ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия Жизненные навыки ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Задание 12. Теория

Содержание

Пример задания № 12 ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1.  скоропорт..щиеся, донос..тся (звуки)
  2. перелов..т (рыбаки), мо..щиеся
  3. дорогосто..щая, выкрикива..щая
  4. посыла..мый, наруша..т (водитель)
  5. оклеива..мый, (верхушка дерева) спил..тся

Ответ

Скрыть

Ответ: 14.

Алгоритм выполнения задания

  1. Определите, к какому спряжению относится глагол

    Для этого поставьте глагол в начальную форму: задайте вопрос «что делать?» или «что сделать?»

  2. Проверьте, заканчивается ли инфинитив на -ить:

    Если да, то перед вами глагол второго спряжения. Окончания в глаголах II спряжения: 1-е лицо: (), им; 2-е лицо: -ишь, -ете; 3-е лицо: -ит, -ат (-ят). Примеры: «строить» строю, строишь/ строите/строит/строют.
    Если нет, то перед вами глагол первого спряжения. Окончания в глаголах I спряжения: 1-е лицо: (-ю), -ем (-ём); 2-е лицо: -ешь (-ёшь), -ете (-ёте); 3-е лицо: -ет (-ёт), -ут (-ют). Примеры: «звать» зову, зовешь/зовете, зовет/зовут.

  3. Помните про слова-исключения для каждого спряжения

    Брить, стелить, зиждиться, зыбиться I спряжение; терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, видеть, гнать, дышать, держать и слышать II спряжение.

  4. Не забывайте, что суффиксы причастий зависят от спряжения глаголов

    Действительный залог причастия настоящего времени: -ущ-, -ющ- (I спр.), -ащ-, -ящ- (II спр.). Действительный залог прошедшего времени: -вш-, -ш-.
    Страдательный залог настоящего времени: -ом-, -ем- (I спр.), им (II спр.).
    Страдательный залог прошедшего времени: -енн- (-ен-), -нн- (-н-), т.

Теоретическая справка

Задание № 12 в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение правильно писать личные окончания глаголов, суффиксов причастий и редко деепричастий.

Темы, которые проверяются в задании:

  • Спряжение глаголов. Это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке есть два спряжения глаголов — первое (I) и второе (II).
  • Правописание личных окончаний глаголов. В личных окончаниях глаголов гласная буква зависит от того, к какому спряжению относится глагол. Для глаголов настоящего и будущего времени используется общее правило спряжения.
  • Правописание суффиксов причастий. Гласная в суффиксе причастия определяется не только спряжением глагола, от которого образуется причастие, но и временем и видом: действительное или страдательное.
  • Правописание суффиксов деепричастий. У деепричастий несовершенного вида выделяются суффиксы -а/-я, а у деепричастий совершенного — -в/-вши/-ши. Гласная перед суффиксами совпадает с гласной перед -ть в инфинитиве глагола.

Важно: наличие приставки или постфикса в глаголе не влияет на его спряжение.

1) Запомните некоторые инфинитивы на -ять: кашлять, на -ать: вешать, на -ить: клеить.

2) Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь спрягаются по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опротивеешь опротивеют.

3) Формы глаголов хотеть, бежать, брезжить — разноспрягаемые. Они относятся то к I спряжению, то ко II спряжению: хочет, но хотят; бежит, но бегут; брезжит, но брезжущий.

4) От глагола двигать образуются формы, которые различаются по смыслу: двигаешь, двигают, двигает, двигающий, но движет, движут, движущий.

Помните, что переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные по I спряжению. Сравните: обессилить (кого-нибудь): обессилю обессилишь обессилят; обессилеть (самому): обессилею обессилеешь обессилеют.

