ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

13. Определение характеристик исторического источника: xx век

1. Задание #181812
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из исторического источника

«Эскадра Рожественского погибла не вследствие численного превосходства вражеского флота, равно как не благодаря лучшему техническому оборудованию последнего. Всё это в страшной Цусимской драме могло играть лишь подчинённую роль. Эскадра Рожественского состояла из 8 броненосцев, 3 бронепалубных крейсеров, 6 броненосных крейсеров, 3 береговых броненосцев и 11 контрминоносцев и была по числу тяжёлых орудий сильнее врага.

Главная причина гибели русской эскадры, потонувшей, не успев нанести никакого вреда врагу, заключалась в пренебрежении главнокомандующего самыми основными правилами морского боя, плохой стрельбе и неумении русских моряков маневрировать. В то время как суда противника делали только один выстрел, наши делали три, но зато противник попадал всегда с изумительной точностью в жизненные части наших судов, в то время как наши моряки или верхушки мачт. В русском совершенно промахивались, или попадали только в правительственном отчёте о Цусимской битве мы читаем: «Стрельба противника была очень меткая, они буквально засыпали наши суда снарядами, стреляли фугасными снарядами, сносили трубы, рангоут и все надстройки, производили пожары и уже после этого начинали палить бронебойными снарядами». Совершенно иначе отзывается противник о стрельбе русских, констатируя, что последние стреляли слишком часто, но редко попадали в цель, что признают, впрочем, и сами русские офицеры. Вначале на каждый меткий наш выстрел приходилось три вражеских попадания, а позже отношение это стало разительнее. В этом-то превосходстве вражеской стрельбы над нашей и лежит причина так дёшево доставшейся им победы. Если у нас и были очень существенные дефекты судостроения и вообще материальной части флота, всё-таки основная причина полного разгрома нашего флота лежит не в них. У противника было 16 крупных двенадцатидюймовых орудий против наших 26, но так как они стреляли в три раза лучше, то это отношение было уже как 48 к 26 и даже 64 к 26. 

«Сероватая окраска вражеских судов слилась с мглой, делала их малозаметными», — писали с изумлением спасшиеся русские офицеры, представляя отчёт по начальству. Наши моряки, как оказывается, не знали, какой цвет краски уменьшает видимость судов и мешает прицеливаться».

Укажите войну, события которой описаны в тексте. Укажите российского императора, в годы правления которого была данная война. Укажите государственного деятеля, от лица России подписавшего мирный договор, завершивший данную войну.

1) Война: описанные события относятся к Русско-японской войне (1904–1905 гг.).
В тексте упоминается Цусимское сражение (май 1905 года) — ключевой морской бой этой войны, в котором 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского была разгромлена японским флотом.
2) Российский император: Николай II (правил в 1894–1917 гг.).
Русско-японская война велась в его правление. Николай II активно поддерживал экспансию России на Дальнем Востоке, что стало одной из причин конфликта с Японией.
3) Государственный деятель, подписавший мирный договор: Сергей Юльевич Витте (глава российской делегации на переговорах).
Портсмутский мирный договор (август 1905 г.), завершивший войну, от имени России подписал С. Ю. Витте, за что получил титул графа. Несмотря на поражение, ему удалось смягчить условия договора (например, избежать выплаты контрибуций).

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #181819
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из мемуаров зарубежного политического деятеля

«Три предыдущие республиканские администрации США воздерживались от признания советского правительства прежде всего по двум важным причинам. Во-первых, советское правительство, если не по государственным, то по партийным каналам, поддерживало революционную деятельность в разных странах, в том числе в США; во-вторых, оно не хотело ни уважать финансовых обязательств предыдущих русских правительств, ни возмещать убытки американским фирмам и гражданам за потерю собственности, национализированной в ходе революции. Незадолго до визита Литвинова в Вашингтон глава американской дипломатической миссии Роберт Скиннер попросил нас, сотрудников русского отдела в Риге, сформулировать свои мнения относительно признания Советской России. Я заявил, что, по моему убеждению, русские не пойдут на уступки ни в одном из указанных принципиальных вопросов, ни для того, чтобы заслужить признание, ни в виде ответной реакции на него. Думаю, что так же ответило большинство моих коллег. 

Хотя наши мнения должны были изучить в Вашингтоне, у меня нет оснований для уверенности, что с ними ознакомился Рузвельт или что он обратил бы на них внимание, если бы ознакомился. Они не решали стоявшей перед ним политической проблемы. Оба этих вопроса вызывали его интерес не сами по себе (и я думаю, он был прав в отношении долгов и претензий), а постольку, поскольку они интересовали американское общественное мнение и влиятельные группы населения. Для него было главное создать впечатление заботы об этих вопросах, а не на самом деле заботиться об их решении. Он дорожил восстановлением взаимоотношений с Советским Союзом ради отрезвления немецких нацистов и японских милитаристов.

Я не знаю, насколько верны были расчёты президента. Что касается меня, то я был настроен скептически. Никогда, ни в то время, ни позднее, я не считал Советский Союз подходящим реальным или потенциальным союзником для нашей страны. Особенно опасной казалась мне идея опереться на советскую мощь, вместо того чтобы развивать или мобилизовать наши собственные ресурсы».

Укажите десятилетие, в которое сложилась описываемая автором ситуация. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите государственный пост, который в данный период занимал упоминаемый в отрывке М. М. Литвинов.

1) Десятилетие, в которое сложилась описываемая ситуация: 1930-е годы.
В тексте упоминается визит Литвинова в Вашингтон и признание СССР США, который произошёл в 1933 году. Также речь идёт о нарастании угрозы со стороны нацистской Германии и милитаристской Японии, что характерно для предвоенного десятилетия.
2) Руководитель СССР в этот период: Иосиф Виссарионович Сталин.
В 1930-е годы Сталин был фактическим лидером СССР, занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б).
3) Государственный пост М. М. Литвинова: народный комиссар иностранных дел СССР.
Литвинов занимал эту должность с 1930 по 1939 год и лично вёл переговоры с США о признании СССР в 1933 году.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #181827
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из выступления политического деятеля

«Сегодня я хотел обратиться к вам по жизненно важному для всей страны вопросу. Это — предстоящий референдум о будущем нашего Союза. Он проводится в соответствии с решением [высшего органа государственной власти СССР]. …17 марта советские люди должны дать ответ на один вопрос. Вот как он поставлен Верховным Советом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Ответ должен быть однозначным: да или нет. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны сделать выбор…

Хотя дискуссии по этому вопросу продолжаются, уже сейчас со всей определённостью можно сказать: советские люди за сохранение Союза как общего достояния всех наших народов, их надёжной опоры.

