждаемые методы ведения войны
Особое возмущение вызывает тактика английского флота, который, обладая подавляющим превосходством, избегал честного боя с русской эскадрой, предпочитая атаковать беззащитные гражданские суда и прибрежные поселения, что автор расценивает как проявление бесчестности и военной трусости.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #183730
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из письма российской императрицы

«… Тогда мы войну ожидали чрез год, полки были по всей Империи по квартирам, глубокая осень на дворе, приготовления никакие не начаты, доходы гораздо менее теперяшнего, татары на носу и кочевья степных до Тору и Бахмута; в январе оне въехали в Елисаветp[г]радский округ. План войны был составлен так, что оборона обращена была в наступление. Две Армии были посланы. Одна служила к обороне Империи, пока другая шла к Хотину…

Теперь граница наша по Бугу и по Кубани. Херсон построен. Крым – область Империи и знатный флот в Севастополе. Корпуса войск в Тавриде, Армии знатные уже на самой границе, и оне посильнее, нежели были в Армии оборонительная и наступательная <…> года. Дай Боже, чтоб за деньгами не стало, в чем всячески теперь стараться буду и надеюсь иметь успех. Я ведаю, что весьма желательно было, чтоб мира еще года два протянуть можно было, дабы крепости Херсонская и Севастопольская поспеть могли, такожды и Армия и флот приходить могли в то состояние, в котором желалось их видеть.

Но что же делать, есть ли пузырь лопнул прежде времени. Я помню, что при самом заключении мира Кайнарджийского мудрецы сумневались о ратификации визирской и султанской, а потом лжепредсказания от них были, что не протянется далее двух лет, а вместо того четырнадцатое лето началося было. Есть ли войну турки объявили, то, чаю, флот в Очакове оставили, чтоб построенных кораблей в Херсоне не пропускать в Севастополь. Буде же сие не сделали, то, чаю, на будущий год в Днепровское устье на якоря стать им не так легко будет, как нынешний.

Надеюсь на твое горячее попечение, что Севастопольскую гавань и флот сохранишь невредимо, чрез зиму флот в гавани всегда в опасности…

Настоящая причина войны есть и пребудет та, что туркам хочется переделать трактаты: первый – Кайнарджийский, второй – конвенцию о Крыме, третий – коммерческий».

Какие преимущества положения Российской империи по сравнению с периодом предыдущей русско-турецкой войны названы в письме? Укажите три преимущества. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Территориальные приобретения
Автор подчёркивает значительное расширение границ Российской империи по сравнению с предыдущей войной — теперь они проходят по Бугу и Кубани, а Крым стал полноценной областью империи, что обеспечивает стратегические преимущества.
2) Укрепление военной инфраструктуры
Отмечается создание мощных военных баз — построены Херсон и Севастополь с «знатным флотом», а корпуса войск размещены непосредственно на границе, что делает оборону более эффективной по сравнению с прошлой войной.
3) Усиление армии и флота
Подчёркивается, что нынешние армии «посильнее», чем были в предыдущей войне, а флот в Севастополе представляет собой серьёзную силу, хотя автор выражает надежду на дальнейшее его укрепление в течение следующих двух лет.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #183757
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«31 марта для России начался пролог той великой исторической драмы, которая называется судом народа над правительством. Обвинительный акт-это вся русская история, на страницах своих не представляющая ничего, кроме батожья, палок, плетей и шпицрутенов, с одной стороны, и систематического разорения народа «ради его государевых доходов» — с другой. После событий 31 марта несколько совестно говорить о том, что правительство русское держится апатией и индифферентизмом русского общества: в этот день разрыв русского общества с правительством выразился de facto в здании окружного суда оправдательным приговором присяжных и поведением публики, аплодировавшей приговору. Присяжные отказались обвинять ту, которая решилась противопоставить насилию насилие, они отказались подписаться под политикою душения всякого самостоятельного проявления общественной мысли и жизни, они открыто признали невиновность врагов существующего порядка.