Сложные случаи в задании № 12

  1. При определении спряжения глагола сначала выясним время, потом применим правило. Если слово в настоящем или будущем времени определяйте спряжение. Если слово в прошедшем времени подставляйте гласную инфинитива. Примеры: затеять (н. ф.) затеял (прош. вр.), обидеть (н. ф.) обидел (прош. вр.).
  2. К исключениям относятся не только слова гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, но и слова, которые от них образовались: слышащий, обидятся, прогонят, подышат, постелем и т. д.
  3. Важно: вид глагола при проверке должен совпадать. Глагол совершенного вида проверяйте только глаголом совершенного вида. Например, урон..м (сов. в.) проверяем словом уронить (сов. в.), но никак не глаголом ронять (несов. в.).
  4. Часто встречаются слова, которые образовались от устаревших/книжных инфинитивов. Такие слова необходимо запоминать. Например, внемлющий от внимать, алчущий от алкать, пышущий от пыхать и т. д.
  1. При определении инфинитива учитывайте значение слова, чтобы не спутать похожие по звучанию слова. Например: «молоть» (кофе) значит дробить, измельчать; «мелить» (кий) значит натирать мелом; «таять» (на солнце) значит исчезать, а «таить» (злобу) значит скрывать.
  2. Неправильно образовывать причастия от разговорных глаголов «мучать» и «мерять». Страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом -енн- образуется только от литературных форм «мучить» и «мерить»: «измученный», «измеренный» и т. д.
  3. Не смешивайте повелительное и изъявительное наклонения глаголов I спряжения. Например: «Напишите мне!» (повелительное наклонение) и «Вы напишете мне?» (изъявительное наклонение).
  4. Причастия от глаголов типа «вешать», «месить», «катить», «стрелять» часто вызывают ошибки. Важно различать значения похожих глаголов. Например, «замешенная глина» образуется от глагола «замесить», а «замешанный в преступлении человек» образуется от глагола «замешать».

Примеры

Разбор примера № 1

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1.  стро..тся (школа), засмотр..шься
  2. дыш..щий, щекоч..щий
  3. вышл..т, приход..тся (братом)
  4. леч..щий, зна..щий
  5. труд..тся (рабочие), высто..вшая (армия)

Ответ

Скрыть

Ответ: 15.

1) Буква «и» пишется, потому что глагол «строить» относится ко II-му спряжению: строить окончание на -ить. Если в инфинитиве «и», то и в личных окончаниях глаголов этого спряжения пишется такая же буква. В слове «засмотр..шься» пропущена буква «и», так как это окончание глагола II спряжения: «засмотреться» — инфинитив, «смотреть» — это глагол-исключение.

5) В слове «трудятся» пишется буква «я», так как это глагол настоящего времени. Поставим его в начальную форму — «трудиться». Глагол заканчивается на -ить, значит, это II спряжение. А во II спряжении пишется окончание «ят», но никак не «ют».

В слове «выстоявшая (армия)» пропущена буква «и», так как это причастие прошедшего времени. Оно образовалось от глагола «выстоять». Правило гласит: перед суффиксом -вш- пишется та буква, которая стоит в инфинитиве перед -ть. Следовательно, правильно писать «я».

Разбор примера № 2

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (они) мел..т (зерно), ссор..щийся,
  2. не успоко..тся (активисты), (она) доеда..т
  3. чист..щий, поража..щий
  4. наве..т (ветер), посвяща..тся (стихотворение)
  5. дорогосто..щая, подвод..щая

Ответ

Скрыть

Ответ: 45.

4) В слове «навеет» пишется буква «е», так как это личная форма глагола 3-го лица единственного числа и будущего времени. Ударение падает на корень, а гласная в окончании находится в слабой позиции. Приведем начальную форму глагола — инфинитив «навеять». Глаголы, которые оканчиваются на -ять, относятся к I спряжению. Согласно правилу, в личном окончании 3-го лица пишется -ет.

В слове «посвящается» пишется буква «е», так как это форма глагола настоящего времени. Приведем начальную форму глагола — инфинитив «посвящать». Глаголы, которые оканчиваются на -ять, относятся к I спряжению. В личных окончаниях таких глаголов пишется -ет.

5) В словах «дорогостоящая» и «подводящая» пропущена буква «я», так как это действительные причастия настоящего времени. Они образовывались от глаголов «стоить» и «подводить» на -ить, а значит, эти слова мы относим ко II спряжению. Помним, что для образования причастий от глаголов II спряжения используются суффиксы -ащ/ящ-.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