Задание 6. Теория
Пример задания № 6 ЕГЭ
В предложенном задании могут встретиться два варианта — на исключение слова или на его замену.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В научной диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.
Ответ
Скрыть
Ответ: научной.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Всем интернет-пользователям особое значение следует уделить вопросам, касающимся компьютерной безопасности.
Ответ
Скрыть
Ответ: внимание.
Алгоритм выполнения задания
- Ознакомьтесь с предложением
Внимательно прочитайте предложение и определите значение каждого слова в контексте.
- Выявите смысловые несоответствия
Ищите в предложении любые логические противоречия или несовместимости между значениями слов. Это может указать на лексическую ошибку.
- Определите тип ошибки и устраните ее
Распознайте противоречие и постарайтесь понять, какая именно ошибка допущена. Она чаще всего связана с употреблением лишнего слова или нарушением лексической сочетаемости. После того, как вы заметили лексическую ошибку, исправьте ее.
Теоретическая справка
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов).
Лексические нормы — это правила, которые помогают подбирать слова так, чтобы они подходили контексту по лексическому значению, соответствовали стилю речи и сочетались с другими словами.
Задание состоит в следующем: найти и исправить лексическую ошибку, исключив лишнее слово или заменив неверно употребленное.
Для успешного выполнения задания № 6 важно:
- понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с этим значением;
- учитывать особенности сочетаемости слов;
- избегать лишних слов и повторений;
- правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
- не допускать речевой недостаточности;
- учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Тип лексической ошибки | Пример |
---|---|
1. Плеоназм — избыточный повтор сходных по смыслу слов | коренной абориген, прейскурант цен, впервые дебютировать |
2. Тавтология — необоснованное повторение однокоренных слов | заданное задание, соединить воедино, проливной ливень |
3. Нарушение лексической сочетаемости | бо́льшая половина, одержать поражение |
4. Ошибки в употреблении фразеологизмов | у Анны серебряные руки |
5. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | к вечеру у нее заболели очи |
6. Алогизм — соединение несовместимых понятий | Он мой заклятый друг |
7. Неточный подбор синонима | Екатерину поставили на престол, высотная гора |
Как различать плеоназм и тавтологию?
Ответ
Скрыть
И плеоназм, и тавтология — это разные языковые явления, хотя оба связаны с избыточностью в речи. При этом плеоназм — более широкое понятие, которое включает в себя частный случай —тавтологию.
Плеоназм — это употребление в речи близких по смыслу, логически излишних слов. При этом слова могут быть как однокоренными, так и нет. Пример: «вернуться назад» (вернуться можно только назад, поэтому слово «назад» не добавляет никакого смысла), «свободная вакансия» («вакансия» — это свободная позиция в работе), «полный аншлаг» («аншлаг» уже означает «полный»).
Тавтология — частный случай плеоназма, при котором в речи повторяются однокоренные слова. Пример: «планировать планы», «рассказать рассказ», «проливной ливень».
Таким образом, тавтология основывается на повторении одного и того же, а плеоназм добавляет лишние уточнения, которые избыточны в контексте.
Примеры
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово (лишние слова). Выпишите это слово (слова).
Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.
Ответ
Скрыть
Ответ: молча или без слов.
В нашем предложении слово «молча» уже означает «не произнося слов». Поэтому добавление «без слов» после «молча» не дает никакого нового смысла. Это повторение одной и той же мысли разными словами.
Тип ошибки: избыточное уточнение (плеоназм). Данная лексическая ошибка предполагает использование в предложении слов, которые дублируют смысл друг друга. Проще говоря, одно слово уже подразумевает другое, и добавление второго слова не несет никакой новой информации.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Работая над картиной, художник большинство времени проводил в мастерской.
Ответ
Скрыть
Ответ: много.
Слово «большинство» употребляется только с тем, что исчислимо, например, «большинство учеников». А вот «время» — это понятие абстрактное, его нельзя разделить на отдельные элементы, которые можно посчитать. Поэтому слово «большинство» не может сочетаться с абстрактным предметом или явлением. В данном случае произошло нарушение лексической сочетаемости.
Слово «много» гораздо уместнее, потому что оно обозначает большое количество чего-то, не обязательно исчисляемого. Мы можем сказать «много воды», «много сил». С существительным «время» корректнее употреблять выражение «большая часть времени».
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово (слова). Выпишите это слово (слова).
Орешник почти отпылил, а береза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
Ответ
Скрыть
Ответ: спросонья или после сна.
В данном предложении «спросонья» — тавтология, то есть повторение однокоренных слов. Фраза «после сна» уже говорит о состоянии после пробуждения, а слово «спросонья» означает «не проснувшись окончательно, полусонно».
Эти две фразы указывают на одно и то же состояние — состояние после пробуждения. Когда мы уберем одну из них, мы не потеряем смысл предложения.
Хотите оставить комментарий?
Войти