Этим ознаменовалось пробуждение нашей общественной жизни, а полиция и жандармерия и не думали изменять своего обращения с публикою. На оправданную общественною совестью Засулич кинулись жандармы с целью расправиться с нею административным порядком. Людей, радовавшихся её оправданию, били и мяли лошадьми, не пощадили даже беременных женщин… Самое следствие об этих «уличных беспорядках» передано в руки III отделения, которому приходится, таким образом, произнести приговор над своим собственным поступком. В довершение всего секретным отделением отдан приказ участковым приставам «разыскать и арестовать оправданную судом присяжных Засулич». Русское общество долго молчало. Оно молчало, когда в течение столетий его лучшие, свободомыслящие люди погибали в рудниках Сибири, когда русская наука несла такие потери, как потеря великого экономиста Н. Г. Чернышевского. Оно молчало, молчало и молчало. Мы не знали, заговорит ли оно когда-нибудь.

Но 31 марта и в следующие дни петербургское общество заговорило наконец человеческим языком. Правительство игнорирует подобные симптомы общественного пробуждения. Как бы в насмешку над приговором Петербургского окружного суда полиции отдаётся вышеупомянутый приказ о заарестовании Засулич. Полиция вызывает столкновение на улице, и в первый раз после 14 декабря 1825 г. петербургские улицы орошаются кровью борцов за свободу!»

Какой вердикт (приговор) вынесли присяжные по делу Засулич? Каково, по мнению автора, значение этого решения присяжных для общественной жизни России? Укажите два положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Вердикт присяжных
Присяжные вынесли оправдательный приговор Вере Засулич, признав её действия (покушение на петербургского градоначальника Трепова) ответом на систематическое насилие властей и отказавшись квалифицировать это как преступление.
2) Значение для общественной жизни

  • Символ пробуждения общественного сознания — приговор стал первым за долгое время открытым выступлением общества против произвола властей, разрывом с традиционной апатией («русское общество заговорило наконец человеческим языком»).
  • Демонстрация конфликта между законом и административным произволом — несмотря на оправдательный вердикт, власти попытались арестовать Засулич в нарушение судебного решения, что привело к уличным столкновениям («в первый раз после 14 декабря 1825 г. петербургские улицы орошались кровью»).
Показать
Очки опыта 20
9. Задание #183761
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«В январе… на кремлёвской площади великий князь Сергей Александрович пал жертвой террористического акта. Убийца, Каляев, был схвачен. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна нашла в себе мужество навестить злодея в тюрьме и поговорить с ним как истая христианка… Покушение на великого князя послужило как бы сигналом к дальнейшим революционным действиям, которые вспыхивали в разных местах, в том числе и на Черноморском флоте, на оружейных и прочих заводах, в полках.

…Революционные волны то усиливались, то утихали, чтобы с новой энергией вспыхнуть в другом месте. Судя по всему, всё было отлично организовано. После удачного проведения разрозненных забастовок в начале октября началась всеобщая забастовка фабрик и железных дорог. Бастовали решительно все: извозчики, булочники, центральные электрические станции, водопроводные хозяйства и т. д. Замолкли шумы и звуки, движение остановилось в ожидании какого-то ужасающего разряда.

Князь П. Н. Трубецкой, губернский предводитель дворянства, вызвал всех уездных предводителей на депутатское собрание в Москву. В круглом зале депутатского собрания состоялся ряд тревожных заседаний. О чём говорили, уже не помню. У меня осталось лишь впечатление невероятной растерянности и беспомощности…

[Вскоре] распространился слух о манифесте… Мне принесли уже несколько истрёпанный номер «Русского слова» с полным текстом манифеста. У всех чувствовался порыв отслужить в соборе благодарственный Господу Богу молебен. Кто-то сбегал за отцом благочинным, и через какие-нибудь полчаса народ валом повалил на церковную площадь. Загудели все городские колокола, и началась служба. Собор не мог вместить и четверти всех желающих. Стоя на коленях, на всей площади молился народ, а священник торжественно провозгласил слова царского манифеста, читая его по газете, мною ему переданной. Сразу наступило какое-то облегчение».