Столь же решительно они выступают за его обновление, с тем чтобы все живущие в нём народы могли свободно развиваться, чувствовали себя хозяевами собственной судьбы.

Общее представление о том, каким должно быть обновлённое союзное государство, даёт проект нового Союзного договора. Он опубликован в печати. Что главное в концепции обновления Союза? Это прежде всего суверенитет республик — субъектов федерации, обеспечивающий право каждого народа на самоопределение и самоуправление. Это совместное участие республик в реализации союзных полномочий, то есть всего того, что они поручают центральным органам власти и управления. Суверенным республикам нужна жизнеспособная федерация, которая действительно могла бы отстаивать общие интересы…

По своему политическому весу и кредиту доверия Советский Союз выступает сегодня на международной арене как мощное государство, которое не без оснований называют супердержавой. Его политика оказывает влияние на все процессы, происходящие в мире. Огромные усилия понадобились, чтобы приобрести такое влияние. А растранжирить его, пустить по ветру можно очень быстро. Добавлю: за исключением отъявленных реакционеров и милитаристов, никто в мире не хочет ослабления роли Советского Союза в международных делах.

Вот на всех этих доводах, дорогие товарищи, и основано моё твёрдое убеждение в необходимости сохранения Союза и его глубокого обновления».

Укажите год, когда состоялся референдум, о котором идёт речь в отрывке. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название высшего органа государственной власти СССР, о котором идёт речь.

1) Год референдума: 1991 год.
Референдум о сохранении СССР состоялся 17 марта 1991 года.
2) Руководитель СССР: Михаил Сергеевич Горбачёв (Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР).
В 1991 году Горбачёв инициировал референдум как попытку сохранить Союз через «обновлённую федерацию» (проект Союзного договора).
3) Высший орган государственной власти СССР: Верховный Совет СССР.
В тексте указано, что референдум проводился по решению Верховного Совета СССР — формально высшего законодательного органа страны.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #181831
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из книги руководителя СССР

«Придя на XXVII съезде к концепции противоречивого, но взаимосвязанного, взаимозависимого, по сути дела, целостного мира, мы стали на этой основе выстраивать и свою внешнюю политику.
Я понимаю, что в один день всё не переменится, понимаю, что у нас и у Запада будут сохраняться различные подходы к конкретным ситуациям. В нынешнем мире нельзя строить политику на основе подходов 1947 года, доктрины Трумэна и фултонской речи Черчилля. Надо мыслить и действовать по-новому. Причём история торопит, не даёт времени на раскачку. Завтра может быть поздно. А послезавтрашний день может и не наступить вовсе.

Единственный путь к безопасности —  это путь политических решений… Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения. Новое политическое мышление столь же категорично диктует характер военных доктрин. Они должны быть строго оборонительными…

Принципиальная основа всеобщей безопасности в наше время —  это признание за каждым народом права выбора собственного пути социального развития, это отказ от вмешательства во внутренние дела других государств, это уважение к другим в сочетании с объективным, самокритичным взглядом на собственное общество. Народ может выбрать и капитализм, и социализм. Это его суверенное право. Народы не могут и не должны подстраиваться ни под США, ни под СССР. Значит, нужно освобождать политические позиции от идеологической нетерпимости.
Наряду с ядерной угрозой новое политическое мышление рассматривает решение и всех других глобальных проблем, включая проблемы экономического развития и экологии как органическое условие обеспечения прочного и справедливого мира. Мыслить по-новому — значит, в частности, видеть прямую связь между разоружением и развитием».

Укажите десятилетие, когда были выработаны новые подходы к внешней политике СССР, зафиксированные в этом тексте. Укажите фамилию политического деятеля – автора данной книги. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

1) Десятилетие выработки новых подходов: 1980-е годы
В тексте упоминается XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.), на котором была официально провозглашена концепция «нового политического мышления», ставшая основой внешнеполитического курса СССР во второй половине 1980-х годов.
2) Автор книги: Михаил Сергеевич Горбачёв
Текст отражает ключевые идеи горбачёвской внешней политики: отказ от доктрины Трумэна и «холодной войны», принцип свободы выбора пути развития для всех стран, приоритет политических решений над военными, связь разоружения с глобальными проблемами.
3) Название периода: перестройка (1985-1991 гг.)
Горбачёв руководил СССР с марта 1985 года по декабрь 1991 года, и именно в этот период проводилась политика перестройки, включавшая радикальное обновление внешнеполитического курса на основе «нового политического мышления».

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #183500
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из постановления ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

«В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперед, охватив не только отдельные группы индивидуальных хозяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств. Таким образом, мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого хозяйства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обгоняет все плановые предложения. Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего народного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества как класса…»

Кто был руководителем государства в период, когда вышло данное постановление? В каких годах он занимал пост Генерального секретаря? Какой новый шаг в кооперировании деревни оно предусматривало?

1) Руководитель государства: Иосиф Виссарионович Сталин.
Данное постановление было принято в период его руководства СССР, когда он занимал пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б).
2) Годы правления: 1922–1953 (официально Генеральный секретарь с 1922 года, фактический руководитель СССР с конца 1920-х до смерти в 1953 году).
Упомянутое постановление вышло 5 января 1930 года и ознаменовало начало сплошной коллективизации сельского хозяйства.
3) Новый шаг в кооперировании деревни: постановление предусматривало переход от политики ограничения кулачества к политике ликвидации кулачества как класса через массовое создание колхозов:

  • Сплошная коллективизация: вместо добровольного вступления крестьян в колхозы вводилось принудительное объединение хозяйств целыми районами и областями.
  • Раскулачивание: зажиточные крестьяне (кулаки) подвергались репрессиям — выселению, конфискации имущества в пользу колхозов.
  • Ускорение темпов: план предусматривал завершение коллективизации в основных зерновых районах уже к 1932 году.
Показать
Очки опыта 20
6. Задание #183509
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из статьи историка А. Н. Сахарова.

