Из воспоминаний государственного деятеля
«О событиях, случившихся в Петрограде, я узнал 1 марта в Батуми. Туда [я] ездил переговорить с адмиралом Колчаком… Получив первые сведения, я выехал в Тифлис, где получил телеграмму от Алексеева, что, по мнению всех командующих армий, Государь должен отречься от престола, и просил меня лично телеграфировать об этом Государю, что мне и пришлось сделать. Я написал приблизительно так: «Впервые дерзаю, как верноподданный, коленопреклоненно умолять Ваше Императорское Величество для пользы и т. д. отречься от престола». Ответа, конечно, не получил, получил лишь текст манифеста.
Еще 6 ноября [прошлого года], когда я был в Ставке, я имел длинный разговор с [ним] и в очень резкой форме. Я хотел вызвать его на дерзость. Но он все молчал и пожимал плечами. Я ему прямо сказал: «…Неужели ты не видишь, что ты теряешь корону. Опомнись, пока не поздно. Дай ответственное министерство. Еще в июне я тебе говорил об этом. Ты все медлишь. Смотри, чтобы не поздно было потом. Пока еще время есть, потом уже поздно будет…»
В таком духе я говорил – он все молчал… После этого я понял, что все кончено, и потерял надежду на его спасение. Ясно было, что мы катимся быстро по наклонной плоскости, и рано или поздно он корону потеряет. Ведь странно, что все, даже специалисты, его лично любят. Они мне сами говорили, что у него чудное сердце, прекрасная душа, он умный, симпатичный. Но ее терпеть больше не могли. Она его погубила окончательно. Боюсь, чтоб с ней плохо не обошлись. В газетах уже распространили слухи, что будто бы у Аликс нашли проект сепаратного мира…
Перед моим отъездом из Тифлиса у меня были два социалиста из самых крайних, левых… Они оба откровенно говорили, что всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия, но не теперешняя анархия. Этого они не хотели и не хотят, и не допустят до республиканского строя правления. Мы не доросли до этого, говорили они, рано для России».
Какое мнение по вопросу о верховной власти в стране было выражено в телеграмме генерала Алексеева, направленной автору воспоминаний? Какие слухи, касающиеся императрицы распространились в газетах? Какую форму правления считали наилучшей для России социалисты, с которыми встречался автор воспоминаний? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Позиция генерала Алексеева
В тексте выражено единодушное мнение командующих армиями о необходимости отречения императора («Государь должен отречься от престола»), что автор поддержал в своей телеграмме государю, умоляя его об отречении «для пользы» страны.
2) Компрометирующие слухи
В газетах распространялись сведения о якобы обнаруженном у императрицы Александры Фёдоровны проекте сепаратного мира с Германией, что подрывало престиж царской семьи.
3) Предпочтительная форма правления
Социалисты-крайнелевые, вопреки своим революционным взглядам, считали конституционную монархию оптимальной для России («всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия»), отвергая как анархию, так и преждевременную республику.