ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Ошибки в сложных предложениях и косвенной речи

Содержание

В этом уроке мы разберем две темы, которые необходимо знать для успешного выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку. Речь пойдет о грамматических ошибках в сложных предложениях и предложениях с косвенной речью.

Мы вспомним, что представляет собой грамматическая ошибка, узнаем, какие ошибки обычно допускают при построении сложного предложения. Мы также познакомимся с наиболее распространенными грамматическими ошибками в предложениях с косвенной речью. Другие типы ошибок, такие как ошибки в причастном и деепричастном обороте, мы разберем в следующем уроке.

Грамматические ошибки и синтаксические нормы

Напомним, что задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знания по теме: «Синтаксические нормы: нормы согласования и управления» и умение установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они содержатся.

Правила построения словосочетаний и предложений регулируются синтаксическими нормами. Незнание этих норм и приводит к грамматическим ошибкам.

Грамматическая ошибка — это нарушение норм литературного языка, связанное со структурой слова, словосочетания или предложения.

К таким ошибкам относятся ошибки в построении словосочетаний и предложений. Это ошибки в согласовании, в управлении, в порядке слов в предложении. Часто допускают ошибки при построении сложного предложения (сложноподчиненного) и предложения с косвенной речью.

Сложное предложение, его виды

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух или более простых предложений, связанных между собой по смыслу и интонационно.

Сложные предложения бывают бессоюзными и союзными, которые в свою очередь делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения и союзные сложносочиненные не встречаются в задании 8 ЕГЭ. Поэтому нас интересуют только союзные сложноподчиненные предложения.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Скрыть

Сложноподчиненное предложение — это вид сложного предложения, в составе которого одна часть (придаточное предложение) подчиняется другой части (главному предложению) по смыслу и интонационно. Средством связи в таком предложении выступают подчинительные союзы чтобы, как, если, потому что и союзные слова который, где, куда, когда и др.

Сложноподчиненные предложения бывают трех видов:

ВидЗначениеВопросыСредства связи
Определительные — относятся к одному слову в главном предложении, а именно: к существительному или местоимениюРаскрывают смысл определяемого слова в главном предложении, поясняют его, дают дополнительную информациюКакой?, который?, чей?Союзы: что, чтобы, как, будто;
союзные слова: который, какой, чей, где, куда, откуда, что, когда
Изъяснительные — относятся к глаголам и наречиям со значением речи, мысли, чувстваРаскрывают содержание действия или состояния, о котором говорится в главной частиВопросы косвенных падежей: что?, чего?, о чем?Союзы: что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, то ли… то ли;
союзные слова: что, кто, как, какой, почему, где, куда
Обстоятельственные — поясняют всю главную часть, придавая ей различные смысловые оттенкиВыполняют роль обстоятельств и бывают разных видов: времени, места, причины, следствия, условия и т. д.Когда?, где?, почему?, зачем?, как?Союзы: когда, пока, потому что, так что, если, чтобы, как, где, будто;
союзные слова: как, что бы ни…, сколько бы ни…

Я люблю возвращаться туда, где светит теплое солнышко и ласково плещутся волны.

Ошибки в построении сложного (сложноподчиненного) предложения

Разберем распространенные ошибки при построении сложного (сложноподчиненного) предложения следующие.

Ошибка

Неправильное присоединение придаточного определительного предложения с союзным словом который. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого оно зависит.

НеверноВерно
Текст принадлежит перу Д. С. Лихачева, в котором поднимается проблема памятиТекст, в котором поднимается проблема памяти, принадлежит перу Д. С. Лихачева

Ошибка

Употребление лишних союзов в предложении, особенно при присоединении придаточного изъяснительного предложения.

НеверноВерно
Меня мучил вопрос, что надо ли все рассказать материМеня мучил вопрос, надо ли все рассказать матери

Ошибка

Употребление указательного местоимения то в главной части сложного предложения.

НеверноВерно
Мы понимали то, что рейс отложили из-за непогодыМы понимали, что рейс отложили из-за непогоды

Ошибка

Использование в одной придаточной части союза чтобы и частицы бы.

НеверноВерно
Хочется, чтобы все посетители выставки испытали бы радость от общения с шедеврами живописиХочется, чтобы все посетители выставки испытали радость от общения с шедеврами живописи

Ошибка

Предложение с однородным типом присоединения придаточных предложений к главному.

НеверноВерно
Участники концерта ждали, когда соберутся все артисты и потому что иначе невозможно репетироватьУчастники концерта ждали, когда соберутся все артисты, потому что иначе невозможно репетировать

Косвенная речь

Косвенная речь — это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей.

Синтаксически косвенная речь является сложноподчиненным предложением, где в главном предложении содержатся слова автора, а в придаточном — само высказывание.

Важно!

Такие придаточные предложения присоединяются к главному при помощи подчинительных союзов что, чтобы, как и др. и союзных слов где, куда, когда, откуда, а также союза ли.

При переводе прямой речи в косвенную необходимо соблюдать следующие правила.

  1. В косвенной речи опускают все обращения, восклицания, междометия.
Предложение с прямой речьюПредложение с косвенной речью
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший!»Он часто говорил, что я очень хороший

2. Вместо вопросительных и побудительных предложений в косвенной речи используют повествовательные, присоединяя придаточную часть к главной союзами «чтобы», «ли», «как».

Предложение с прямой речьюПредложение с косвенной речью
Мама сказала: «Открой дверь»Мама сказала, чтобы я открыл дверь
Он спросил меня: «Ты скоро вернешься?»Он спросил меня, скоро ли я вернусь

3. В косвенной речи заменяются местоимения и формы лица глаголов. Они употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего. Косвенная речь передается местоимениями и глаголами 3-го лица.

Предложение с прямой речьюПредложение с косвенной речью
М. И. Цветаева прямо заявила: «Вся моя проза — автобиографическая»М. И. Цветаева прямо заявила, что вся ее проза — автобиографическая

Ошибки в предложениях с косвенной речью

Именно с двумя последними правилами связаны грамматические ошибки, которые встречаются в задании 8 ЕГЭ по русскому языку. Рассмотрим их подробнее.

Ошибка

Употребление лишнего союза в предложении с косвенной речью.

НеверноВерно
Я спросил у папы, что может ли он помочь мне с рисункомЯ спросил у папы, может ли он помочь мне с рисунком

Ошибка

Использование местоимений и глаголов 1 и 2 лица в косвенной речи. Они должны быть заменены на местоимения и глаголы 3 лица.

НеверноВерно
Автор книги пишет, что я обращаюсь к молодому поколениюАвтор книги пишет, что он обращается к молодому поколению
Динозавр готовится к ЕГЭ по английскому языку.

Как эти знания помогут при выполнении задания 8 ЕГЭ?

Как мы помним, в задании 8 ЕГЭ по русскому языку нужно установить соответствие между видами грамматических ошибок и предложениями, в которых они находятся. Теперь, когда мы подробно познакомились с типами ошибок в сложных (сложноподчиненных) предложениях и в предложениях с косвенной речью, вы без труда сможете:

  1. Быстро анализировать сложноподчиненные предложения и предложения с косвенной речью и отличать их от других предложений.
  2. Определять тип ошибки, будь это неправильное присоединение придаточной части к главной или употребление лишнего союза.
  3. Исправлять найденную ошибку в предложении.

Часто задаваемые вопросы

Как убедиться в том, что в придаточной части сложноподчиненного предложения действительно стоит лишний союз?

Такую ошибку чаще всего допускают при построении сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным. Нужно знать правило, что придаточное изъяснительное предложение присоединяется к главному при помощи союзов что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, то ли… то ли и союзных слов что, кто, как, какой, почему, где, куда и др. При этом используется только одно средство связи, например только союз «ли» или только союз «чтобы» и т. д.

Как научиться быстро анализировать и различать типы грамматических ошибок?

В этом вопросе может помочь практика. Чем больше вы будете выполнять тренировочных упражнений аналогичных заданию 8 ЕГЭ, тем быстрее вы будете находить, анализировать грамматические ошибки и определять их тип.

5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