«После Мукденского сражения Куропаткин был снят с поста главнокомандующего, и его заменил один из командующих армией генерал Н. П. Линевич, который, однако, не внес ничего нового в стратегию русских войск в Манчжурии. Эти войска, приводя себя в порядок и набираясь сил, готовились к новым боям, на которые японцы уже были не способны. Мукден как раз и был такой последней битвой, последним поражением, вернее — отступлением, русской армии, после которого Япония воевать более практически уже не могла. В исследовательской и мемуарной литературе приводится немало свидетельств о падении боевого духа японской армии, истощении ее сил. Вот это и был поворот в ходе войны. После этого на долгие месяцы бои прекратились. Россия сосредотачивала все новые и новые силы. Япония, по существу, исчерпала все свои военные, экономические, людские возможности и жаждала прекращения войны. Боевой дух японских солдат падал, некоторые части отказывались идти в атаку. Именно после Мукденского сражения Япония вторично, и вновь через посредников, обратилась к России с предложением о мирных переговорах. Оно вновь было отвергнуто. На сухопутном театре военных действий с марта… наступила стратегическая пауза, которая, как оказалось, реально завершила бои в Маньчжурии.

Она длилась и после Цусимского сражения. В этом плане Цусима ничего не изменила в стратегии войны и не имела решающего значения для ее исхода. Цусимское поражение русского флота дало японцам определенный психологический перевес и еще раз подчеркнуло их преимущество на море. Тем не менее через два дня после Цусимы Япония, как уже отмечалось выше, через президента США в третий раз запросила мира. На этот раз [всероссийский император], испытывая серьезное давление Теодора Рузвельта, предвидя отказ в дальнейшей финансовой помощи со стороны Франции в случае продолжения войны, а также учитывая развитие революционных событий в стране, согласился на мирные переговоры».

Укажите годы начала и окончания войны, о которой говорится в документе, имя российского императора, к периоду царствования которого она относится и мир, которым война завершилась.

1) Годы русско-японской войны: 1904–1905 гг.
Начало: 27 января (9 февраля) 1904 г. — нападение Японии на Порт-Артур.
Окончание: 23 августа (5 сентября) 1905 г. — подписание Портсмутского мира.
2) Российский император: Николай II (правил в 1894–1917 гг.)
Вся война проходила в период его царствования. Именно он, несмотря на колебания, в итоге санкционировал мирные переговоры после Цусимского поражения и под давлением революционных событий 1905 года.
3) Мирный договор: Портсмутский мир (подписан 23 августа 1905 г. в США)
Условия: Россия уступала Японии южную часть Сахалина, арендные права на Порт-Артур и Дальний, признание японских интересов в Корее, отказ России от контрибуций (благодаря дипломатии С. Ю. Витте).

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #183516
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний советского журналиста

«В Отечественной войне 1812 года сотни тысяч русских офицеров и солдат дошли до Парижа. По пути они познакомились с жизнью различных народов Западной Европы, с условиями, резко отличавшимися от крепостнического строя России. Даже в после наполеоновской Франции веял дух свободы, равенства, братства, который жадно впитывали русские люди и который они принесли с собой с Петербург, где спустя несколько лет произошло восстание…

Теперь миллионные советские армии дошли до Берлина, Вены, Праги, Будапешта, прошли через территории многих западноевропейских государств. Они увидели, что даже после пяти лет разрушительной войны и гитлеровской оккупации жизнь там оказалось совсем не такой беспросветной, как рисовала наша пропаганда, что в массе население жило лучше, чем советский человек. Не только в Восточной Пруссии, но и в Чехии, Словакии, Венгрии в погребах крестьянских хозяйств висели окорока, колбасы, сыры. Обо всем этом давно забыли колхозники, оказавшиеся в условиях сталинского государственного крепостничества. И «вождя народов» беспокоило, что же будет, когда эта масса, которую он почти двадцать лет держал в изоляции и неведении, теперь вернется домой и начнет сравнивать?

На войне многие освободились от комплекса неполноценности, от привитого им аппаратом рефлекса ждать указаний сверху. Даже простой солдат из чувства самосохранения должен был нередко принимать сам решения и действовать по обстановке. Это граничило с чувством свободы, которое Сталин всегда стремился вытравить у своих подданных. Привело это и к избавлению от страха. Но ведь система, созданная Сталиным, держались в значительной степени на страхе. Следовательно, возникает угроза системе. Необходимо ее спасать».

Укажите десятилетие, о котором идет речь во втором и третьем абзацах данного отрывка. О каком восстании упоминает автор в первом абзаце отрывка? Укажите год, когда оно произошло.

1) Десятилетие: 1940-е годы
Во втором и третьем абзацах описываются события завершающего этапа Великой Отечественной войны и послевоенного времени, когда советские войска освобождали страны Европы (1944–1945).
2) Восстание, упомянутое в первом абзаце: восстание декабристов
Автор проводит параллель между участниками Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов и советскими солдатами 1940-х. Декабристы, многие из которых были офицерами-участниками войны 1812 года, организовали выступление 14 декабря 1825 года в Петербурге, требуя конституционных реформ.
3) Год восстания декабристов: 1825
Попытка государственного переворота произошла в день присяги новому императору Николаю I после смерти Александра I.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #183534
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний государственного деятеля

«Каково было мое отношение к Минскому соглашению? Какую позицию я занял?

Свое официальное отношение я выразил в Заявлении Президента СССР. Оно было опубликовано 10 декабря: «<…> в Минске руководители Беларуси, РСФСР и Украины заключили соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Для меня, как Президента страны, главным критерием оценки этого документа является то, насколько он отвечает интересам безопасности граждан, задачам преодоления нынешнего кризиса, сохранения государственности и продолжения демократических преобразований.

Это соглашение имеет позитивные моменты.

Участие в нем приняло украинское руководство, которое в последнее время не проявляло активности в договорном процессе. В документе подчеркивается необходимость создания единого экономического пространства, функционирующего на согласованных принципах, при единой валюте и финансово-банковской системе. Выражается готовность к сотрудничеству в области науки, образования в военно-стратегической области.

Однако это документ такого значения, он настолько глубоко затрагивает интересы народов нашей страны, всего мирового сообщества, что требует всесторонней политической и правовой оценки. В любом случае для меня очевидно следующее. Соглашение прямо объявляет о прекращении существования Союза ССР. Безусловно, каждая республика имеет право выхода из Союза, но судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик. Вопрос этот должен решаться только конституционным путем с участием всех суверенных государств и учетом воли их народов.

Неправомерно и опасно также заявление о прекращении действия общесоюзных правовых норм, что может лишь усилить хаос и анархию в обществе.