Какие факты, относящиеся к революционному движению, указал автор в данном отрывке? Приведите любые три факта. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положения, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Террористический акт против великого князя Сергея Александровича
Автор описывает убийство московского генерал-губернатора в январе 1905 года как отправную точку эскалации революционного насилия, подчёркивая символическое значение этого события («послужило как бы сигналом к дальнейшим революционным действиям»).
2) Массовая всеобщая забастовка октября 1905 года
Отмечается паралич городской инфраструктуры: остановка работы железных дорог, электростанций, водопровода и даже извозчиков с булочниками, что создавало атмосферу общенационального кризиса («движение остановилось в ожидании какого-то ужасающего разряда»).
3) Восстания в вооружённых силах
Упоминаются революционные выступления на Черноморском флоте и в армейских полках, демонстрирующие распространение протестных настроений в ключевых институтах государственной власти.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #183763
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«Доклад тайной следственной комиссии был единственным обвинительным актов, по которому судились все, замешанные в деле Тайных обществ. В этом докладе действия многих членов представлены намеренно превратно, часто насмешливым тоном, как ребяческие шалости. Главное обвинения против большого числа членов Союза состояло в приписывании им цареубийственных замыслов против особы императора Александра I, несмотря на то, что он несколько лет позже спокойно умер от болезни в Таганроге.

Выражению минутной досады или негодования, вызванному каким-нибудь непохвальным действием верховной власти, приписывали значение обдуманного намерения и считали наравне с преступлением, как бы уже сделанным. За несколько лет назад вырвавшееся в горячем разговоре нескромное слово, мысль, завтра отвергнут. (и позабытую сказавшим ее), называли цареубийственным замыслом. (Тогда как и по нашим законам, всякое преступное намерение, если замышлявший его одумался и добровольно отказался привести его в исполнение, не подвергается осуждению…).

В донесении следственной комиссии не выставлено ни одно обстоятельство, ни одно действие подсудимых, которые бы могли возбудить симпатичное участие к ним соотечественников. Сколько бы показаний многих из них, в которых представлено в истинном виде тогдашнее состояние России, страдавшей под вековым гнетом самовластия! Сколько верных изображений хаотического беспорядка и в законодательстве, и в администрации! Сколько уроков самому правительству для уврачеваний тяжких язв, съедающих Россию! Уничтожение крепостного рабства целой трети ее народонаселения, винных откупов, посредством которых главный государственный доход основан на развращении и разорении народа по несчастной страсти его к крепким напиткам, — все эти горькие истины и многие другие откровенно и добросовестно высказаны подсудимыми и, однако, обо всем этом умолчено в донесении следственной комиссии государю.

Во всем этом политическом процессе правительство действовало с неслыханным пристрастием и как истец или тяжущаяся сторона, и, вместе с тем, как раздраженный неумолимый судья. Какого же правосудия можно было ожидать, когда умышленно нарушались и те немногие судебные обряды и формы, которые служат для подсудимых ограждением от произвола и пристрастия предубежденных судей…».

Какие проявления несправедливости по отношению к участникам тайных обществ отмечает автор? Приведите любые три положения из текста, подтверждающие несправедливое отношение к подсудимым. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Искажение фактов и намерений обвиняемых
Автор указывает, что следственная комиссия намеренно преувеличивала вину декабристов, представляя случайные высказывания («вырвавшееся в горячем разговоре нескромное слово») как доказательство цареубийственных замыслов, хотя Александр I умер естественной смертью.
2) Игнорирование социальной критики декабристов
В докладе комиссии полностью отсутствовали важные свидетельства подсудимых о реальных проблемах России: крепостном праве, порочной системе винных откупов и административном хаосе, которые декабристы правдиво описали на следствии.
3) Нарушение процессуальных норм
Правительство выступало одновременно как обвинитель и судья, грубо нарушая даже минимальные гарантии справедливого суда («умышленно нарушались… судебные обряды и формы»), что делало процесс показательной расправой, а не правосудием.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #183773
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«По словам министра народного просвещения [фамилия], образование — это «огонь», который не только светит, но и жгёт». Реформа образования проводилась Комитетом по устройству учебных заведений с 1826 по 1835 гг. Он подготовил «Устав гимназий и училищ уездных и приходских». Общий устав императорских российских университетов и т. д. Средняя школа была представлена в виде классических гимназий, готовящих в университеты, и особых училищ, дававших прикладные знания, но без права дальнейшего поступления в университет. Действия правительства привели к увеличению числа учебных заведений в стране. Гимназий стало больше почти в два раза, а учащихся в них — в 2,5 раза.

