Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации. Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения…
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.
Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
(Б. А. Исаев)
Ряд экспертов отмечает значительную роль государства в процессе социализации индивида. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения.
1) Формирование системы образования.
Государство играет ключевую роль в создании и поддержании системы образования, которая является основным институтом социализации. Через школы, колледжи и университеты государство передаёт знания, культурные ценности и нормы, необходимые для успешной интеграции индивида в общество. Например, введение обязательного среднего образования обеспечивает базовую социализацию всех граждан.
2) Регулирование социальных норм и законов.
Государство устанавливает законы и нормы, которые регулируют поведение индивидов в обществе. Через правовую систему и институты (например, суды, полицию) государство обеспечивает соблюдение этих норм, что способствует усвоению индивидом правил общественной жизни. Например, законы о защите прав детей и подростков помогают формировать у них понимание справедливости и ответственности.
3) Создание социальных программ и поддержка институтов социализации.
Государство разрабатывает и финансирует социальные программы, направленные на поддержку семьи, молодёжи, пенсионеров и других групп населения. Эти программы (например, детские сады, молодёжные центры, программы профессиональной переподготовки) способствуют социализации индивидов на разных этапах их жизни. Например, программы поддержки молодых семей помогают родителям в воспитании детей, что является важным элементом первичной социализации.