Вызывает недоумение скоропалительность появления документа. Он не был обсужден ни населением, ни Верховными Советами республик, от имени которых подписан. Тем более это произошло в тот момент, когда в парламентах республик обсуждается проект Договора о Союзе Суверенных Государств, разработанный Государственным советом СССР».

Назовите фамилию автора воспоминаний. Укажите год, когда произошли события, описанные в отрывке. Какое название получил период истории СССР, окончившийся в результате событий, описанных в отрывке?

1) Автор воспоминаний: Михаил Сергеевич Горбачёв
Текст отражает позицию последнего Президента СССР, критикующего Беловежские соглашения. Упомянутое «Заявление Президента СССР» было опубликовано от его имени 10 декабря 1991 года.
2) Год событий: 1991
Минское соглашение (фактически – Беловежские соглашения) было подписано 8 декабря 1991 года руководителями России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), что привело к распаду СССР.
3) Название периода: «Перестройка» (1985–1991)
Эпоха реформ Горбачёва, завершившаяся крахом СССР. В тексте упоминается обсуждение проекта «Договора о Союзе Суверенных Государств» – последней попытки сохранить союз в обновлённой форме.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #183558
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из записки руководителя СССР

«Поездка с Соединенные Штаты Америки, наше предложение в Организации Объединенных Наций по всеобщему разоружению встречено во всем мире хорошо и даже реакционными кругами стран не может быть просто отвергнуто и оставлено без внимания <…>

Мне думается, что следовало бы сейчас пойти на дальнейшее сокращение вооружений в нашей стране, даже без условий о взаимности со стороны других государств, и на значительное сокращение личного состава вооруженных сил. Я считаю, что можно было бы сократить, может быть, на миллион, на полтора миллиона человек <…> Думаю, что такое значительное сокращение не подорвало бы нашей обороноспособности. Но выйти с таким решением и проведение его – это имело бы очень большое положительное влияние на международную обстановку, и наш престиж невероятно вырос бы в глазах всех народов.

Почему я считаю сейчас это возможным и не опасным? Мое такое мнение основывается на том, что, во-первых, мы сейчас достигли хорошего положения в развитии экономики Советского Союза; во-вторых, мы имеем прекрасное положение с ракетостроением; мы, собственно говоря, сейчас имеем ассортимент ракет для решения любой военной проблемы как дальнего, так и ближнего боя <…>

Мы сейчас имеем широкий ассортимент ракет и в таком количестве, которое может буквально потрясти весь мир. Спрашивается, что же мы будем иметь такое страшное вооружение – атомное. ракетное оружие, и будем иметь такую большую армию, которую мы имеем? Это неразумно. <…> Как же может какая-нибудь страна или группа стран в Европе напасть на нас, если эти страны мы можем буквально стереть с лица земли нашим атомным и водородным оружием и доставкой наших ракет в любую точку земного шара? <…>

Держать такую большую армию – значит понижать наш экономический потенциал. <…> Страны, которые теперь будут содержать большие армии <…> будут как бы сосать бюджеты, истощать экономику стран».

Назовите автора записки. Укажите год, когда была совершена поездка, о которой сказано в первом предложении отрывка. Укажите общепринятое название противостояния между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой – в период, когда была составлена данная Записка.

1) Автор записки: Никита Сергеевич Хрущёв
Текст отражает позицию Первого секретаря ЦК КПСС, известного своей политикой мирного сосуществования и инициативами по разоружению. Упоминание о ракетостроении и ядерном оружии соответствует периоду его руководства (1953-1964), когда СССР добился паритета с США в стратегических вооружениях.
2) Год поездки в США: 1959
Визит Хрущёва в США (15-27 сентября 1959 года) стал первым в истории посещением Америки действующим советским лидером. Именно тогда он выступил в ООН с предложением о всеобщем и полном разоружении.
3) Название противостояния: «Холодная война» (1946–1991)
Период геополитического соперничества между СССР и США, выраженного в гонке вооружений (включая ядерную), идеологическом противостоянии и локальных конфликтах. Записка создана на пике холодной войны, когда обе сверхдержавы наращивали ракетно-ядерный потенциал (например, Карибский кризис 1962 года стал следствием этой логики).

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #183560
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из законодательного акта

«Миролюбивая политика Советского Союза и других стран лагеря социализма, встречающая понимание и поддержку всех миролюбивых сил земного шара, обеспечила известное улучшение международной обстановки. Напряженность в отношениях между государствами, принадлежащими к различных общественным системам, впервые за многие годы начала ослабевать. Важнейшую роль для ослабления этой напряженности сыграли прошлогодний визит Председателя Совета Министров СССР <…> в Соединенные Штаты Америки и его переговоры с президентом США Эйзенхауэром.

В основе внешней политики Советского Союза лежит ленинский принцип мирного сосуществования государств с различными общественными системами. Руководствуясь этим принципом, Советское государство с первых дней своего существования последовательно и настойчиво добивается сохранения и упрочения мира на земле. Наиболее надежным и верным средством обеспечить прочный мир и дружбу между народами и навсегда избавить человечество от бедствий кровопролитных войн является всеобщее и полное разоружение.

Стремясь к достижению этой благородной цели, Советское правительство внесло на рассмотрение Организации Объединенных Наций программу всеобщего и полного разоружения. Это предложение Советского правительства встретило широкую поддержку всех народов мира. Идея всеобщего и полного разоружения получила единодушное одобрение государств – членов Организации Объединенных Наций.

Советский Союз, неустанное добиваясь смягчения международной напряженности, неоднократно проявлял инициативу, направленную на то, чтобы положить конец гонке вооружений и как можно скорее приступить к осуществлению разоружения. Более того, Советское государство подкрепляло эту инициативу принятием практических мер, осуществляя эти меры в одностороннем порядке. Советский Союз ликвидировал свои военные базы на территории других государств, значительно сократил численность своих Вооруженных Сил и свои военные расходы, вновь прекратил испытания атомного и водородного оружия и принял решение не возобновлять их, если западные державы не возобновят испытаний ядерного оружия».

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в законодательном акте. Укажите высшего руководителя КПСС в период, когда происходили эти события. Укажите образное название периода истории СССР, когда этот политический деятель возглавлял КПСС.