Университетский устав 1835 г. в вопросах автономии ограничивал права университетов по сравнению с Уставом 1804 г., но, вопреки устоявшемуся мнению, был гораздо либеральнее, чем такие же уставы в Германии или Франции. Русские студенты того времени или сами платили за обучение, и тогда были вольны выбирать работу после курса обучения, или учились за счёт государства, но после обучения должны были 6 лет отработать там, куда будут направлены.

В 1828 г. в Петербурге был открыт Технологический институт, в 1834 г. в Киеве был образован университет Святого Владимира. Тогда же профессорами университетов стали широко практиковаться публичные лекции. В 1840 г. в некоторых университетах были открыты курсы по подготовке квалифицированных управленцев для промышленности. Но всё же были и негативные явления — после польского восстания местные учебные заведения, причастные к восстанию, были закрыты.

Цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. и лёг в основу цензурной реформы. Основные положения устава, получившего в обществе название «чугунный», сводились к следующему: дать полезное (или безвредное) для блага отечества направление печати, живописи и т. п.; 1) права и внутреннюю безопасность, 2) направления общественного мнения, 3) науку воспитание юношества. Но устав действовал только два года и из-за своего неудобства использовании в 1828 г. был заменён на новый».

Какие типы учебных заведений были созданы в ходе реформы образования 1826-1835 гг.? Укажите два типа учебных заведений и их основные функции. Какие изменения произошли в университетской системе согласно Уставу 1835 г.? Приведите два положения, характеризующих новые правила для студентов. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Типы учебных заведений, созданных в ходе реформы:

  • Классические гимназии — готовили учащихся к поступлению в университеты, давая фундаментальное гуманитарное образование.
  • Особые (реальные) училища — обеспечивали прикладные профессиональные знания, но не давали права поступления в высшие учебные заведения.

2) Изменения в университетской системе по Уставу 1835 г.:

  • Введена дифференциация финансирования: студенты могли либо платить за обучение самостоятельно (свободный выбор работы после окончания), либо учиться за государственный счет (с обязательной 6-летней отработкой по распределению).
  • Сохранены элементы автономии, хотя и в более ограниченном виде по сравнению с Уставом 1804 года, но при этом российские университеты оставались более либеральными, чем европейские аналоги.
Показать
Очки опыта 20
12. Задание #183821
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современника событий

«Правда, первые распоряжения правительства, внушенные ему своекорыстными людьми, произвели на общество благоприятное впечатление: по указу императора было возвращено из ссылки много лиц – Бирон, Миних, Лесток и др.

Затем император обнародовал документ, в котором говорилось, что при Петре Великом нужно было принуждать дворян, чтобы они служили и учились, отчего произошло много пользы, умножилось число сведущих людей, но теперь уже нет нужды в принуждении. Новый документ говорит, что дворяне могут служить, но могут и выходить в отставку, когда того захотят, кроме военного времени и за три месяца до начала войны. Неслуживые дворяне могут ехать за границу и поступать на службу к дружественным государям, но по первому требованию правительства должны вернуться на родину. Император выражал уверенность, что дворяне не будут злоупотреблять данной им свободой, будут сами служить, а детей своих будут учить наукам, и грозил ослушникам «презрением и уничтожением».

Освобождение от обязательной службы было общим желанием дворян, и некоторые шаги к нему были сделаны еще в предшествующие правления. Мысль об окончательном освобождении дворян от обязательной службы была подсказана императору, вероятнее всего, Р. Воронцовым, который имел свои виды упрочить это царствование, так как намеревался выдать за императора свою дочь Елизавету.

Этими людьми была проведена и другая мера – уничтожение Тайной канцелярии и запрещение выкрикивать ненавистное всем «слово и дело». Затем был издан указ, позволявший беглым раскольникам возвращаться в Россию и селиться в Сибири и содержать свой закон по обычаю и старым книгам. Это разрешение указ мотивировал тем, что в России живут и нехристиане – магометяне и язычники, а раскольники все же христиане, «точию в суеверии и упрямстве пребывающие». Кроме того, была понижена цена на соль, составлявшую казенную монополию.

