14. Поиск исторической информации: xviii — начало xx века
О каком преобразовании, проводимом в России после упоминаемой в отрывке войны, пишет автор? Какую цель данного преобразования он называет? Какую меру называет автор в качестве альтернативы данного преобразования? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Преобразование: военные поселения
Автор описывает систему военных поселений, введённую после Отечественной войны 1812 года, когда крестьян насильственно переводили в разряд военных поселенцев, совмещавших сельский труд с военной службой. Это сопровождалось конфискацией имущества и массовым переселением.
2) Цель преобразования: отмена рекрутской повинности
Официальной целью создания военных поселений было освобождение страны от тяжелой рекрутской системы через самообеспечение армии. Однако на практике это привело к жестоким мерам против крестьянства.
3) Альтернативная мера: сокращение срока службы
В качестве разумной альтернативы автор предлагает прусскую модель 8-12-летней службы, которая позволила бы распространить военные навыки среди населения без насильственных переселений и сохранить крестьянское хозяйство.
Используя текст документа, приведите преступления против государства, которые совершил наследник престола. Приведите три положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Непослушание родителю и государю
Наследник систематически игнорировал волю отца-государя, отказывался обучаться обязанностям будущего правителя и не слушал назначенных учителей, демонстрируя полную непригодность к управлению государством.
2) Государственная измена
Совершив побег за границу, наследник добровольно перешёл под защиту иностранного монарха, просил военной помощи против собственного отца и государства, тем самым совершив акт политического предательства.
3) Клевета и дискредитация власти
Распространял заведомо ложные обвинения против отца-государя, утверждая, что подвергается гонениям и угрозе жизни, чем нанёс международный ущерб репутации российского престола.
Как автор объясняет преимущества, которые получает Финляндия после присоединения к России? Укажите три преимущества. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Политические права и автономия
Финляндия сохранила особый статус в составе империи с собственным сеймом (парламентом), законодательством и административным устройством. Это позволяло ей поддерживать традиционную систему самоуправления, что отличало её положение от других регионов России. В манифесте особо подчёркивается сохранение «древних установлений» как гарантия стабильности.
2) Экономические выгоды
Автор прямо обещает развитие всех сфер экономики: «земледелие ваше, торговля, промыслы, все источники народного богатства и благосостояния воспримут новую жизнь и расширение». Подчёркивается, что это станет возможным именно под защитой России.
3) Военные гарантии безопасности
Манифест гарантирует безопасность границ («Оружие Наше оградит пределы ваши») и защиту от внешних угроз, включая возможные попытки Швеции восстановить своё влияние.
Как автор письма объясняет значимость своего участия в организации университета, о котором идёт речь в документе? Укажите одно объяснение. Какие рекомендации по устройству университета даёт автор? Укажите две рекомендации. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Обоснование значимости участия автора
Автор подчеркивает ценность своего европейского опыта, отмечая, что те, кто «университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались», могут точно воспроизвести их систему («учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются»).
2) Рекомендации по устройству университета
- Создание полноценного университета с 12 профессорами (по 3 в юридическом и медицинском факультетах, 6 в философском) сразу, несмотря на текущую нехватку кадров.
- Организация университетской гимназии как обязательной подготовительной ступени («без которой Университет как пашня без семян»).
Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором, в данном отрывке? Укажите одну любую цель. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Причины перемены настроений и беспокойств
- Неосторожность помещиков, дающих крепостным «несвойственное их состоянию высшее воспитание», что развивает у крестьян новые требования и делает их положение более тягостным.
- Злоупотребления властью со стороны части помещиков при отсутствии у дворянских предводителей законных инструментов для пресечения произвола.
2) Цель императора
Постепенная подготовка перехода к новому порядку («проложить дорогу к переходному состоянию») при сохранении помещичьей собственности на землю, без резкой отмены крепостного права, чтобы избежать общественного потрясения.
