БИЛЕТЫ РУССИШ
мзлф
Термины из этой сессии:
Вы всё выучили. Повторите термины или двигайтесь дальше.
Перетаскивайте соответствующие элементы друг на друга, и они будут исчезать с экрана.
Ваше время: 2 минуты.
мзлф
[{"term":"Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. Взаимосвязь языка и культуры.","def":"Язык — знаковая система, поскольку языковые знаки создаются с учетом способности к взаимному комбинированию. различных свободных знаковых комбинаций, и это позволяет выразить любое содержание.\n\nФункции языка:\n\nКоммуникативная(функция общения)\n\nконструктивная(функция формирования мысли)\n\nэкспрессивная (выражение мыслей)\n\nэстетическая(выражение чувств)\n\nпознавательная\n\nаккумулятивная(функция накопления знания и опыта)\n\nЛингви́стика — наука, изучающая язык. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях язык хранит и передает культуру, от родителей к детям, от носителя к иностранцу, играет роль орудия культуры, учителя и наставника"},{"term":"Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства фонетики (аллитерация, ассонанс, звукоподражание)","def":"Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Орфоэпия – наука о нормах произношения.\n\nАллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных звуков\n\nпример: Рената решила разные вопросы — аллитерация звука [р]\n\nассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных звуков\n\nпример: Думаю думу свою\n\nЗвукоподражание — употребление слов, имитирующих звуки птиц, животных или окружающего мира\n\nпример: и звоночки зазвонили: дили-дили. Подражание звука звоночков"},{"term":"Синонимы. Синонимичный ряд. Контекстные синонимы. Паронимы.","def":"Сино́нимы — слова части одной речи или словосочетания с совпадением значения\nСинонимический ряд – это группа слов, состоящая из двух и более синонимов. Например: Горячий - жаркий, жгучий, огненный, пламенный, теплый, нагретый.\n\nконтекстные синонимы — слова, которые равнозначны другим словам лишь в определенной ситуации или в конкретном контексте. Например: «душная, гнетущая атмосфера»; «пустынная, неприветливая равнина».\n\nПаронимы — это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Пример: вдох — вздох, одеть — надеть, бедный — бедственный, удачный — удачливый и др."},{"term":"Изобразительно-выразительные средства лексики. Аллегория, гипербола, ирония, литота, оксюморон.","def":"Выразительные средства лексики, или тропы, основываются на использовании переносных значений слов.\n\nАллегория — представление абстрактного понятия как физического объекта. Пример: «Жизнь — река», «страсть — огонь».\n\nГипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз», «нам еды на полгода хватит».\n\nИрония — литературный прием, который базируется на противопоставлении, намеренном искажении истинного смысла в противоположном значении\nНапример: написанная фраза «ты очень «умный»» несет совершенно другой смысл (противоположный)\n\nЛитота — художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета. Например: «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок».\n\nОксюморон — образное сочетание противоречащих друг другу понятий. Например: горячий лед, весело грустить"},{"term":"Изобразительно-выразительные средства лексики. Эпитет. Метафора. Развёрнутая метафора. Метонимия. Синекдоха. Сравнение","def":"Выразительные средства лексики, или тропы, основываются на использовании переносных значений слов.\n\nЭпитет — определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Например: мрачный день, черепаший темп.\n\nМетафора — это скрытое сравнение, которое построено на переносном значении слова. Например: время идет, солнечные лучи играют\n\nРазвёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.\n\nМетонимия - вид тропа, когда заменяется одно слово на другое, с которым есть ассоциация, на некое целое. Например, «вся школа собралась на субботник», аудитория слушала лекцию\n\nСинекдоха— стилистический прием, при котором название общего переносится на частное. Например: пуще всего береги копейку. Его зарыли в шар земной.\n\nСравнение - это образное выражение, в основе которого лежит сопоставление каких-либо двух объектов. Например: лампочка горела словно солнце. Его глаза были точно небо."