Какие названные в тексте меры, предпринятые императором, должны были произвести благоприятное впечатление на общество? Укажите любые три меры. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Амнистия и возвращение из ссылки
Были возвращены из ссылки видные государственные деятели предыдущих царствований (Бирон, Миних, Лесток), что демонстрировало разрыв с репрессивной политикой прошлого.
2) Манифест о вольности дворянства
Документ отменил обязательную службу для дворян (кроме военного времени), разрешил свободный выезд за границу и поступление на иностранную службу, удовлетворив давние чаяния привилегированного сословия.
3) Либерализация религиозной политики
Разрешение раскольникам возвращаться в Россию и свободно исповедовать свою веру (хотя и с оговоркой о «суеверии»), а также отмена практики «слова и дела» смягчили прежние гонения.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #183836
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из мемуаров современника

Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: «Видно, это не бегущих турок и поляков поражать, а здесь ваше мужество притупляется», «Государь, — сказал Кутузов, — извольте сами располагать атакою, а что я не тру вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь».

20 ноября была несчастная и постыдная … баталия, где наши войска претерпели сильно поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать. 23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ: «Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Францией конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришел на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию».

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии, но тот отвечал: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни».

Какие причины, согласно тексту, привели к поражению русско-австрийских войск в сражении 20 ноября? Укажите любые три причины. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Отказ от своевременного наступления
Кутузов предлагал атаковать французскую армию, пока она не собрала все силы, но император Александр I отложил сражение, ожидая подхода гвардии, что дало Наполеону время усилить свои войска.
2) Преимущество французской армии в силах
К моменту сражения армия Наполеона превосходила русско-австрийские войска по численности и организации, тогда как Кутузов предлагал сначала соединиться с подходящими корпусами Эссена и Беннингсена.
3) Непосредственное вмешательство императора в командование
Александр I лично руководил сражением, отвергая предложения Кутузова, что привело к неэффективному управлению войсками и последующему поражению.

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #183962
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из записок современника событий

«За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.

Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т.е. духовное завещание Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.

Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины не было еще приведено в исполнение.

С [воцарением нового императора] все переменилось, и быстрота выполнения особых велений, по первому на предмет взгляду, без объема, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всем такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении, все трудились, работали, и все не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навел на все царство одурение! Вспоминая [о том времени], содрогаешься, ужасное было время!

Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всюду дверь и доступ.

Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облеченный полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: «Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе».

Какие изменения в системе государственного управления и судопроизводства, описанные в тексте, произошли после воцарения нового императора? Укажите любые три изменения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Отмена законных судебных решений произвольными указами
Решение Сената по делу Бекетова, вынесенное в соответствии с законом, было отменено кратким императорским указом без должного рассмотрения, что демонстрировало пренебрежение к законной процедуре.
2) Распространение коррупции в высших эшелонах власти
Генерал-прокурор Куракин, пользуясь своим положением и близостью к императору, за взятку организовал отмену законного решения, показав разложение государственного аппарата.
3) Установление хаотичной системы управления
Новый режим характеризовался поспешными, непродуманными решениями («без объема, без обсуждения»), что привело к беспорядку в управлении и всеобщей дезорганизации.

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #183967
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из записок современника

«Мысль невольно переносится к несчастному учреждению суда присяжных в тех странах, где нет тех исторических и культурный условий, при коих он образовался в Англии. Очевидно, многие, вводя это учреждение, только «слышали звон, да не знали, где он». Неразумно и легкомысленно было вверять приговор о вине подсудимого народному правосудию, не обдумав мер и способов, как его поставить в надлежащую дисциплину, и не озаботившись исследовать предварительно чужеземное учреждение в истории его родины, и со сложною его обстановкой.

И вот, по прошествии долголетнего опыта, всюду, где введен с примера Англии суда присяжных, возникают уже вопросы о том, как заменить его для устранения той случайности приговоров, которая из года в год усиливается. Это вопросы возникают и обостряются и в тех государствах, где есть крепкое судебное сословие, веками воспитанное, прошедшее строгую школу науки и практической дисциплины.

Можно себе представить, во что обращается это народное правосудие там, где в юном государстве нет и этой крепкой руководящей силы, но взамен того есть быстро образовавшаяся толпа адвокатов, которым интерес самолюбия и корысти сам собою помогает достигать вскоре значительного развития в искусстве софистики и логомахии, для того, чтобы действовать на массу; где действует пестрое, смешанное стадо присяжных, собираемое или случайно, или искусственным подбором из массы, коей недоступны ни сознание долга судьи, ни способность осилить массу фактов, требующих анализа и логической разборки: наконец – смешанная толпа публики, приходящей на суд как на зрелище, посреди праздной и бедной содержанием жизни; и эта публика, в сознании идеалистов, должна означать народ.

Мудрено ли, что в такой обстановке оказывается тот же печальный результат, на который указывают вышеприведенные слова Чарльза Мэна: «присяжные слепо тянут со своим вердиктом на сторону того или другого адвоката, кто сумеет на них подействовать».

Какое нововведение, осуществленное в ходе данной реформы, автор считает неоправданным? Укажите два любых аргумента, которые автор приводит в подтверждение своей позиции. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Критика автором нововведения
Автор считает неоправданным введение суда присяжных в странах, не имеющих соответствующих исторических предпосылок, подобных английским.

2) Аргументы против нововведения:

  • Отсутствие необходимых культурных традиций и исторических условий («нет тех исторических и культурных условий, при коих он образовался в Англии»).
  • Неподготовленность общества к такой форме правосудия («не обдумав мер и способов, как его поставить в надлежащую дисциплину»).
Показать
Очки опыта 20
16. Задание #183979
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года

«Жалуем сим именным указом… всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей… повелеваем сим… указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах — оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых против ников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь…»

Какие социальные преобразования провозглашает Пугачёв в своем манифесте от 28 июля 1774 года? Укажите три основные положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Отмена крепостного права
Манифест провозглашает освобождение крестьян от крепостной зависимости, переводя их в статус «верноподданных короны» и даровав «вольность и свободу».
2) Ликвидация дворянского сословия
Документ призывает к физическому уничтожению дворянства как «возмутителей империи и разорителей крестьян», санкционируя их поимку и казнь.
3) Социальные гарантии
Пугачёв обещает освобождение от основных повинностей (рекрутские наборы, подушные подати) и установление «тишины и спокойной жизни» после устранения дворян.

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #183989
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современницы

«По прошествии трёх недель по кончине Государыни я пошла к телу для панихиды. Идучи чрез переднюю, нашла тут князя Михаила Ивановича Дашкова, плачущего и вне себя от радости, и, прибежав ко мне, говорил: «Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую; он всему дворянству дал вольность» и с тем едет в Сенат, чтоб там объявить. Я ему сказала: «Разве вы были крепостные и вас продавали доныне?» В чём же эта вольность? И вышло, что в том, чтоб служить и не служить по воле всякого. Сие и прежде было, ибо шли в отставку, но осталось исстари, что дворянство, с вотчин и поместья… кроме одряхлелых и малолетних, в службе Империи записаны были; вместо людей дворянских Пётр I начал рекрут собирать, а дворянство осталось в службе. Отчего вздумали, что в неволе. Воронцов и генерал-прокурор думали великое дело делать, доложа Государю, дабы дать волю дворянству, а в самом деле выпросили не что иное, кроме того, чтоб всяк был волен служить и не служить.

Пришел с панихиды к себе, я увидела, [что] у заднего крыльца стоит карета парадная с короною, и Император в ней поехал в Сенат. Но сей кортеж в народе произвёл негодование, говорили: как ему ехать под короною? он не коронован и не помазан. Рановременно вздумал употребить корону. У всех дворян велика была радость о данном дозволении служить или не служить, и на тот час совершенно позабыли, что предки их службою приобрели почести и имение, которым пользуются… В 25-й день января… повезли тело Государыни, во гробе лежащей, со всевозможным великолепием и подобающими почестями изо дворца чрез реку в Петропавловский собор в крепость…

Император в сей день был чрезмерно весел и посреди церемонии сей траурной сделал себе забаву: нарочно отстанет от везущего тела одра, пустив оного вперёд сажен тридцать, потом изо всей силы добежит… О непристойном поведении сём произошли многие разговоры не в пользу особе Императора, и толки пошли о безрассудных его во многих случаях поступках».

