Из сочинения французского историка Анри Труайя
«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество Саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьёй и с некоторыми придворными куда — то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе…
Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в своё малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всём православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, от великой жалости сердца, не стерпев всех этих измен, покинул своё царство и пошёл поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе.
Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства… В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей…
Царь принял земское челобитье, согласился воротиться на царство «паки взять свои государства», но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565 г., царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства… В совете он предложил условия, на которых принимал обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».
Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите не менее трёх положений. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Бездействие и нерадение о государстве
Царь обвинял бояр и духовенство в том, что они не заботились о государственных делах, не защищали страну от внешних врагов и не проявляли должного внимания к нуждам православного народа.
2) Корыстные злоупотребления властью
В грамоте указывалось, что представители власти расхищали казну и государственные земли, притесняли простых людей, используя своё положение для личного обогащения.
3) Покровительство преступникам
Духовенство обвинялось в том, что покрывало виновных, заступалось за них перед царём и тем самым способствовало процветанию беззакония в государстве.