1) Десятилетие событий: 1950-е годы
Упоминание визита советского руководителя в США и переговоров с президентом Эйзенхауэром указывает на период конца 1950-х – начала 1960-х годов. Речь идёт о визите Хрущёва в США в 1959 году, который стал кульминацией «разрядки» в рамках холодной войны.
2) Высший руководитель КПСС: Никита Сергеевич Хрущёв
С 1953 по 1964 год он занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС (с 1958 года – также Председателя Совета Министров СССР). Именно при нём СССР проводил политику «мирного сосуществования», сокращения армии (в 1955–1960 гг. – на 4 млн. человек) и инициативы по разоружению, описанные в тексте.
3) Образное название периода: «Хрущёвская оттепель»
Этот термин обозначает эпоху либерализации (1953–1964) после сталинского правления: ослабление цензуры, реабилитация жертв репрессий, реформы в экономике и внешнеполитические инициативы, включая диалог с Западом.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #183561
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из обращения правительства

«В то время, как представители рабочих, солдатских и крестьянских Советов открыли переговоры, с целью обеспечить достойный мир измученной стране, враги народа – империалисты, помещики, банкиры, их союзники, казачьи генералы предприняли последнюю попытку сорвать дело мира, вырвать власть из рук Советов, землю из рук крестьян и заставить солдат, матросов и казаков истекать кровью за барыши русских и союзных империалистов. Каледин на Дону, Дутов на Урале подняли знамя восстания. Кадетская буржуазия дает им необходимые средства для борьбы против народа.

Родзянко, Милюковы, Гучковы, Коноваловы хотят вернуть себе власть и при помощи Калединых, Корниловых и Дутовых превращают трудовое казачество в орудие для своих преступных целей. Каледин ввел на Дону военное положение, препятствуя доставке хлеба на фронт, и собирает силы, угрожая Екатеринославу, Харькову и Москве. К нему на помощь прибыл бежавший из заключения Корнилов, тот самый, который в июле этого года ввел смертную казнь и шел походом на революционный Петроград. В Оренбурге Дутов арестовал Исполнительный и Военно-революционный комитет, разоружил солдат и пытается овладеть Челябинском, чтобы отрезать сибирский хлеб, направляемый на фронт и в города. Политическим штабом этого восстания является центральный комитет кадетской партии. Буржуазия предоставляет десятки миллионов контрреволюционным генералам на дело мятежа против народа и его власти. Кадеты, злейшие враги народа, подготовлявшие вместе с капиталистами всех стран нынешнюю мировую бойню, надеются изнутри Учредительного собрания прийти на помощь своим генералам Калединым, Корниловым, Дутовым, чтобы вместе с ними задушить народ.

Рабочие, солдаты, крестьяне, революция в опасности! Нужно народное дело довести до конца. Нужно смести прочь преступных врагов народа. Нужно, чтобы контрреволюционные заговорщики – казачьи генералы, их кадетские вдохновители почувствовали железную руку революционного народа. Совет народных комиссаров распорядился двинуть необходимые войска против врагов народа. Контрреволюционное восстание будет подавлено, и виновники понесут кару, отвечающую тяжести их преступления».

Укажите год, к которому относятся описываемые события. Назовите правительство, обратившееся к народу в данным призывом. Укажите политического деятеля, который это правительство в то время возглавлял.

1) Год событий: 1917
Упоминание Учредительного собрания, Советов народных комиссаров, а также лидеров Белого движения (Каледин, Корнилов, Дутов) указывает на ноябрь–декабрь 1917 года – период сразу после Октябрьской революции, когда Советская власть столкнулась с первыми очагами контрреволюции.
2) Правительство: Совет народных комиссаров (СНК)
Это первое советское правительство, сформированное после Октябрьской революции. В тексте указано: «Совет народных комиссаров распорядился двинуть необходимые войска против врагов народа».
3) Политический деятель во главе правительства: Владимир Ильич Ленин
Как председатель СНК, он возглавлял правительство в этот период. Текст отражает его риторику: обвинения в адрес кадетов, генералов и буржуазии, призывы к подавлению контрреволюции.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #183577
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из выступления государственного деятеля

«Нужно почувствовать себя хозяином всей нашей государственной семьи, нужно, чтобы все, что будет сделано и записано на съезде, действительно являлось обязательным… И нужно с оружием в руках карать как врага Советской власти человека, не желающего выполнять те обязанности, которые написаны на знамени нашей революции. Мы теперь всегда и всюду стараемся дать населению совершенно неприкрашенную, яркую характеристику всего того, что происходит в нашей Республике. Мы говорим, что власть всегда нужна такая, которая справится с самым опасным фронтом в Республике – фронтом нужды: нам нужна власть рабочих и крестьян. Несмотря на всю нашу отсталость, некультурность, неумение работать, слабую практику в области государственного управления, несмотря на это, мы, несомненно, если захотим, сумеем расшевелить многомиллионные массы рабочих и крестьян, сумеем заинтересовать каждого в судьбе своего государства. И мы, несомненно, выйдем из этого трудного положения.

Всякий из вас на примере своего хозяйства знает, что тут не хватает этого, там недочет в том, кто-то собирал, кто-то ремонтировал, но каждый чувствует, что всему этому скоро будет конец, что нужны новые источники, нужны новые ресурсы, которые бы дали широкий государственный размах работе, чтобы все машины завертелись, чтобы все то, что сейчас мертво, заснуло – фабрики и заводы, — чтобы они зашевелились. И чтобы этого достигнуть, центральная Советская власть в данный переходный момент, когда от войны мы переходим к другой работе, к осуществлению других зада, вовсе не желает изображать из себя сатрапа, который сидит наверху и ничего знать не хочет; она, наоборот, протягивает руки к населению и старается вызвать в нем желание работать и инициативу. Мы, учтя момент и взвесив прошлое, решили установить отныне такие приемы управления, чтобы дать возможность более широким пластам народа подняться к участию в государственной работе. И здесь, когда вам будут докладывать о нашей продовольственной работе и земельном вопросе, вам скажут, что разверстка, замененная налогом, означает не только новую форму продовольственной политики, но открывает совершенно новую хозяйственную полосу вообще».

Укажите десятилетие, когда состоялось данное выступление. Укажите название экономической политики, процесс перехода к которой отражен в данном выступлении. Назовите съезд партии, который принял решение о переходе к проведению данной политики.