},{"term":"Синтаксические средства выразительности: анафора, эпифора, инверсия, антитеза, градация, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторические вопросы и восклицания.","def":"Анафора — повторение начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Например: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.\n\nЭпифора — повторение конечных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Например: не просто чисто,\nа безупречно чисто.\n\nИнверсия — перестановка слов или словосочетаний (как явление грамматики или как стилистический приём), нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний. Например: Мария в Москве живет\n\nАнтитеза — стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, образов. Пример: ты румян, я бледен.\n\nГрадация — Это стилистический прием заключается в нарастании смысловой значимости слов или выражений или реже — в убывании.\nПример: Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить.\n\nПарцелляция — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова\nНапример: Горы близко.\nИ снег на них. Мы время проведем. Зимой\n\nСинтаксический параллелизм - языковое явление, заключающееся в одинаковом или сходном порядке синтаксических конструкций.\nНапример: око зрит — невидимую даль\nсердце зрит — невидимую связь\n\nРиторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается. Например: я к вам пишу, чего же боле?\n\nРиторическое восклицание — предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Например: какой прекрасный день!"},{"term":"Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм).","def":"Речевая избыточность – это лексическая ошибка, суть которой состоит в повторной передаче основной мысли словосочетания или целого предложения.\n\nТавтология — повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла. Например: опустить вниз, сходить пешком\nПлеоназм — оборот речи, в котором излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению. Например: своя автобиография, свободная вакансия"},{"term":"Особенности употребления фразеологизмов и крылатых слов","def":"Фразеологизмы и крылатые слова являются устойчивыми выражениями, которые не всегда могут быть поняты буквально. Они имеют свой собственный смысл и употребляются в определенных контекстах.\nОсобенности:\n1)Они могут использоваться для передачи сложных идей или эмоций в краткой форме.\n\n2)Фразеологизмы и крылатые слова часто употребляются в литературном стиле, речи и письме для создания эффекта или подчеркивания определенной мысли.\n\n3)Важно учитывать контекст при использовании фразеологизмов и крылатых слов, чтобы избежать недопонимания или неправильного их толкования.\n"},{"term":"Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бесуффиксальный, сложение, переход из одной части в другую.","def":"1 Приставочный способ — образование нового слова путём присоединения к производящей основе приставки.\n2 Суффиксальный способ — образование нового слова путём присоединения к производящей основе суффикса.\n3 Приставочно-суффиксальный способ — образование нового слова путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса.\n4 Бессуффиксный способ — образование нового слова путём присоединения к производящей основе нулевого суффикса.\n5 Сложение — образование нового слова путём соединения двух производящих основ.\n6 Переход слов из одной части речи в другую — образование нового слова путём грамматического перехода из одной части речи в другую."},{"term":"Правописание приставок. Правописание приставок ПРИ и ПРЕ","def":"Приставка (ПРЕ):\n1)Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).\n2)Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).\nПриставка (ПРИ):\n1)Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).\n2)Добавление, присоединение: приделать, прикупить.\n3)Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);\n4)Завершенное действие: приготовил, примирил.