(1) Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3) Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4) Отправку на фронт встретили с радостью. (5) Очередной хутор на нашем пути. (6) Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7) Через полчаса старшина вернулся.
– (8) Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9) Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10) Кто со мной получать хлеб? (11) Давай ты! – (12) Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13) В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14) Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15) Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16) Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17) Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18) Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19) Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20) Как и я!
(21) В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22) Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23) Теперь я и не искал оправданий. (24) Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25) С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26) Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27) Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28) В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29) А где?.. (30) Тут полбуханка была!
(31) Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32) Эй ты! (33) Где?! (34) Тебя спрашиваю!
(35) Я молчал. (36) А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38) Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39) В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40) А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41) Да что с ним разговаривать!
(42) Один из парней вскинул руку. (43) И я невольно дёрнулся. (44) А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45) Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46) Бить тебя… (47) Руки пачкать.
(48) И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49) Среди красивых людей – я уродлив.
(50) Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51) Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52) Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53) И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54) А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55) Больше в жизни я не воровал. (56) Как-то не приходилось.
(По В. Ф. Тендрякову)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В тексте В. Ф. Тендрякова поднимается проблема нравственного выбора и чувства вины. Автор показывает, как один поступок может изменить жизнь человека, заставив его переосмыслить свои ценности и стремиться к искуплению.
Примеры из текста:
1) Рассказчик, поддавшись минутной слабости, крадёт хлеб, предназначенный для всех солдат (предложения 13-16). Этот пример иллюстрирует, как страх и голод могут подтолкнуть человека к необдуманному поступку, который противоречит его моральным принципам.
2) После того как его поступок раскрывается, рассказчик испытывает глубокое чувство стыда и вины, которое становится для него важным уроком (предложения 48-50). Это показывает, как осознание своей ошибки может стать началом внутреннего перерождения.
Смысловая связь: оба примера подчёркивают, что даже один неверный шаг может привести к серьёзным последствиям, но именно осознание своей вины и стремление к исправлению делают человека сильнее.
Позиция автора: В. Ф. Тендряков убеждён, что чувство вины и стыда за свои поступки может стать мощным стимулом для нравственного роста. Он показывает, что даже в самых тяжёлых условиях человек способен сохранить свою совесть и стремиться к искуплению.
Своё отношение: я согласен с автором. Текст напоминает, что каждый человек может ошибаться, но важно уметь признавать свои ошибки и работать над собой. Именно это делает нас лучше и помогает сохранить самоуважение.
Таким образом, текст заставляет задуматься о важности нравственного выбора и ответственности за свои поступки. Он напоминает, что даже в трудных ситуациях нужно оставаться честным перед собой и другими.