1) Десятилетие выступления: 1920-е годы
Упоминание перехода от войны к мирному строительству, замены продразвёрстки налогом и попыток оживить промышленность указывает на 1921 год – начало Новой экономической политики (НЭП), сменившей политику «военного коммунизма».
2) Название экономической политики: Новая экономическая политика (НЭП)
В тексте говорится о замене продразвёрстки продналогом – ключевом элементе НЭПа, введённом декретом от 21 марта 1921 года. Также упоминается необходимость «оживления» фабрик и заводов, что соответствует частичному возврату к рыночным механизмам при сохранении государственного контроля.
3) Съезд партии: X съезд РКП(б)
Решение о переходе к НЭПу было принято на X съезде РКП(б) (8–16 марта 1921 года). На этом же съезде Ленин выступил с докладом о замене продразвёрстки продналогом.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #183585
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний участника событий

«…С нами толща страны. За большевиков высказалось не более четверти избирателей – свыше 9-ти миллионов голосов из общего числа поданных 36 с четвертью миллионов голосов, тогда как за нас, партию социалистов-революционеров, 21 миллион, т. е. 58%.

И вот 5-го января, собравшись неподалеку от Таврического дворца, мы идем туда, к назначенному полуденному часу, основною массою приблизительно человек в двести. Литейный проспект пустынен. Но дворы по обоим сторонам живут своей настороженной боевой жизнью. Время от времени оттуда, как из-под земли, вырастают вооруженные патрули: раздаются вызывающие возгласы: кто идет? «Учредителей», все же, мрачно пропускают. Подходим к Таврическому дворцу. Площадка перед самым дворцом загромождена легкими орудиями, пулеметами и «боеприпасами» — для наступательных действий или для выдерживания осады? Свободен один узкий боковой вход: туда впускают по одному, после проверки билетов и некоторым задается вопрос, нет ли с собой оружия?…

Зато внутри в вестибюле и коридорах всюду вооруженная стража. Картина настоящего военного лагеря. Но это не военный лагерь дисциплинированной армии, готовящейся к бою. Это – оккупанты, грубые и развязные. У нас заранее твердое решение: ни в какие пререкания со стражей не вступать.

Входим в большую залу заседаний. Она пустынна. Нет ни единого большевика и ни единого из них левоэсеровских союзников. Те и другие уединились в своих фракционных комнатах. В полдень должно было состояться открытие ________: но большевики и их союзники все еще продолжают совещаться. Начать без них? Рискуем не набрать кворума. От дальнейшего хода торгов и переторжек мы не ждем ничего.

Единственно, чего еще раньше «левым эсерам» удалось достичь, это разрешения ________ открыться. Но Совет Народных Комиссаров своих правомочий в его руки не передает. Разыграется поединок двух независимых держав. Одной, опирающейся на штыки, пулеметы и орудия, другой – опирающейся на право говорить от имени многомиллионного русского народа. Если невооруженная держава не капитулирует сама перед вооруженной, спор будет решен силой».

Укажите год, к которому относятся описываемые события. Назовите автора данных воспоминаний – лидера политической партии, получившей большинство голосов на выборах в орган, название которого пропущено в тексте. Укажите пропущенное в тексте название представительного органа, о начале работы которого идет речь.

1) Год событий: 1918
Описывается открытие Учредительного собрания, которое состоялось 5 (18) января 1918 года после выборов, прошедших в ноябре-декабре 1917 года. Упоминание большевиков и левых эсеров, а также вооружённых отрядов у Таврического дворца соответствует историческому контексту начала 1918 года.
2) Автор воспоминаний: Виктор Михайлович Чернов
Лидер Партии социалистов-революционеров (эсеров), которая получила большинство голосов на выборах в Учредительное собрание (около 40%). Чернов был избран председателем Учредительного собрания в день его открытия.
3) Пропущенное название органа: Учредительное собрание

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #183589
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из материалов съезда ВКП(б):

«Чем объяснить такой сравнительно медленный темп развития сельского хозяйства в сравнении с темпом развития нашей национализированной промышленности?

Объясняется это как чрезмерной отсталостью нашей сельскохозяйственной техники и слишком низким уровнем культурного состояния деревни, так и, особенно тем, что наше распылённое сельскохозяйственное производство не имеет тех преимуществ, которыми обладает наша крупная объединённая национализированная промышленность. Сельскохозяйственное производство прежде всего не национализировано и не объединено, а распылено и разбросано по кусочкам. Оно не ведётся в плановом порядке и подчинено пока что в огромной своей части стихии мелкого производства. Оно не объединено и не укрупнено по линии коллективизации, ввиду чего представляет еще удобное поле для эксплуатации со стороны кулацких элементов. Эти обстоятельства лишают распылённое сельское хозяйство тех колоссальных преимуществ крупного, объединённого и в плановом порядке ведомого производства, какими обладает наша национализированная промышленность. Где выход для сельского хозяйства? Может быть, в замедлении темпа развития нашей промышленности вообще, нашей национализированной промышленности в частности? Ни в коем случае! Это было бы реакционнейшей, антипролетарской утопией. Национализированная промышленность должна и будет развиваться ускоренным темпом.

В этом гарантия нашего продвижения к социализму. В этом гарантия того, что будет, наконец, индустриализировано само сельское хозяйство. Где же выход? Выход в переходе мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые хозяйства на основе общественной обработки земли, в переходе на коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники. Выход в том, чтобы мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства постепенно, но неуклонно, не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения, объединять в крупные хозяйства на основе общественной, товарищеской, коллективной обработки земли, с применением сельскохозяйственных машин и тракторов, с применением научных приёмов интенсификации земледелия. Других выходов нет.<…> Мы имеем, далее, известный рост кулачества в деревне.

Это  — минус в балансе нашего хозяйства. Всё ли делается для того, чтобы ограничить и изолировать экономически кулачество? Я думаю, что не всё. Не правы те товарищи, которые думают, что можно и нужно покончить с кулаком в порядке административных мер, через ГПУ: сказал, приложил печать и точка. Это средство  — лёгкое, но далеко не действительное. Кулака надо взять мерами экономического порядка и на основе советской законности. А советская законность не есть пустая фраза. Это не исключает, конечно, применения некоторых необходимых административных мер против кулака. Но административные меры не должны заменять мероприятий экономического порядка. Нужно обратить серьёзное внимание на извращения партийной линии в области борьбы с кулачеством в практике наших кооперативных органов, особенно по линии сельскохозяйственного кредита…»

Материалы какого съезда ВКП(б) представлены в этом отрывке? В каком году состоялся этот съезд? Как называлось советское правительство в данный период?

1) Съезд ВКП(б): XV съезд ВКП(б)
Приведённый отрывок содержит программные положения о коллективизации сельского хозяйства, которые были приняты на XV съезде ВКП(б), получившем название «съезда коллективизации».
2) Год проведения съезда: 1927
XV съезд ВКП(б) проходил с 2 по 19 декабря 1927 года. В документах съезда впервые чётко была сформулирована политика сплошной коллективизации сельского хозяйства.
3) Название советского правительства: Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР)
В данный период высшим исполнительным органом власти оставался СНК СССР во главе с А. И. Рыковым (до 1930 года). Упоминание ГПУ (Главного политического управления) также характерно для этого периода (до 1934 года).

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #183598
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современника:

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. …Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек…

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. …И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты…

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. …Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки  — не могли смириться с нарушением «завета отцов».

Как называется процесс экономического развития, участником которого был автор текста? Укажите его хронологические рамки. Кто был руководителем страны в эти годы?

1) Процесс экономического развития: индустриализация СССР
Описанные масштабные стройки, создание новых промышленных предприятий и лозунг «догнать и перегнать» характерны для политики форсированной индустриализации, проводившейся в СССР.
2) Хронологические рамки: 1928-1941 годы
Основной период индустриализации охватывает:

  • Первую пятилетку (1928-1932 гг.)
  • Вторую пятилетку (1933-1937 гг.)
  • Три года третьей пятилетки (до начала Великой Отечественной войны)

3) Руководитель страны: И. В. Сталин
В этот период (с конца 1920-х до начала 1940-х) Генеральным секретарём ЦК ВКП(б) был Иосиф Виссарионович Сталин, под чьим руководством проводилась индустриализация.

Показать
Очки опыта 20
16. Задание #183600
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний государственного деятеля

«О событиях, случившихся в Петрограде, я узнал 1 марта в Батуми. Туда [я] ездил переговорить с адмиралом Колчаком… Получив первые сведения, я выехал в Тифлис, где получил телеграмму от Алексеева, что, по мнению всех командующих армий, Государь должен отречься от престола, и просил меня лично телеграфировать об этом Государю, что мне и пришлось сделать. Я написал приблизительно так: «Впервые дерзаю, как верноподданный, коленопреклоненно умолять Ваше Императорское Величество для пользы и т. д. отречься от престола». Ответа, конечно, не получил, получил лишь текст манифеста.

Еще 6 ноября [прошлого года], когда я был в Ставке, я имел длинный разговор с [ним] и в очень резкой форме. Я хотел вызвать его на дерзость. Но он все молчал и пожимал плечами. Я ему прямо сказал: «…Неужели ты не видишь, что ты теряешь корону. Опомнись, пока не поздно. Дай ответственное министерство. Еще в июне я тебе говорил об этом. Ты все медлишь. Смотри, чтобы не поздно было потом. Пока еще время есть, потом уже поздно будет…»

В таком духе я говорил – он все молчал… После этого я понял, что все кончено, и потерял надежду на его спасение. Ясно было, что мы катимся быстро по наклонной плоскости, и рано или поздно он корону потеряет. Ведь странно, что все, даже специалисты, его лично любят. Они мне сами говорили, что у него чудное сердце, прекрасная душа, он умный, симпатичный. Но ее терпеть больше не могли. Она его погубила окончательно. Боюсь, чтоб с ней плохо не обошлись. В газетах уже распространили слухи, что будто бы у Аликс нашли проект сепаратного мира…

Перед моим отъездом из Тифлиса у меня были два социалиста из самых крайних, левых… Они оба откровенно говорили, что всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия, но не теперешняя анархия. Этого они не хотели и не хотят, и не допустят до республиканского строя правления. Мы не доросли до этого, говорили они, рано для России».

Укажите год, когда произошли события, о которых идет речь в первом абзаце отрывка. Назовите императора, о котором сказано в отрывке. Укажите название войны, в которой участвовала Россия в период, когда происходили описанные события.

1) Год событий: 1917
Описанные события (отречение императора, Февральская революция) произошли в феврале-марте 1917 года. Упоминание даты 1 марта и получения текста манифеста об отречении прямо указывает на этот период.
2) Император: Николай II
Речь идёт о последнем российском императоре Николае Александровиче Романове (Николае II), который отрёкся от престола 2 марта 1917 года. Упоминание «Аликс» (императрицы Александры Фёдоровны) также подтверждает это.
3) Война: Первая мировая война (1914-1918)
Россия участвовала в этой войне на момент описываемых событий. Упоминание адмирала Колчака (командующего Черноморским флотом) и Ставки (верховного командования) относится к Первой мировой.

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #183603
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний государственного деятеля

«Размышляя [об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории – Конституцию и 60-летие Революции.

С первой связана еще одна большая ложь. Суета вокруг сочинения проекта Конституции и попытки «интеллигентных аппаратчиков» вместе с отобранными учеными демократическими облагородить советский Основной закон как-то затемнили ключевой момент в нем – «6 статью», превращающую означенные попытки в нормальную для нашего образа жизни демагогию…

Годовщина Октября – знаковое международное событие: стало совсем очевидно, что СССР – все еще сила, но уже не «вождь» и не пример для подражания. Это молчаливо признавало («в душе») само советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного аппарата спасти «единство» Международного Коммунистического Движения, как и к идейно-политической сути «еврокоммунизма». «Лишь бы «друзья» открыто не ругали КПСС и СССР – на остальное, что у них там – наплевать!» — так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.

«Братские партии» во все большем числе и все более открыто отказывали КПСС в праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и деньгами, «довольствием на продолжение существования». В [записках о событиях этого года] новые свидетельства искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей его болезни – физической, умственной и как государственного деятеля. Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических «служб», но и о том, что движение странные по наклонной становится все более гибельным.

Свидетельством тому было также то, что властные функции нашло подбирала под себя «тройка» членов Политбюро – Устинов, Громыко, Андропов. Пока еще «парил» над ними Суслов, тоже начинавший «слабеть», но рычаги «реальной политики» были в их руках».

Укажите год, когда происходили события, о которых идет речь в отрывке. Назовите Генерального секретаря, о котором идет речь. Назовите представителя «тройки» членов Политбюро, упомянутой в тексте, который занимал пост министра иностранных дел.