Что, по мнению автора, было забыто дворянами, которые радовались дарованию вольности? К каким последствиям, согласно автору, привело неподобающее поведение императора на похоронной церемонии? В чем проявилась провозглашенная дворянская вольность, по мнению автора? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Забытые дворянами принципы
Автор отмечает, что дворяне в своей радости забыли, что «предки их службою приобрели почести и имение», которыми они теперь пользуются, пренебрегая традиционной обязанностью служить государству.
2) Последствия поведения императора
Непристойное поведение Петра III на похоронах («делал себе забаву» во время траурной церемонии) вызвало общественное негодование и «толки о безрассудных его поступках», что подрывало авторитет монарха.
3) Суть дворянской вольности
Согласно автору, провозглашённая вольность свелась лишь к праву «служить и не служить по воле всякого», что фактически и так существовало ранее через возможность ухода в отставку.

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #184020
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«В тяжёлую и скорбную годину император… вступил на прародительский трон.

Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби,  — говорилось в высочайшем манифесте,  — глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».

Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место.

Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов.

Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря.

Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём,  — великая Сибирская железная дорога  — соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до Великого океана».

Какие мероприятия внутренней политики императора названы в отрывке? Укажите любые три положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Политико-идеологические основы
Император провозгласил курс на сохранение и укрепление самодержавной власти («утверждать и охранять для блага народного»), подчёркивая её божественную природу («глас Божий повелел Нам»). Особое внимание уделялось сохранению православных традиций и доминирующего положения русского народа («Россия для русских»).
2) Социально-экономические преобразования

  • Существенное облегчение положения крестьянства (снижение выкупных платежей).
  • Финансовая реформа (отмена подушной подати).
  • Развитие инфраструктуры (железнодорожное строительство).

3) Внешнеполитические достижения:
Несмотря на отсутствие войн, Россия сохранила высокий международный статус («положение её среди европейских государств было высокое»), чему способствовали масштабные транспортные проекты, укреплявшие связи с окраинами империи.

Показать
Очки опыта 20
19. Задание #184055
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

С. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу в 1900−1902 гг.

«…Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною… она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами… Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере у нас ничтожны… При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все еще господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие… чего промышленные страны уже не знают… Уровень потребностей… общественных классов, а особенно простого народа (России), несравненно ниже, чем в культурных странах Запада.

Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами. Статистическое исследование в Воронежской губернии 67 хозяйств среднего достатка дало вывод, что при семье из 8 душ, в числе которых находятся два полных работника, расход на каждую… душу достигает 5 рублей 5 копеек в год. Из этой суммы 26 рублей 78 копеек представляют стоимость предметов, производимых самим крестьянским хозяйством, а 26 рублей 27 копеек являются денежным расходом. Малое развитие потребностей нашего народа объясняется тем, что он лишь недавно освободился от крепостного состояния. Разителен в этом отношении контраст между дореформенной и пореформенной Россией. За последние тридцать лет наше отечество в деле развития потребностей и производительных сил сделало больше, нежели за все время с Петра Великого…»

Какие факторы, по мнению Витте, оказывают негативное влияние на экономическое развитие России на рубеже XIX−XX вв.? Какой главной причиной он объясняет сравнительную экономическую отсталость России? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Экономические проблемы России
С.Ю. Витте выделяет три ключевых фактора, сдерживающих экономическое развитие страны на рубеже веков:

  • Финансовый аспект
    Крайняя нехватка капиталов («бедность России капиталами»), особенно постоянных капиталов (машин и орудий производства), что ограничивает промышленное развитие.
  • Аграрный сектор
    Господство экстенсивной системы земледелия («хищническая экстенсивная система»), делающее сельское хозяйство уязвимым к неурожаям и кризисам.
  • Социальные условия
    Низкий уровень потребностей населения («уровень потребностей… несравненно ниже»), особенно крестьянства, что сдерживает развитие внутреннего рынка.

2) Главная причина отсталости
Витте видит основную причину экономической отсталости России в позднем переходе к промышленному развитию («Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития») и недавнем освобождении крестьян («лишь недавно освободился от крепостного состояния»), что задержало формирование современной экономики.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение