Природные сообщества
На этом уроке мы поговорим о природных сообществах, о взаимосвязи живых и неживых организмов, о том, как вещества перемещаются в пределах пищевых цепочек и о круговороте веществ.
Ученые длительное время исследовали химический состав неживой (вода, воздух, почва) и живой (бактерии, клетки растений, животных и грибов) природы и пришли к выводу:
Живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических веществ.
И эти вещества способны переходить из неживой природы в живые организмы и возвращаться обратно.

Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?
В зелёные растения из внешней среды (неживая природа) попадают вода, минеральные соли и углекислый газ. Под воздействием солнечной энергии эти вещества преобразуются внутри растений в органические вещества (глюкоза и крахмал).
Растениями питаются травоядные животные, а их в свою очередь поедают хищники. Животные могут погибнуть от старости или болезни, и их тела поедают жуки-падальщики и муравьи. Несъеденные остатки переработают грибы и почвенные бактерии.
Что называют пищевой цепью?
Цепочка из организмов, поедающих друг друга, называется пищевая цепь.
Круговорот веществ в природе
В таких цепочках растения играют роль производителей пищи для других живых существ. Животные — это потребители пищи, которую произвели растения. Грибы, бактерии, дождевые черви являются разлагателями: все отходы они перерабатывают до неорганических веществ — воды, минеральных солей и углекислого газа.



Получается круг, по которому вещества движутся из неживой природы в живую. Круг включает в себя три звена — это живые организмы, обитающие на одной территории.
Вещества, которые растения получают из неживой природы обязательно вернутся в неё. Но перед этим они пройдут через цепь организмов — животных, бактерий и грибов.
Что называют круговоротом веществ?
Передвижение различных веществ из неживой природы через цепочку живых организмов и снова в неживую природу называется круговорот веществ в природе.
Что такое природное сообщество
Все организмы входят в состав какой-либо пищевой цепи и участвуют в круговороте веществ.
Живые организмы, обитающие на одной территории и тесно связанные друг с другом в пищевые цепочки, а также условия среды их обитания называются природные сообщества.
Давайте рассмотрим некоторые примеры природных сообществ и их обитателей.
Дубрава
- Растения: дуб, ясень, липа, клен, яблоня, калина, лещина, травы и цветы.
- Звери: зубры, олени, косули, лоси,
- Птицы: сороки, дятлы, соловьи, скворцы
- Насекомые: жуки, комары, пчелы, бабочки
- Грибы: белые, подосиновики, лисички, сыроежки
- В почве обязательно есть дождевые черви, почвенные бактерии.
Здесь у каждого организма есть враги — паразиты и хищники, но есть и друзья-помощники. Под кронами деревьев обитатели дубравы найдут укрытие и пищу.
Животные и растения приспосабливаются существовать совместно и так или иначе взаимодействуют друг с другом.

Пресноводный водоем
- Растения: камыш, тростник, белая кувшинка, желтая кубышка, ряска, водоросли.
- Животные: клопы — водомерки, раки, пиявки, улитки, личинки комаров.
- А также рыбы — карась, окунь, щука и многие другие виды.
- Земноводные — лягушки.
- Птицы — утки, цапли, гуси.
- Звери — выдры, бобры, ондатры.
- Отмершие растения и животные падают на дно, и здесь их перерабатывают микроорганизмы.
Все эти организмы приспособились жить в водной или околоводной среде. Они соединяются в длинные пищевые цепочки, то есть постоянно взаимодействуют друг с другом.

А какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?
Посмотрите вокруг: может быть это еловый лес со столетними елями, боровиками, клестами и кислицей? Или это степь с высокими травами, сусликами, змеями, птицами и бесконечными ветрами? А может быть в вашем регионе встречаются болота с самыми разными мхами, клюквой, брусникой, росянкой и комарами? Или луга с огромным количество трав, цветов, а также мышей-полевок и жаворонков.
Попробуйте описать природное сообщество вашего региона. Будьте внимательны: укажите как можно больше видов растений и животных, которые обитают на территории. Не забудьте указать факторы неживой природы. И обязательно составьте пищевые цепочки, чтобы показать взаимосвязь между организмами.
Хотите оставить комментарий?
Войти