\n5)Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;\n"},{"term":"Употребление разделительных ъ и ь. Буквы ы — и после приставок","def":"что разделительный Ъ пишется:\n• после приставок, оканчивающихся на согласную букву, и только перед гласными Е, Ё, Ю, Я: подъезд, изъять; в сложных словах после двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный.\nРазделительный Ь пишется:\n• в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: соловьи, вьюга, бьёт; перед О в иноязычных словах: бульон, медальон, почтальон.\n"},{"term":"Корни с чередованием, правописание которых зависит от ударения или значения: гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-, равн-/ровн-, мак-/моч- .","def":"1 Корни -гар-/-гор-. Под ударением: -га́р- (га́рь, зага́р). Без ударения: -гор- (угоре́ть, подгоре́лый).\n2 Корни -зор-/-зар-. Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: за́рево, зо́ри. Без ударения: -зар- (зарни́ца, озаря́ть).\n3 Корни -клан-/-клон-. Под ударением гласную выбираем в соответствии с произношением: кл а́ няться, покл о́ н. Без ударения — о: покл о ни́лся.\n4 Корни -твар-/-твор-. Под ударением пишется та же гласная, что и произносится: тв о́ рчество, тв а́ рь. Без ударения — о: сотв о ри́ть, тв о ри́тельный падеж.\n5 равн- пишем, если есть значение «равный, одинаковый, наравне» (уравнение);\n-ровн- — при значении «прямой, ровный, гладкий» (выровненная поверхность).\nПримеры: подравнять зарплаты двух специалистов (сделать равными) — подровнять волосы (сделать ровным).\n6 При чередовании -мак-/-мок- :\n—мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила, макание;\n—мок- — при значении «пропускать жидкость»: намокнуть под дождем, промокну́ть написанное, непромокаемый плащ.\n"},{"term":"Корни с чередованием, правописание которых зависит от конечной буквы корня или суффикса А: скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос- ; а (я)/ им, а (я)/ин; кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.","def":"1 От согласных написание безударных гласных зависит также в корнях -скак-/-скоч-.\nПеред к пишется а: поскака́ть. Перед ч — о: подскочи́ть.\nИсключения: скачо́к, скачу́.\n2 корни -рос-/-раст-/-ращ-.\nПишем «о», если на конце «с»: рос (водоросли, недоросль, заросли).\nИсключение: отрасль\nПишем «а», если на конце «ст» или «щ»: ращ (ращу, выращенный, наращение); раст (вырастить, растительность, дикорастущий).\n\n3 а(я) и им, а(я) и ин.\nВ этих корнях части ИМ и ИН пишутся при наличии суффикса -а-. Если его нет, соответственно, пишем -а- или -я-: сжать — сжимать, обнять — обнимать, начать — начинать.\nВ производных формах -им- сохраняется, даже если дальше нет суффикса -а-, к примеру: сниму, сними, подниму, подними и т. д.\n4 в корнях -кас-/-кос-.\n\n\nБез суффикса -а- пишем -кос- : прикоснуться, коснувшийся.\nПеред суффиксом -а- будет -кас- : прикасаться, касательная.\n5 Корни -бер-/-бир-, -мер-/-мир- и пр:\nПеред суффиксом -а- пишем «и»: замирать, блистать, сжигать, запирать, стирать, вычитать, расстилать.\nЕсли суффикса -а- нет, следовательно, пишем «е»: беру, деру, выжегший, блестеть, вычет, расстелить.\nИсключения: сочетать, сочетание."},{"term":"Правописание Н и НН в именах существительных, в именах прилагательных, наречиях.","def":"Имена существительные:\nН\nОдна -н- пишется, если имя существительное образовано от основы имени прилагательного с одним -н-: юность, пряность и др.\nНН\n• если корень имени существительного оканчивается на -н-, а суффикс начинается с -н: бесприданница, бессонница и др.\n• если имя существительное образовано от имени прилагательного или причастия, которые имеют в своем составе двойной согласный: торжественность, обыденность и др.\n2 В наречиях пишется столько же -н-, сколько их пишется в слове, от которого они образованы. Например, от слова нечаянный образуется наречие нечаянно, от слова ветреный – наречие ветрено.\n\n3 Одна Н пишется в прилагательных в суффиксах которых есть -ан-, -ян-, -ин-. Исключения - оловянный, деревянный, стеклянный.\nДве НН пишется в словах с суффиксами -онн-, -енн - (исключение: ветреный), а также в прилагательных, образованных от суффикса -н - и существительных оканчивающихся на - н-, например: цена - ценный груз."},{"term":"Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.","def":"1. Посмотрите, есть ли в слове суффикс -ОВА- или -ЕВА-\n\nесли такой суффикс есть пишется НН:\nбалованный\nрискованный\n\n2. Посмотрите, есть ли в слове приставка (кроме приставок не- и полу-).\n\nесли приставка есть пишите НН:\nжёванный\nкованный\n\n3. Посмотрите, есть ли у слова зависимые слова, то есть те слова, к которым можно задать вопросы, например:\n\n\"жаренная поваром во фритюре рыба\"\n\nесли зависимые слова есть пишется НН\n"},{"term":"Суффиксы действительных и страдательных причастий.\n","def":"Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -УЩ-, -ЮШ-,и суффиксов -АЩ-, -ЯЩ-:\n\nбегущий,бегающий\nлежащий,стоящий\n\nСтрадательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ЕМ- (-ОМ-),если причастие является формой глагола 1 спряжения:\n\nуважаемый,ведомый\n\nи при помощи суффикса -им-, если причастие является формой глагола 2 спряжения:\n\nвидимый,хранимый\n\nДействительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени (инфинитива) глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -ВШ-:\n\nлелеявший,дышавшийи и суффикса -Ш-:\n\nнесший,увязший\n\nСтрадательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов \n\n-Н- — от глаголов на -АТЬ, -ЯТЬи -ЕТЬ: прочита-нн-ый; \n\n-ЕН- — от основ на согласный и -ИТЬ: унес-ённ-ый, постро-енн-ый;\n"},{"term":"Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в окончаниях глаголов","def":"Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.\n\nСпрягаются глаголы в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.\n\nЧтобы определить спряжение глагола нужно посмотреть на его окончание в 3-ем лице мн.ч.:\n\nесли оно ударное, то определяем спряжение по нему: I спряжение – -УТ/ -ЮТ,\nII спряжение – -АТ / -ЯТ.\nесли оно безударное, то определяем спряжение по инфинитиву и помним про исключения.\nКо II спряжению относят:\n\nВсе глаголы на -ИТЬ (любить, чертить, говорить), кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.\n! КлеИть, мучИть.\n\nГлаголы-исключения:\n7 глаголов на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.\n4 глагола на -АТЬ: гнать, дышать, держать, слышать.\nВ окончании глаголов II спряжения пишутся буквы: И, А, Я.\n\nЗапомнить это можно при помощи слова-подсказки – ИНАЯ.\n\nК I спряжению относят:\n\nВсе остальные глаголы с любыми гласными на конце, кроме глаголов на -ИТЬ (ждать, лететь, забыть и т.д.)"},{"term":"Морфологические нормы существительных. Правописание гласных в окончаниях множественного числа и в форме родительного падежа. Род несклоняемых существительных.\n","def":"Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль\n\nНеодушевлённые существительные порой с течением времени меняют род, что может привести\nк возникновению равноправных вариантов: банкнот и банкнота.\n\nБольшинство неодушевлённых несклоняемых нарицательных существительных относится к среднему роду,но в некоторых случаях соотносится с родовым понятием или старой формой: седьмая авеню (улица).\n\nРод существительных, называющих лиц, зависит от пола: очаровательная мисс, лондонский денди.\n\nНесклоняемые названия животных и птиц обычно относятся к мужскому роду, но нужно принимать во внимание контекст: быстроногий эму, забавный какаду.\n\nРод несклоняемых имён собственных определяется по родовому понятию: полноводная Лимпопо (река), живописный Сан-Бартоломео (остров).\n\n\nРод сложносоставных слов обычно определяется по слову, которое выражает более общее понятие (красивая бабочка-адмирал) или по первой части (удобное кресло-кровать).\n\nИменительный падеж множественного числа\nСреди существительных мужского рода второго склонения наиболее распространены окончания \n-ы/-и и -а/-я: компьютеры, полисы, поезда, профессора. При выборе окончания нужно учитывать следующие факторы:\n\nа) окончания -а/-я имеют существительные, обозначающие парные понятия: глаза, бока, рога;\n\nб) слова, состоящие из одного слога, как правило, имеют окончание -ы/-и (торты, шумы), но есть исключения (дома, сорта);\n\nв) слова, состоящие из двух слогов с ударением на первом, как правило, имеют окончание -а/-я: катер — катера, сторож — сторожа; если ударение падает на второй слог, то во множественном числе обычно окончание -ы/-и: арбуз — арбузы;\n\n\nСуществительные среднего рода обычно во множественном числе имеют окончание -а/-я (блюдце — блюдца, окно — окна), значительно реже -ы/-и (плечо — плечи).\n\nРодительный падеж множественного числа\nВ большинстве случаев действует такая закономерность: если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание.\n\nВ родительном падеже единственного числа существительных мужского рода два варианта окончания:\n-а/-я и -у/-я: много народа — много народу, чашка чая — чашка чаю.\n"},{"term":"Основные нормы употребления имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. ","def":"равнительная степень прилагательного обозначает большее или меньшее проявление признака в том или ином предмете. Например:\n\nЭто пирожное слаще торта.\n\nСравнительная степень бывает простая и составная.\n\nПростая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов –ее-(-ей-), -е-, -ше-/-же.\n\nКрасивый – красивее\n\nМудрый – мудрее\n\nПрилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложениях они могут выполнять функции сказуемого и определения. Например:\n\nЭтот город красивее нашего родного.\n\n\nПревосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку:\n\nЭверест – самая высокая вершина в мире.\n\nПрилагательные в форме простой превосходной степени сравнения могут изменяться по родам, числам и падежам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми.\n\nЭверест – высочайшая вершина в мире.\n\nСоставная превосходная степень прилагательных может быть образована двумя способами:\n\n1. Прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее:\n\nУмный – самый умный\n\n2. К форме простой сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если это сравнение с неживыми предметами:\n\nЭтот дом выше всего в округе.\n\nПревосходная степень сравнения имен прилагательных не может быть образована сразу и простым, и составным способом.\n\nФормы типа «наиболее глубочайший» являются ошибочными.\n\n"},{"term":"Склонение целых числительных. Как склоняются слова: полтора, полторы, полтораста.","def":"Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает отвлеченные числа и количество предметов.\n\nКоличественные и порядковые числительные\nКоличественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и могут выражать:\n\nколичество предметов (три ручки, два друга, десять кустов);\n\nотвлеченное число (два, пятнадцать, полтораста, двести).\n\nПорядковые числительные отвечают на вопрос «который?» и обозначают порядок предметов при счёте: первый, двадцатый, сотый.\n\nЦелые количественные числительные обозначают целые числа и количество целых в единице:\n\nчетыре стула, семь вилок. \n\nДробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество:\n\nодна пятая пирога.\n\nСобирательные количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и включают девять слов:\n\nдвое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. \n\nИменительный падеж\n\nполтораста\n\nРодительный падеж\n\nполутораста\n\nДательный падеж\n\nполутораста\n\nВинительный падеж\n\nполтораста\n\nТворительный падеж\n\nполутораста\n\nПредложный падеж\n\nполутораста"},{"term":"Собирательные числительные. Склонение собирательных числительных. Как склоняются слова: оба, обе.\n","def":"Собирательные числительные обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое товарищей, трое исследователей, четверо котят, пятеро суток, шестеро брюк.\n\nИм. п.\n\nоба друга\n\nобе девочки\n\nРод. п.\n\nобоих друзей\n\nобеих девочек\n\nДат. п.\n\nобоим друзьям\n\nобеим девочкам\n\nВин. п\n\nобоих друзей\n\nобеих девочек\n\nТв. п.\n\nобоими друзьями\n\nобеими девочками\n\nПред. п.\n\nоб обоих друзьях\n\nоб обеих девочках"},{"term":"Слитное и раздельное правописание слов с НЕ и НИ.","def":"Слитное написание слов с приставкой \"не\" и \"нн\" используется, если это обособленная часть слова и не вызывает затруднений в произношении. Например: ненависть, непонятный.\nРаздельное написание слов с приставкой \"не\" и \"нн\" применяется, если приставка \"не\" является отдельным словом или если она образует новое слово с другой частью речи. Например: не нравится, не надо, не надеяться."},{"term":"Дефисное написание слов разных частей речи.","def":"Через дефис пишутся следующие слова разных частей речи:\n\n• Существительные:\n\n• состоящие из двух самостоятельных слов: летчик-космонавт, кресло-кровать, летчик-испытатель;\n\n• обозначающие промежуточные стороны света: юго-запад, северо-восток;\n• имеющие ПОЛ- и вторую часть, которая начинается с Л, заглавной буквы, гласной: пол-лимона, пол-Киева, пол-арбуза.\n\n\n• Прилагательные:\n\n• образованные сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз И): русско-английский, горько-сладкий;\n\n• образованные от существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (от юго-запад);\n\n• обозначающие цвет или оттенки чувств: ярко-красный, изумлённо-наивный.\n\n• Неопределённые местоимения и наречия:\n\n• с приставкой КОЕ- (если нет предлога): кое-где, кое-что;\n\n• с суффиксами – ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ: как-нибудь, когда-либо, какой-то.\n\n• Наречия, образованные:\n\nот прилагательных и местоимений с помощью приставки ПО- и суффиксов – ОМУ, - ЕМУ, - И: по-моему, по-братски, по-доброму\n\n• от числительных с помощью приставки ВО- (В-) и суффикса – ЫХ (-ИХ): во-первых, во-вторых;\n\n• сложением однокоренных или близких по смыслу слов: точь-в-точь, крест-накрест.\n\n• Частицы: -ТО, -КА, -ТАКИ: всё-таки, наш-то.\n\n• Предлоги: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО-ЗА (всегда через дефис): из-за леса, по-над горой, из-под дома."},{"term":"Правописание союзов и омонимичных частей речи.","def":"Правописание союзов и омонимичных частей речи важно для правильного понимания текста. Ниже приведены примеры правописания союзов и омонимов:\n\n1. \"Я пошел в магазин, а ты остался дома.\" (союз \"а\" соединяет два противоположных действия)\n2. \"Мы видели много звезд, как на небе, так и на земле.\" (союз \"так\" указывает на соответствие)\n3. \"Я не знаю, что делать, потому что слишком устал.\" (союз \"потому что\" указывает на причину)"},{"term":"Предлоги. Производные и непроизводные предлоги и их правописание.","def":"Производные предлоги — это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.\n\nа) от существительных отыменные предлоги:\nв продолжение дня;\nв течение беседы;\nб) от наречные предлоги\nсидеть вблизи камина;\nпройти мимо дома;\nв) отглагольные предлоги\nблагодаря влаге;\nнесмотря на шум;\n\nНепроизводные предлоги — это служебные слова, которые не образованы от других частей речи.\nбез, для, до, за, от, к, над, перед, при, с, у, по, под\nпримеры:\nзайду в понедельник;\nвыполню к среде;\nоставим до вечера;\nне прийти из-за болезни;\nпорвал от гнева;"},{"term":"Местоимение. Разряды местоимений","def":"Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.\n\n• Возвратное: себя.\n\n• Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их.\n\n• Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.).\n\n• Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.).\n\n• Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько.\n\n• Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения.\n\n• Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.\n\n• Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь."},{"term":"Частица. Разряды частиц","def":"По значению и по функции частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные. Формообразующие частицы служат для образования форм глагола (условное и повелительное наклонения). Отрицательные частицы выражают отрицание. К данному разряду частиц относят только две частицы: не и ни. Модальные частицы вносят смысловые оттенки.\nПримеры частиц: только, даже, же, именно, вот, всё-таки, -таки, неужели, будто, ведь, не, бы, давай."},{"term":"Омонимия частей речи (категория состояния/прилагательное/наречие; союзы/местоимения с частицами; предлоги /другие части речи). Способы определения частей речи в контексте","def":"Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи (Какой? Чей?, Каков? и их производные\nНаречие в предложении может быть только обстоятельством. Он посмотрел на меня (как?) весело. Меня встретили холодно.\nА категория состояния — только сказуемым в безличном предложении. Вокруг было весело. По утрам уже холодно."},{"term":"Речь как деятельность. Виды речевой деятельности.","def":"Речевая деятельность — это процесс, который подразумевает использование языка для коммуникации в обществе. Существует несколько видов речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование (слушание) и письмо.\n\nПримеры:\n* Студент на лекции: Слушает преподавателя (слушание), записывает конспект (письмо).\n* Друзья общаются в кафе: Ведут диалог (говорение, слушание).\n* Писатель создает роман: Пишет текст (письмо)."},{"term":"Текст, его основные признаки. Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.","def":"Текст — это высказывание, которое состоит из двух и более предложений. Ключевые признаки текста: предложения связаны по смыслу и грамматически; предложения объединены общей темой; предложения расположены последовательно и логично; в тексте можно выделить главную мысль.\nМежду предложениями в тексте могут устанавливаться различные логико-смысловые отношения:\n• причинно-следственные отношения;\n• противопоставительные отношения;\n• сопоставительные отношения"},{"term":"Художественный стиль речи. Цели и функция стиля, сфера употребления, жанровое своеобразия, особенности и языковые средства.","def":"Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений. Художественный стиль речи употребляется в сфере словесно-художественного творчества. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей. Жанры художественного стиля: поэтический (прозаический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон; лирический (поэтический): стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия; драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.\nХудожественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:\n• тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;\n• фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;\nПримеры:\n* \"Мороз и солнце; день чудесный!\" (А.С. Пушкин): Метафора, эпитет, инверсия.\n* \"Уж небо осенью дышало...\" (А.С. Пушкин): Олицетворение."},{"term":"Научный стиль речи. Цели и функция стиля, сфера употребления, жанровое своеобразия, особенности и языковые средства.","def":"Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Его главная функция – не только передать логическую информацию, но и доказать ее истинность, новизну, ценность.\nВажнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания. Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.\nМожно выделить следующие жанры научной прозы: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции или симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т.\n\nПримеры:\n* \"Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии хлорофилла.\"\n* \"Результаты исследования свидетельствуют о том, что...\"\n* \"С одной стороны..., с другой стороны...\""},{"term":"Официально-деловой стиль речи. Цели и функция стиля, сфера употребления, жанровое своеобразия, особенности и языковые средства.","def":"Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, распоряжений, характеристик, протоколов, расписок и справок. К жанровым разновидностям официально-делового стиля относятся устав, закон, приказ, распоряжение, договор, инструкция, жалоба, рецепт, заявление, докладная записка, доверенность, различные виды деловых писем, а также множество деловых жанров\n\nПример:\nДоговор купли-продажи квартиры"},{"term":"Публицистический стиль речи. Цели и функция стиля, сфера употребления, жанровое своеобразия, особенности и языковые средства","def":"Публицистический стиль речи – это разновидность стиля, характеризующаяся целью информирования, убеждения, воздействия на аудиторию. Основная функция публицистического стиля – это передача общественно значимой информации, комментарии к событиям, анализ проблем, формирование общественного мнения.\nСфера употребления публицистического стиля весьма широка: это могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-ресурсы, политические и общественные мероприятия, речи и заявления общественных деятелей и политиков.\n\nЖанровое разнообразие публицистического стиля включает в себя такие формы как статья, эссе, репортаж, рецензия, интервью, публичная речь, комментарий, колонка и другие."}]