Почему, по мнению автора, русский народ надеялся на фальшивость полученных известий о положении в Севастополе. Какую причину приближения к Кронштадту английских кораблей называет автор. Что автор называет «неслыханной низостью»? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Надежда на недостоверность известий
Автор отмечает, что первоначальные сообщения о поражениях под Севастополем воспринимались с недоверием, поскольку исходили от английских источников, известных своей предвзятостью в освещении военных событий. Это недоверие отражало как патриотические настроения, так и естественное стремление избежать тревожных мыслей в трудный для страны момент.
2) Причины появления английской эскадры у Кронштадта
С иронией описывая ситуацию, автор предполагает, что демонстрация английского флота у русских берегов служила скорее развлечением для петербургской публики, чем реальной военной угрозой, что подчёркивало тщетность этих демаршей против хорошо укреплённой морской крепости.
3) Осуждаемые методы ведения войны
Особое возмущение вызывает тактика английского флота, который, обладая подавляющим превосходством, избегал честного боя с русской эскадрой, предпочитая атаковать беззащитные гражданские суда и прибрежные поселения, что автор расценивает как проявление бесчестности и военной трусости.
Какие преимущества положения Российской империи по сравнению с периодом предыдущей русско-турецкой войны названы в письме? Укажите три преимущества. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Территориальные приобретения
Автор подчёркивает значительное расширение границ Российской империи по сравнению с предыдущей войной — теперь они проходят по Бугу и Кубани, а Крым стал полноценной областью империи, что обеспечивает стратегические преимущества.
2) Укрепление военной инфраструктуры
Отмечается создание мощных военных баз — построены Херсон и Севастополь с «знатным флотом», а корпуса войск размещены непосредственно на границе, что делает оборону более эффективной по сравнению с прошлой войной.
3) Усиление армии и флота
Подчёркивается, что нынешние армии «посильнее», чем были в предыдущей войне, а флот в Севастополе представляет собой серьёзную силу, хотя автор выражает надежду на дальнейшее его укрепление в течение следующих двух лет.
Какой вердикт (приговор) вынесли присяжные по делу Засулич? Каково, по мнению автора, значение этого решения присяжных для общественной жизни России? Укажите два положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Вердикт присяжных
Присяжные вынесли оправдательный приговор Вере Засулич, признав её действия (покушение на петербургского градоначальника Трепова) ответом на систематическое насилие властей и отказавшись квалифицировать это как преступление.
2) Значение для общественной жизни
- Символ пробуждения общественного сознания — приговор стал первым за долгое время открытым выступлением общества против произвола властей, разрывом с традиционной апатией («русское общество заговорило наконец человеческим языком»).
- Демонстрация конфликта между законом и административным произволом — несмотря на оправдательный вердикт, власти попытались арестовать Засулич в нарушение судебного решения, что привело к уличным столкновениям («в первый раз после 14 декабря 1825 г. петербургские улицы орошались кровью»).
Какие факты, относящиеся к революционному движению, указал автор в данном отрывке? Приведите любые три факта. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положения, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Террористический акт против великого князя Сергея Александровича
Автор описывает убийство московского генерал-губернатора в январе 1905 года как отправную точку эскалации революционного насилия, подчёркивая символическое значение этого события («послужило как бы сигналом к дальнейшим революционным действиям»).
2) Массовая всеобщая забастовка октября 1905 года
Отмечается паралич городской инфраструктуры: остановка работы железных дорог, электростанций, водопровода и даже извозчиков с булочниками, что создавало атмосферу общенационального кризиса («движение остановилось в ожидании какого-то ужасающего разряда»).
3) Восстания в вооружённых силах
Упоминаются революционные выступления на Черноморском флоте и в армейских полках, демонстрирующие распространение протестных настроений в ключевых институтах государственной власти.
Какие проявления несправедливости по отношению к участникам тайных обществ отмечает автор? Приведите любые три положения из текста, подтверждающие несправедливое отношение к подсудимым. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Искажение фактов и намерений обвиняемых
Автор указывает, что следственная комиссия намеренно преувеличивала вину декабристов, представляя случайные высказывания («вырвавшееся в горячем разговоре нескромное слово») как доказательство цареубийственных замыслов, хотя Александр I умер естественной смертью.
2) Игнорирование социальной критики декабристов
В докладе комиссии полностью отсутствовали важные свидетельства подсудимых о реальных проблемах России: крепостном праве, порочной системе винных откупов и административном хаосе, которые декабристы правдиво описали на следствии.
3) Нарушение процессуальных норм
Правительство выступало одновременно как обвинитель и судья, грубо нарушая даже минимальные гарантии справедливого суда («умышленно нарушались… судебные обряды и формы»), что делало процесс показательной расправой, а не правосудием.
Какие типы учебных заведений были созданы в ходе реформы образования 1826-1835 гг.? Укажите два типа учебных заведений и их основные функции. Какие изменения произошли в университетской системе согласно Уставу 1835 г.? Приведите два положения, характеризующих новые правила для студентов. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Типы учебных заведений, созданных в ходе реформы:
- Классические гимназии — готовили учащихся к поступлению в университеты, давая фундаментальное гуманитарное образование.
- Особые (реальные) училища — обеспечивали прикладные профессиональные знания, но не давали права поступления в высшие учебные заведения.
2) Изменения в университетской системе по Уставу 1835 г.:
- Введена дифференциация финансирования: студенты могли либо платить за обучение самостоятельно (свободный выбор работы после окончания), либо учиться за государственный счет (с обязательной 6-летней отработкой по распределению).
- Сохранены элементы автономии, хотя и в более ограниченном виде по сравнению с Уставом 1804 года, но при этом российские университеты оставались более либеральными, чем европейские аналоги.
Какие названные в тексте меры, предпринятые императором, должны были произвести благоприятное впечатление на общество? Укажите любые три меры. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Амнистия и возвращение из ссылки
Были возвращены из ссылки видные государственные деятели предыдущих царствований (Бирон, Миних, Лесток), что демонстрировало разрыв с репрессивной политикой прошлого.
2) Манифест о вольности дворянства
Документ отменил обязательную службу для дворян (кроме военного времени), разрешил свободный выезд за границу и поступление на иностранную службу, удовлетворив давние чаяния привилегированного сословия.
3) Либерализация религиозной политики
Разрешение раскольникам возвращаться в Россию и свободно исповедовать свою веру (хотя и с оговоркой о «суеверии»), а также отмена практики «слова и дела» смягчили прежние гонения.
Какие причины, согласно тексту, привели к поражению русско-австрийских войск в сражении 20 ноября? Укажите любые три причины. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Отказ от своевременного наступления
Кутузов предлагал атаковать французскую армию, пока она не собрала все силы, но император Александр I отложил сражение, ожидая подхода гвардии, что дало Наполеону время усилить свои войска.
2) Преимущество французской армии в силах
К моменту сражения армия Наполеона превосходила русско-австрийские войска по численности и организации, тогда как Кутузов предлагал сначала соединиться с подходящими корпусами Эссена и Беннингсена.
3) Непосредственное вмешательство императора в командование
Александр I лично руководил сражением, отвергая предложения Кутузова, что привело к неэффективному управлению войсками и последующему поражению.
Какие изменения в системе государственного управления и судопроизводства, описанные в тексте, произошли после воцарения нового императора? Укажите любые три изменения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Отмена законных судебных решений произвольными указами
Решение Сената по делу Бекетова, вынесенное в соответствии с законом, было отменено кратким императорским указом без должного рассмотрения, что демонстрировало пренебрежение к законной процедуре.
2) Распространение коррупции в высших эшелонах власти
Генерал-прокурор Куракин, пользуясь своим положением и близостью к императору, за взятку организовал отмену законного решения, показав разложение государственного аппарата.
3) Установление хаотичной системы управления
Новый режим характеризовался поспешными, непродуманными решениями («без объема, без обсуждения»), что привело к беспорядку в управлении и всеобщей дезорганизации.
Какое нововведение, осуществленное в ходе данной реформы, автор считает неоправданным? Укажите два любых аргумента, которые автор приводит в подтверждение своей позиции. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Критика автором нововведения
Автор считает неоправданным введение суда присяжных в странах, не имеющих соответствующих исторических предпосылок, подобных английским.
2) Аргументы против нововведения:
- Отсутствие необходимых культурных традиций и исторических условий («нет тех исторических и культурных условий, при коих он образовался в Англии»).
- Неподготовленность общества к такой форме правосудия («не обдумав мер и способов, как его поставить в надлежащую дисциплину»).
Какие социальные преобразования провозглашает Пугачёв в своем манифесте от 28 июля 1774 года? Укажите три основные положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Отмена крепостного права
Манифест провозглашает освобождение крестьян от крепостной зависимости, переводя их в статус «верноподданных короны» и даровав «вольность и свободу».
2) Ликвидация дворянского сословия
Документ призывает к физическому уничтожению дворянства как «возмутителей империи и разорителей крестьян», санкционируя их поимку и казнь.
3) Социальные гарантии
Пугачёв обещает освобождение от основных повинностей (рекрутские наборы, подушные подати) и установление «тишины и спокойной жизни» после устранения дворян.
Что, по мнению автора, было забыто дворянами, которые радовались дарованию вольности? К каким последствиям, согласно автору, привело неподобающее поведение императора на похоронной церемонии? В чем проявилась провозглашенная дворянская вольность, по мнению автора? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Забытые дворянами принципы
Автор отмечает, что дворяне в своей радости забыли, что «предки их службою приобрели почести и имение», которыми они теперь пользуются, пренебрегая традиционной обязанностью служить государству.
2) Последствия поведения императора
Непристойное поведение Петра III на похоронах («делал себе забаву» во время траурной церемонии) вызвало общественное негодование и «толки о безрассудных его поступках», что подрывало авторитет монарха.
3) Суть дворянской вольности
Согласно автору, провозглашённая вольность свелась лишь к праву «служить и не служить по воле всякого», что фактически и так существовало ранее через возможность ухода в отставку.
Какие мероприятия внутренней политики императора названы в отрывке? Укажите любые три положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Политико-идеологические основы
Император провозгласил курс на сохранение и укрепление самодержавной власти («утверждать и охранять для блага народного»), подчёркивая её божественную природу («глас Божий повелел Нам»). Особое внимание уделялось сохранению православных традиций и доминирующего положения русского народа («Россия для русских»).
2) Социально-экономические преобразования
- Существенное облегчение положения крестьянства (снижение выкупных платежей).
- Финансовая реформа (отмена подушной подати).
- Развитие инфраструктуры (железнодорожное строительство).
3) Внешнеполитические достижения:
Несмотря на отсутствие войн, Россия сохранила высокий международный статус («положение её среди европейских государств было высокое»), чему способствовали масштабные транспортные проекты, укреплявшие связи с окраинами империи.
Какие факторы, по мнению Витте, оказывают негативное влияние на экономическое развитие России на рубеже XIX−XX вв.? Какой главной причиной он объясняет сравнительную экономическую отсталость России? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Экономические проблемы России
С.Ю. Витте выделяет три ключевых фактора, сдерживающих экономическое развитие страны на рубеже веков:
- Финансовый аспект
Крайняя нехватка капиталов («бедность России капиталами»), особенно постоянных капиталов (машин и орудий производства), что ограничивает промышленное развитие. - Аграрный сектор
Господство экстенсивной системы земледелия («хищническая экстенсивная система»), делающее сельское хозяйство уязвимым к неурожаям и кризисам. - Социальные условия
Низкий уровень потребностей населения («уровень потребностей… несравненно ниже»), особенно крестьянства, что сдерживает развитие внутреннего рынка.
2) Главная причина отсталости
Витте видит основную причину экономической отсталости России в позднем переходе к промышленному развитию («Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития») и недавнем освобождении крестьян («лишь недавно освободился от крепостного состояния»), что задержало формирование современной экономики.