1) Год событий: 1977
Упоминание Конституции СССР (принята 7 октября 1977 года) и 60-летия Октябрьской революции (отмечалось в ноябре 1977 года) точно указывает на этот период.
2) Генеральный секретарь: Леонид Ильич Брежнев
Речь идёт о позднем периоде его правления (1964-1982 гг.), когда появились явные признаки физического и умственного угасания руководителя страны. Упоминание его «нарастающей болезни» соответствует известным историческим фактам.
3) Представитель «тройки» — министр иностранных дел: Андрей Андреевич Громыко
Он занимал пост министра иностранных дел СССР с 1957 по 1985 год и был ключевой фигурой в упомянутой неформальной руководящей группе («тройке» Устинов — Громыко — Андропов).

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #183612
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний советского разведчика

«Находясь в Москве, мне было трудно понять, почему на Западном фронте Германии возникло состояние ни войны, ни мира, которое вошло в историю Второй мировой войны под названием «странная война».

В этой продолжавшейся несколько месяцев «странной войне» тогдашние мировые державы Великобритания и Франция, которые в экономическом отношении были сильнее, да и в военной отношении никак не слабее гитлеровской Германии, стояли, так сказать, с ружьем к ноге, при запрете стрелять, перед противников, которому им пришлось объявить войну. При этом, что касается численности войск и вооружения, французские и английские соединения имели огромный перевес, по крайней мере пока шла война против Польши, над противостоявшими им дивизиями Германии. Главные ударные силы военной машины фашистской Германии были брошены против Польши. Там находились почти все ее военно-воздушные силы и почти все танковые соединения.

Кончено, такая «странная война» вполне устраивала гитлеровскую Германию. Ее целью со стороны Англии и Франции было побудить Гитлера к тому, чтобы его агрессивная военная машина не останавливалась в Польше, а сразу же двинулась дальше, на Советский Союз. Как я понимал, этой «странной войной» Гитлеру хотели дать понять, что империалистические западные державы готовы простить ему прежние «грехи», если он хотя бы теперь начнет войну против Советского Союза. Во всяком случае, было ясно, что после того, как английские и французские организаторы Мюнхена продали германскому фашистскому империализму своего союзника — _______, они готовы пожертвовать также и Польшей.

Это становившееся все более очевидным намерение, естественно, приходилось учитывать и Советскому Союзу в своей политике, направленной на обеспечение себе как можно более длительной мирной передышки. Ему было необходимо по возможности быстрее и всесторонне подготовиться к тому, чтобы успешно выдержать приближавшееся тяжелое испытание».

Укажите год начала «странной войны», о которой пишет автор. Назовите народного комиссара иностранных дел СССР в период этой войны. Укажите название государства, пропущенное в тексте.

1) Год начала «странной войны»: 1939
Период «странной войны» начался 3 сентября 1939 года после объявления войны Германии Великобританией и Францией и продолжался до мая 1940 года.
2) Народный комиссар иностранных дел СССР: Вячеслав Михайлович Молотов
Он занимал этот пост с мая 1939 года (сменив Максима Литвинова), именно при нём был подписан пакт Молотова-Риббентропа в августе 1939 года.
3) Пропущенное государство: Чехословакия
Речь идёт о Мюнхенском соглашении 1938 года, по которому Великобритания и Франция согласились на передачу Германии Судетской области Чехословакии, что автор называет «продажей союзника».

Показать
Очки опыта 20
19. Задание #183614
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашён XIV партсъездом и который проводится ныне в жизнь. Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма.

Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».

Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

1) Десятилетие провозглашения курса на индустриализацию: 1920-е годы
XIV съезд ВКП(б), провозгласивший курс на индустриализацию, состоялся в декабре 1925 года. Это стало началом политики форсированного развития тяжелой промышленности в СССР.
2) Руководитель СССР: Иосиф Виссарионович Сталин
В 1925 году Сталин уже занимал пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б) и активно укреплял свои позиции в партийном руководстве после смерти Ленина (1924 г.).
3) Предшествующая социально-экономическая политика: Новая экономическая политика (НЭП)
НЭП (1921-1928 гг.) с её элементами рыночной экономики и уступками крестьянству предшествовала переходу к плановой индустриализации и коллективизации.

Показать
Очки опыта 20
20. Задание #183615
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»

«Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули… некоторые заклеены декретами… Это мёртвые магазины. Они никогда не откроются вновь. Сейчас, когда идёт отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, всё большие рынки Петрограда также закрыты… Трамваи… всегда битком набиты. Это единственный вид транспорта для простых людей, оставшихся в городе, унаследованный от капитализма. Во время нашего пребывания в Петрограде был введён бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля — сотая часть стоимости одного яйца… Прошлой зимой все деревянные дома были разобраны на дрова, и одни лишь их фундаменты торчат в зияющих провалах между каменными зданиями.

Люди обносились; все они, и в Москве, и в Петрограде, тащат с собой какие-то узлы. Когда идёшь в сумерках по боковой улице и видишь лишь спешащих бедно одетых людей, которые тащат какую-то поклажу, создаётся впечатление, что всё население бежит из города… в Петрограде насчитывалось 1 200 000 жителей, сейчас их немногим больше 700 000, и число их продолжает уменьшаться. Многие вернулись в деревню; многие уехали за границу; огромное количество погибло, не вынеся тяжких лишений. Смертность в Петрограде — свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удручённого населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

Какой период в истории нашей страны описывает Г. Уэллс? Как называлась политика, проводимая советским правительством в данный период? Кто являлся наркомом военных дел в этот период?

1) Период истории: Гражданская война в России (1918-1922 годы)
Описанные события относятся к 1920 году (время визита Уэллса в Россию), когда страна находилась в состоянии глубокого экономического кризиса, вызванного Гражданской войной и политикой военного коммунизма. Характерные детали: закрытые магазины, спекуляция, массовый отток населения из городов, разруха.
2) Политика советского правительства: военный коммунизм (1918-1921)
Основные элементы политики, отражённые в тексте:

  • Натурализация экономики (бесплатный проезд в трамваях).
  • Борьба со спекуляцией и частной торговлей.
  • Централизованное распределение продуктов.
  • Всеобщая разруха и обнищание населения

3) Нарком военных дел: Лев Давидович Троцкий
В период Гражданской войны (1918-1925) он занимал пост народного комиссара по военным и морским делам, одновременно являясь председателем Реввоенсовета Республики — ключевой фигурой в организации Красной Армии.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение