Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
НАЗНАЧИТЬ

Природные сообщества

Содержание

    На этом уроке мы поговорим о природных сообществах, о взаимосвязи живых и неживых организмов, о том, как вещества перемещаются в пределах пищевых цепочек и о круговороте веществ.

    Ученые длительное время исследовали химический состав неживой (вода, воздух, почва) и живой (бактерии, клетки растений, животных и грибов) природы и пришли к выводу:

     Живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических веществ.

    И эти вещества способны переходить из неживой природы в живые организмы и возвращаться обратно.

    Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

    В зелёные растения из внешней среды (неживая природа) попадают вода, минеральные соли и углекислый газ. Под воздействием солнечной энергии эти вещества преобразуются внутри растений в органические вещества (глюкоза и крахмал).

    Растениями питаются травоядные животные, а их в свою очередь поедают хищники. Животные могут погибнуть от старости или болезни, и их тела поедают жуки-падальщики и муравьи. Несъеденные остатки переработают грибы и почвенные бактерии.

    Что называют пищевой цепью?

    Цепочка из организмов, поедающих друг друга, называется пищевая цепь.

    Пример пищевой цепочки

    Круговорот веществ в природе

    В таких цепочках растения играют роль производителей пищи для других живых существ. Животные — это потребители пищи, которую произвели растения. Грибы, бактерии, дождевые черви являются разлагателями: все отходы они перерабатывают до неорганических веществ — воды, минеральных солей и углекислого газа.

    Растения — производители
    Дождевые черви — разлагатели
    Животные — потребители

    Получается круг, по которому вещества движутся из неживой природы в живую. Круг включает в себя три звена — это живые организмы, обитающие на одной территории.

    Вещества, которые растения получают из неживой природы обязательно вернутся в неё. Но перед этим они пройдут через цепь организмов — животных, бактерий и грибов.

    Что называют круговоротом веществ?

    Передвижение различных веществ из неживой природы через цепочку живых организмов и снова в неживую природу называется круговорот веществ в природе.

    Круговорот в биосфере

    Что такое природное сообщество

    Все организмы входят в состав какой-либо пищевой цепи и участвуют в круговороте веществ.

    Живые организмы, обитающие на одной территории и тесно связанные друг с другом в пищевые цепочки, а также условия среды их обитания называются природные сообщества.

    Давайте рассмотрим некоторые примеры природных сообществ и их обитателей.

    Дубрава

    • Растения: дуб, ясень, липа, клен, яблоня, калина, лещина, травы и цветы.
    • Звери: зубры, олени, косули, лоси, 
    • Птицы: сороки, дятлы, соловьи, скворцы
    • Насекомые: жуки, комары, пчелы, бабочки
    • Грибы: белые, подосиновики, лисички, сыроежки
    • В почве обязательно есть дождевые черви, почвенные бактерии.

    Здесь у каждого организма есть враги — паразиты и хищники, но есть и друзья-помощники. Под кронами деревьев обитатели дубравы найдут укрытие и пищу.

    Животные и растения приспосабливаются существовать совместно и так или иначе взаимодействуют друг с другом.

    Дубрава

    Пресноводный водоем

    • Растения: камыш, тростник, белая кувшинка, желтая кубышка, ряска, водоросли.
    • Животные: клопы — водомерки, раки, пиявки, улитки, личинки комаров.
    • А также рыбы — карась, окунь, щука и многие другие виды.
    • Земноводные — лягушки.
    • Птицы — утки, цапли, гуси.
    • Звери — выдры, бобры, ондатры.
    • Отмершие растения и животные падают на дно, и здесь их перерабатывают микроорганизмы.

    Все эти организмы приспособились жить в водной или околоводной среде. Они соединяются в длинные пищевые цепочки, то есть постоянно взаимодействуют друг с другом.

    Пресноводный водоем

    А какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?

    Посмотрите вокруг: может быть это еловый лес со столетними елями, боровиками, клестами и кислицей? Или это степь с высокими травами, сусликами, змеями, птицами и бесконечными ветрами? А может быть в вашем регионе встречаются болота с самыми разными мхами, клюквой, брусникой, росянкой и комарами? Или луга с огромным количество трав, цветов, а также мышей-полевок и жаворонков.

    Попробуйте описать природное сообщество вашего региона. Будьте внимательны: укажите как можно больше видов растений и животных, которые обитают на территории. Не забудьте указать факторы неживой природы. И обязательно составьте пищевые цепочки, чтобы показать взаимосвязь между организмами. 

    5
    5
    1
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Проверим знания по теме?

    Природные сообщества
    Комментарии

    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение

    НАЗНАЧИТЬ