Задание 8. Теория
Пример задания № 8 ЕГЭ
Установите соответствия между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
---|---|
А) ошибка в построении предложения с однородными членами; Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом; В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; Г) ошибка в построении предложения с косвенной речью; Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. | 1) Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри». 2) Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы. 3) В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные толковых словарей, так и на материалы летописей. 4) Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты. 5) Приближаясь к перекрёстку, включился красный сигнал светофора. 6) Подобно многим другим произведениям В. И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет. 7) Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны. 8) Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ. 9) Всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду. |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ
Скрыть
А — 3, Б — 5, В — 4, Г — 1, Д — 2.
Алгоритм выполнения задания
- Изучите задание
Внимательно прочитайте перечень грамматических (синтаксических) ошибок в первой колонке и предложения, в которых нужно эти ошибки найти, во второй колонке.
- Найдите грамматическую основу
Всегда начинайте с поиска грамматической основы в каждом предложении. Так вам будет легче потом найти в предложении причастный или деепричастный оборот, а также однородные члены.
- Найдите главное слово
При нахождении причастного или деепричастного оборота сначала нужно найти главное слово, от которого будет задаваться вопрос к этому обороту.
- Следите за средствами связи
При поиске однородных членов необходимо установить средства связи между ними.
- Составляйте схемы
При анализе сложноподчиненного предложения составляйте его схему, так как она поможет вам увидеть границы предложения и допущенные ошибки, если они есть.
- Найдите предложения без ошибок
Исключите правильные предложения, то есть те, в которых нет грамматических (синтаксических) ошибок.
- Перечитайте предложения с ошибками
Поочередно внимательно перечитайте найденные предложения с ошибками. Затем соотнесите их с указанными видами ошибок в первой колонке.
- Запишите ответ
При записи ответа в таблицу помните, что порядок цифр имеет принципиальное значение. Каждая цифра должна быть записана под соответствующей буквой.
Теоретическая справка
Смысл задания № 8 ЕГЭ состоит в том, что нужно проанализировать ряд предложений в правом столбике. Требуется найти в них грамматические ошибки и определить, в чем именно состоит каждая ошибка. Затем правильно соотнести эти предложения с типами ошибок в них в левом столбике.
Это задание зачастую вызывает определенную сложность, так как предложений дается 9, а наименований ошибок всего 5. Это говорит о том, что:
- в задании встречаются предложения без ошибок;
- в предложениях содержатся другие типы ошибок, не указанные в левом столбике.
Задание № 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание синтаксических норм и умение правильно определить вид грамматической ошибки в предложении.
Для успешного выполнения задания необходимо:
Знать | Уметь |
---|---|
1. Главные и второстепенные члены предложения. 2. Средства связи слов в словосочетании и предложении. 3. Однородные члены предложения. 4. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. 5. Предложение с обращением и косвенной речью. 6. Причастный и деепричастный обороты. | 1. Определять грамматическую основу предложения. 2. Выделять словосочетание в составе предложения, находить главное и зависимое слово в словосочетании. 3. Опознавать сложное предложение, типы сложного предложения, разные виды связи. 4. Распознавать второстепенные члены предложения, однородные члены предложения. |
При подготовке к заданию № 8 ЕГЭ обратите особое внимание на некоторые особо трудные моменты:
- Употребление несогласованного приложения. Важно различать названия, заключенные в кавычки, и их родовые характеристики, например, журнал «История». Также нужно помнить, что несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово: журналу «История», о журнале «История».
- Употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова. Предлоги согласно, вопреки, наперекор, благодаря, подобно должны сочетаться с существительным (местоимением) в дательном, а не в родительном падеже. Так, правильно будет: согласно которому (д. п.). Ошибкой будет считаться: согласно которого (р. п.).
- Построение предложений с однородными членами, соединенными двойными союзами. Части двойных союзов: как… так и; не только… но и; не столько… сколько; насколько… настолько; хотя и… но; если не… то являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. А также они должны стоять непосредственно рядом с однородными членами.
Пример
Установите соответствия между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова;
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- В просторной комнате с итальянским окном в течение двенадцати лет Н. М. Карамзин работал над «Историей государства Российского».
- Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.
- По приезду молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений.
- Батуми за последние годы сильно преобразился.
- В рассказе И. С. Тургенева «Бежином луге» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим автором.
- Он пошёл напрямик и попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней.
- С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма.
- Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.
- Многие из тех, кто посетил выставку, принял участие в социологическом опросе.
Ответ
Скрыть
А — 9, Б — 7, В — 8, Г — 3, Д — 5.
Предложения 1, 2, 4 и 6 правильные.
В предложении 3 ошибка в употреблении предложно-падежной формы (Г). После предлога «по» в значении «после» правильно: по приезде.
В предложении 5 ошибка в употреблении несогласованного приложения (Д). Правильно: в рассказе «Бежин луг».
В предложении 7 ошибка в употреблении причастного оборота (Б). Правильно: в круг художников, боровшихся.
Предложение 8 содержит ошибку в употреблении деепричастного оборота (В). Здесь действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Правильно: Когда я возвращался в родные места …
В предложении 9 нарушение связи между подлежащим и сказуемым (А). Должно быть: Многие из тех, кто посетил выставку, приняли участие …
Еще больше примеров с подробными комментариями вы найдете в уроке Практика.
Хотите оставить комментарий?
Войти