Ошибки в сложных предложениях и косвенной речи
В этом уроке мы разберем две темы, которые необходимо знать для успешного выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку. Речь пойдет о грамматических ошибках в сложных предложениях и предложениях с косвенной речью.
Мы вспомним, что представляет собой грамматическая ошибка, узнаем, какие ошибки обычно допускают при построении сложного предложения. Мы также познакомимся с наиболее распространенными грамматическими ошибками в предложениях с косвенной речью. Другие типы ошибок, такие как ошибки в причастном и деепричастном обороте, мы разберем в следующем уроке.
Грамматические ошибки и синтаксические нормы
Напомним, что задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знания по теме: «Синтаксические нормы: нормы согласования и управления» и умение установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они содержатся.
Правила построения словосочетаний и предложений регулируются синтаксическими нормами. Незнание этих норм и приводит к грамматическим ошибкам.
Грамматическая ошибка — это нарушение норм литературного языка, связанное со структурой слова, словосочетания или предложения.
К таким ошибкам относятся ошибки в построении словосочетаний и предложений. Это ошибки в согласовании, в управлении, в порядке слов в предложении. Часто допускают ошибки при построении сложного предложения (сложноподчиненного) и предложения с косвенной речью.
Сложное предложение, его виды
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух или более простых предложений, связанных между собой по смыслу и интонационно.
Сложные предложения бывают бессоюзными и союзными, которые в свою очередь делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения и союзные сложносочиненные не встречаются в задании 8 ЕГЭ. Поэтому нас интересуют только союзные сложноподчиненные предложения.
Что такое сложноподчиненное предложение?
Скрыть
Сложноподчиненное предложение — это вид сложного предложения, в составе которого одна часть (придаточное предложение) подчиняется другой части (главному предложению) по смыслу и интонационно. Средством связи в таком предложении выступают подчинительные союзы чтобы, как, если, потому что и союзные слова который, где, куда, когда и др.
Сложноподчиненные предложения бывают трех видов:
Вид | Значение | Вопросы | Средства связи |
---|---|---|---|
Определительные — относятся к одному слову в главном предложении, а именно: к существительному или местоимению | Раскрывают смысл определяемого слова в главном предложении, поясняют его, дают дополнительную информацию | Какой?, который?, чей? | Союзы: что, чтобы, как, будто; союзные слова: который, какой, чей, где, куда, откуда, что, когда |
Изъяснительные — относятся к глаголам и наречиям со значением речи, мысли, чувства | Раскрывают содержание действия или состояния, о котором говорится в главной части | Вопросы косвенных падежей: что?, чего?, о чем? | Союзы: что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, то ли… то ли; союзные слова: что, кто, как, какой, почему, где, куда |
Обстоятельственные — поясняют всю главную часть, придавая ей различные смысловые оттенки | Выполняют роль обстоятельств и бывают разных видов: времени, места, причины, следствия, условия и т. д. | Когда?, где?, почему?, зачем?, как? | Союзы: когда, пока, потому что, так что, если, чтобы, как, где, будто; союзные слова: как, что бы ни…, сколько бы ни… |
Я люблю возвращаться туда, где светит теплое солнышко и ласково плещутся волны.
Ошибки в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Разберем распространенные ошибки при построении сложного (сложноподчиненного) предложения следующие.
Ошибка
Неправильное присоединение придаточного определительного предложения с союзным словом который. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого оно зависит.
Неверно | Верно |
---|---|
Текст принадлежит перу Д. С. Лихачева, в котором поднимается проблема памяти | Текст, в котором поднимается проблема памяти, принадлежит перу Д. С. Лихачева |
Ошибка
Употребление лишних союзов в предложении, особенно при присоединении придаточного изъяснительного предложения.
Неверно | Верно |
---|---|
Меня мучил вопрос, что надо ли все рассказать матери | Меня мучил вопрос, надо ли все рассказать матери |
Ошибка
Употребление указательного местоимения то в главной части сложного предложения.
Неверно | Верно |
---|---|
Мы понимали то, что рейс отложили из-за непогоды | Мы понимали, что рейс отложили из-за непогоды |
Ошибка
Использование в одной придаточной части союза чтобы и частицы бы.
Неверно | Верно |
---|---|
Хочется, чтобы все посетители выставки испытали бы радость от общения с шедеврами живописи | Хочется, чтобы все посетители выставки испытали радость от общения с шедеврами живописи |
Ошибка
Предложение с однородным типом присоединения придаточных предложений к главному.
Неверно | Верно |
---|---|
Участники концерта ждали, когда соберутся все артисты и потому что иначе невозможно репетировать | Участники концерта ждали, когда соберутся все артисты, потому что иначе невозможно репетировать |
Косвенная речь
Косвенная речь — это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей.
Синтаксически косвенная речь является сложноподчиненным предложением, где в главном предложении содержатся слова автора, а в придаточном — само высказывание.
Важно!
Такие придаточные предложения присоединяются к главному при помощи подчинительных союзов что, чтобы, как и др. и союзных слов где, куда, когда, откуда, а также союза ли.
При переводе прямой речи в косвенную необходимо соблюдать следующие правила.
- В косвенной речи опускают все обращения, восклицания, междометия.
Предложение с прямой речью | Предложение с косвенной речью |
---|---|
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший!» | Он часто говорил, что я очень хороший |
2. Вместо вопросительных и побудительных предложений в косвенной речи используют повествовательные, присоединяя придаточную часть к главной союзами «чтобы», «ли», «как».
Предложение с прямой речью | Предложение с косвенной речью |
---|---|
Мама сказала: «Открой дверь» | Мама сказала, чтобы я открыл дверь |
Он спросил меня: «Ты скоро вернешься?» | Он спросил меня, скоро ли я вернусь |
3. В косвенной речи заменяются местоимения и формы лица глаголов. Они употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего. Косвенная речь передается местоимениями и глаголами 3-го лица.
Предложение с прямой речью | Предложение с косвенной речью |
---|---|
М. И. Цветаева прямо заявила: «Вся моя проза — автобиографическая» | М. И. Цветаева прямо заявила, что вся ее проза — автобиографическая |
Ошибки в предложениях с косвенной речью
Именно с двумя последними правилами связаны грамматические ошибки, которые встречаются в задании 8 ЕГЭ по русскому языку. Рассмотрим их подробнее.
Ошибка
Употребление лишнего союза в предложении с косвенной речью.
Неверно | Верно |
---|---|
Я спросил у папы, что может ли он помочь мне с рисунком | Я спросил у папы, может ли он помочь мне с рисунком |
Ошибка
Использование местоимений и глаголов 1 и 2 лица в косвенной речи. Они должны быть заменены на местоимения и глаголы 3 лица.
Неверно | Верно |
---|---|
Автор книги пишет, что я обращаюсь к молодому поколению | Автор книги пишет, что он обращается к молодому поколению |
Как эти знания помогут при выполнении задания 8 ЕГЭ?
Как мы помним, в задании 8 ЕГЭ по русскому языку нужно установить соответствие между видами грамматических ошибок и предложениями, в которых они находятся. Теперь, когда мы подробно познакомились с типами ошибок в сложных (сложноподчиненных) предложениях и в предложениях с косвенной речью, вы без труда сможете:
- Быстро анализировать сложноподчиненные предложения и предложения с косвенной речью и отличать их от других предложений.
- Определять тип ошибки, будь это неправильное присоединение придаточной части к главной или употребление лишнего союза.
- Исправлять найденную ошибку в предложении.
Часто задаваемые вопросы
Такую ошибку чаще всего допускают при построении сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным. Нужно знать правило, что придаточное изъяснительное предложение присоединяется к главному при помощи союзов что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, то ли… то ли и союзных слов что, кто, как, какой, почему, где, куда и др. При этом используется только одно средство связи, например только союз «ли» или только союз «чтобы» и т. д.
В этом вопросе может помочь практика. Чем больше вы будете выполнять тренировочных упражнений аналогичных заданию 8 ЕГЭ, тем быстрее вы будете находить, анализировать грамматические ошибки и определять их тип.
Хотите оставить комментарий?
Войти