ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Корни с чередующимися гласными

Содержание

На этом уроке мы рассмотрим корни с чередованием. Это важная орфографическая тема для ЕГЭ, которая встречается в задании № 9. Наша задача — уметь отличать чередующиеся корни от похожих корней, в которых этого чередования нет.

Мы изучим и вспомним разные группы слов с такими корнями. Поговорим про каждый корень отдельно: рассмотрим правило, примеры и исключения.

Корни с чередующимися гласными а/о

Гласная зависит от ударения

В русском языке существуют корни, гласные в которых чередуются, поэтому их нельзя проверять подбором однокоренных слов. Их правописание зависит от определенных условий.

Корни с чередованием можно разделить на несколько групп в зависимости от условий правописания гласных в них. Рассмотрим каждую группу по порядку.

Чередующиеся корни гар/гор-, клан/клон-, твар/твор- подчиняются одному правилу.

Неважно, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о.

КорниПримерыИсключения
гар/гор-Загар — загорелый, угореть, погорелец При́гарь, и́згарь,
вы́гарки
клан/клон-Кланяться, поклон
— поклониться, склонять, наклонение, склонение
твар/твор-Тварь, творчество —
творить, сотворить,
претворить, притвориться
Утварь

Чередующиеся корни зар/зор- и плав/плов- подчиняются одному правилу.

Неважно, какая гласная буква пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а.

КорниПримерыИсключения
зар/зор-Зарево, зорька — заря, зарница, озарять
плав/плов-Плавать, плыть — плавучесть, поплавок, жук -плавунецПловец, пловчиха; плывуны

Гласная зависит от конечного согласного корня

КорниПравилоПримерыИсключения
Раст-ращ-/рос-Перед ст и щ пишется а, перед с пишется оРасти, растение, выращивать, наращение; выросший, заросли, поросль1) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток
2) Отрасль, отраслевой
Скак-/ скоч-Неважно, какая гласная пишется под ударением (а или о), в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется оСкакать, проскакать, заскочить — выскочить, на скаку — выскочкаСкачу, скачок, вскачь, скачи
Лаг-/лож-Перед г пишется а. Перед ж пишется оСлагаемое, слагать, разлагать; сложить, положить, разложитьПолог

Корни рас-/ращ-/рос-

Важно помнить про исключения. Все производные слова от росток, ростовщик, выросток следует писать через букву «о». Например, ростовщик — ростовщичество, росток — росточек.

То же самое со словом «отрасль». Отраслевой, подотрасль и т. д. следует писать через «а», как и само слово-исключение.

Гласная зависит от наличия суффикса -а-

КорниПравилоПримеры
Кас-/кос-Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне
пишется а, если суффикса нет, то в корне пишется о
Касаться, касательная; коснуться, прикоснуться, прикосновение

Обратите внимание

Отличайте корни с чередованием кас-/кос- от омонимичных, то есть похожих корней. Они имеют другое значение и не соответствуют правилу написания корней с чередованием кас-/кос-. Такие корни проверяются ударением:

  1. кос-а, кос-ичка, рус-о-кос-ый (значение корня связано с прической);
  2. кос-ой, кос-ится, рас-кос-ые, кос-о (значение корня связано с чем-то кривым или наклонно расположенным);
  3. кос-ит, кось-ба, кос-а, сен-о-кос (значение корня связано с занятием — косьбой).

Гласная зависит от значения

КорниПравилоПримерыИсключения
мак-/мок-Мак- (мач-) , если слова имеют значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-), если слова имеют значение «пропускать жидкость, становится мокрым»Обмакнуть перо в чернила
(«погрузить»),
макать хлеб в варенье («погружать») — промокло платье
(«пропустить жидкость»), смочить («сделать мокрым»)
равн-/ровн-Корень равн- пишется в словах со значением «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах со значением «гладкий, прямой»Уравнение («математическое равенство»), поравняться («оказаться на одной линии»); подровнять кусты («сделать ровными»), разровнять песок («сделать ровным, гладким»)Равнина, поровну, уровень, ровесник

Корни мок-/моч-

  • В корнях мок-/моч- буква о пишется в словах, производных от мокрый. Например: мокроватый, мокрота, мокрота (сырость, влажность), мокрица.
  • Перед ч — всегда буква о. Например: мочить, намочи, промочу, вымоченный.

Корни с чередующимися гласными и/е

Чередующиеся корни бир-/бер-, жиг-/жег-, стил-/стел-, блист-/блест-, мир-/мер-, тир-/тер-, пир-/пер-, дир-/дер-, чит-/чет- подчиняются одному правилу.

Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е.

КорниПримеры
Бир-/бер-Убирать — уберу
Жиг-/жег-Выжигать — выжегший
Стил-/стел-Застилать — застелить
Блист-/блест-Блистать — блестеть
Мир-/мер-Умирать — умереть
КорниПримеры
Тир-/тер-Стирать — стереть
Пир-/пер-Запирать — запереть
Дир-/дер-Раздирать — раздерет
Чит-/чет-Вычитать — вычеты. Исключение: сочетание, сочетать, чета

Омонимичные корни мир-/мер- и пир-/пер-

Корни мир-/мер- и пир-/пер- совпадают с чередующимися корнями по звучанию и написанию, но расходятся по лексическому значению.

Обратите внимание

Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т. п. Примеры: вымирать — вымереть, замирать — замереть.

В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и. Примеры: мир, мирный, усмирять.

В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е. Примеры: мерить, измерять, примерять платье, мерило.

Чередование и/ев  корнях пир-/пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперед, выдавиться» и т. п. Примеры: запирать — запереть, отпирать — отпереть, выпирать — выпереть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и. Примеры: пир, пировать.

Чередование а(я)/им(ин)

КорниПравилоПримеры
Корни с чередованием а(я)/им(ин)Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/яПожимать пожать, нажимать нажать, разминать размять, понимать понять, начинать начать
Образавр занимается спортом

Как легко запомнить некоторые корни с чередованием?

Используйте рифмовки, которые помогают запоминать трудные случаи.

  • Для чередующихся гласных в корнях бер/бирА, мер/мирА, тер/тирА, пер/пирА, дер/дирА, стел/стилА, жег/жигА: «если в гости пришла ИРА, то пиши в корне букву и (забирай, вытираю, замираешь)».
  • Что-то в жидкость погружаешь — пишешь мАк-: макнуть, макаешь. Если ты насквозь промок, значит в корне пишешь мОк-.
  • Гор иль гар себя спрошу, сомневаюсь О пишу.
  • Для запоминания исключений из правила на корни раст/ращ/рос: «Ростовщик Ростислав жил в Ростове, купил росток, и развилась отрасль».

Часто задаваемые вопросы

Как отличить корни с чередованием от проверяемых?

1. Попробуйте подобрать родственное слово с тем же значением. Если это удается, корень является чередующимся. Если нет — проверяемым.
2. Проверяемые гласные определяются с помощью однокоренных слов. Измените слово так, чтобы гласная оказалась под ударением. Например, корень в слове «роса» не чередующийся, так как есть проверяемое слово «росы», где ударение четко падает на букву «о».
3. Чередующиеся гласные не проверяются ударением. Их написание зависит от конкретных условий, таких как наличие или отсутствие суффикса, ударение, конечная согласная корня. Примеры: запереть, загорать, возраст и т. д.

В слове «заск..чу» на месте пропуска буква о, и буква а?

Написание зависит от начальной формы глагола. Сравните: Я заскочу (заскочить) к родителям на минутку. Я сейчас заскачу (заскакать) от счастья. Чтобы не сомневаться в написании, есть лайфхак: нужно просто заменить личную форму глагола формой прошедшего времени. Например: я заск..чу от радости. Я заскакал от радости, а не заскочил, поэтому пишем букву а.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