КП вопросы 1-10
Термины из этой сессии:
Вы всё выучили. Повторите термины или двигайтесь дальше.
Перетаскивайте соответствующие элементы друг на друга, и они будут исчезать с экрана.
Ваше время: 2 минуты.
[{"term":" 1.Понятие конституционного права. ","def":" ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина, федеративное устройство, принцип организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления."},{"term":"Предмет конституционного права.","def":"Предмет КП – общественные отношения, которые определяют: \n\n•\tОсновы конституционного строя (основные принципы устройства государства и общества; механизм реализации власти народа; основы социальной политики, экономической и политической системы) \n\n•\tОсновы правового статуса личности (права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод, гражданство) \n\n•\tФедеративное устройство (статус и компетенция РФ, государственные символы и тд.) \n\n•\tОсновные принципы организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления (порядок выбора президента, его компетенция, акты, порядок отрешения от должности, механизм формирования прав парламента, полномочия законов, порядок формирования правительства и тд.)"},{"term":"Методы правового регулирования, используемые в конституционном праве","def":"Метод правового регулирования – приёмы, способы и средства, с помощью которых право воздействует на общественные отношения и их участников. В нашей конституционном праве доминирует императивный метод – это метод властного предписания, основанный на запрете, подчинении и ответственности. \n\n1. Императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности); \n\n2. Диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении). \n\nВ свою очередь они подразделяются на способы воздействия: \n\n1. дозволение— применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов и субъектов Федерации (каждый имеет право на пользование родным языком); \n\n2. обязывание— применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством (каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры); \n\n3. запрещение— применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства (цензура запрещается; принудительный труд запрещен). "},{"term":"Конституционно правовые нормы и отношения: понятие, особенности, классификация","def":"КП нормы – общеобязательные правила поведения, установленные государством, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет КП. \n\nОсобенности КП: \n\n•\tУчредительный характер \n\n•\tОсновополагающая для всех других отраслей права \n\n•\tИмеют специфическую структуру (в них отсутствуют санкции, а иногда и гипотеза) \n\n•\tИмеют специфический характер субъектов \n\nКлассификация \n\nПо содержанию (объекту регулирования): \n\n•\tнормы, регулирующие основы конституционного строя \n\n•\tрегулирующие правовой статус личности \n\n•\tопределяющие федеративное устройство РФ \n\n•\tрегулирующие порядок осуществления народовластия \n\n•\tустанавливающие основы организации гос власти \n\n•\tзакрепляющие основы организации местного самоуправления \n\n•\tопределяющие статус Конституции РФ, порядок её пересмотра и внесения поправок \n\nПо функциям, которые выполняют правовые нормы: \n\n•\t регулятивные \n\n•\t охранительные нормы \n\n•\t коллизионные нормы \n\n•\t общие нормы \n\n•\t оперативные нормы \n\nПо характеру прав и обязанностей: \n\n•\tУправомочивающие нормы \n\n•\tОбязывающие \n\n•\tЗапрещающие \n\n•\tСтимулирующие \n\nПо степени определённости предписаний: \n\n•\tИмперативные \n\n•\tДиспозитивные \n\n•\tАльтернативные \n\nПо территории действия: \n\n•\tНормы, действующие на территории двух или более государств \n\n•\tНа территории всей РФ \n\n•\tНа территории двух и более субъектов РФ \n\n•\tНа территории субъекта РФ \n\n•\tВ пределах муниципального образования \n\n•\tЛокальные нормы \n\nПо юридической силе: \n\n•\t Нормы Конституции РФ \n\n•\tНормы законов \n\n•\tНормы подзаконных актов \n\nПо назначению в механизме правового регулирования: \n\n•\tМатериальные нормы \n\n•\tПроцессуальные нормы \n\nПо времени действия: \n\n•\tНормы, действующие в течение неопределённого срока \n\n•\tНормы, имеющие ограниченный срок действия \n\nКП отношения – разновидность правовых отношений, то есть отношений, урегулированных нормами права, в которые вступают субъекты, реализуя свои права и обязанности. \n\nОсобенности: 1) имеют своё собственное содержание; 2) специфика объекта и особый субъектный состав; 3) большое разнообразие и обилие общих правоотношений; 4) играют ведущую роль по отношению ко всем иным правоотношениям. \n\nСтруктура: \n\nСубъекты – участники, которые в конкретном отношении отвечают за свои права. \n\nОбъекты – то, на что направлены отношения участника. \n\nСодержание: юридическое – субъективные права и обязанности; фактическое – фактическое поведение субъектов"},{"term":"Источники конституционного права как отрасли права: понятие, особенности, классификация.","def":"Источники КП – действующие нормативно-правовые акты и договоры, которые содержат правовые нормы. \n\nОсобенности: множественность форм выражения; иерархическая соподчинённость; приоритет Конституции РФ, как основного источника отрасли конституционного права, над нормами международного права; непосредственная связь с организацией и функционированием государственной власти; количественное преобладание законов над подзаконными актами. \n\nВиды: Конституция РФ, законы о поправке Конституции, федеральные конституционные законы. "},{"term":"Конституционно-правовая ответственность как особый вид юридической ответственности.","def":"Конституционно-правовая ответственность – особый вид юридической ответственности, заключающийся в применении к лицу, виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм или их ненадлежащем исполнении, мер воздействия, предусмотренных санкцией конституционно-правовой нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. \n\nПризнаки: \n\n•\tЯвляется мерой государственного принуждения \n\n•\tОснована на юридическом и общественном осуждении правонарушения \n\n•\tЗаключается в установлении для правонарушителя отрицательных последствий \n\nОсобенности: \n\n•\tПредусматривается нормами кп \n\n•\tНосит морально-политический характер \n\n•\tНе применяется к обычным гражданам \n\n•\tНе имеет ни материального, ни репрессивного характера \n\n•\tИмеет не только карательную, но и правовосстановительную функцию, а иногда и превентивную \n\nИмеет два основания: \n\n•\tНормативное \n\n•\tфактическое \n\nСуществуют несколько способов привлечения к конституционно-правовой ответственности: судебный порядок; принятие решений несудебным государственным органом; привлечение к ответственности путём использования форм непосредственной демократии. "},{"term":"Понятие и элементы правовой охраны Конституции Российской Федерации. ","def":"Охрана конституции — это организация и деятельность специального органа, призванного в установленных законом формах и процедурах осуществлять конституционный контроль (надзор) за соответствием конституции прежде всего действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. \n\nЗадачей правовой охраны Конституции является обеспечение неизменности и стабильности основ конституционного строя и верховенства Конституции как основного закона государства. \n\nВ правовой охране Конституции принимают участие все органы государственной власти. Президент Российской Федерации выступает как ее гарант. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеральное Собрание принимает законы, направленные на исполнение Конституции, заслушивает ежегодные отчеты Правительства об исполнении законодательства и соблюдении конституционных норм в России, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции всеми субъектами правоотношений. Правительство осуществляет контроль за соблюдением Конституции и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов."},{"term":"Конституционный контроль: понятие и виды.","def":"Конституционный контроль — это такая проверка соответствия конституции действий органов государственной и общественной власти, при которой орган такого контроля имеет право сам отменять неконституционные действия подконтрольного органа. \n\nКонституционный контроль может быть предварительным и последующим. Также различают: абстрактный (т.е. не связанный с конкретным делом) и конкретный конституционный контроль; обязательный и факультативный (т.е. осуществляемый только по инициативе управомоченного субъекта); решающий (или постановляющий) и консультативный (т.е. при не обязательности решения для подконтрольного органа); материальный (т.е. связанный с проверкой содержания акта) и формальный (т.е. связанный с проверкой компетентности органа, издавшего соответствующий акт, формы этого акта и процедуры его принятия); полный и частичный (т.е. распространяющийся не на всю, а лишь на определенную сферу отношений, урегулированных конституцией); внешний и внутренний (т.е. осуществляемый не иным, а самим органом, принявшим соответствующий акт) конституционный контроль. "},{"term":"Органы конституционного контроля и их компетенция","def":"Объектами конституционного контроля являются прежде всего все нормативные правовые акты, стоящие по своей юридической силе ниже конституции. \n\nВ Российской Федерации конституционный контроль осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации и судами, включая конституционные и уставные суды субъектов Федерации. В настоящее время лишь в 16 регионах функционируют конституционные и уставные суды, Краснодарский край в их число не входит. \n\nКонституционный контроль могут осуществлять различные субъекты (органы). Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. \n\nПрезидент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции РФ нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции. \n\nКонституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению. "},{"term":" Понятие конституционного строя и его основ, их конституционно-правовое закрепление. ","def":"Конституционный строй - это система норм, регламентирующих основы устройства государства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, а также подчинение их праву. \n\nОсновной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция. \n\nВ основе конституционного строя Российской Федерации, согласно гл. 1 Конституции, лежат следующие принципы: \n\n1) правовое государство; 2) республиканская форма правления;3) демократизм; 4) федерализм: 5) признание прав и свобод человека высшей ценностью; 6) народный суверенитет; 7) социальное государство; 8) свобода экономической деятельности; 9) равная защита форм собственности; 10) разделение властей; 11) гарантированность местного самоуправления;12) идеологический и политический плюрализм; 13) светское государство. "},{"term":"онституционные характеристики России как суверенного, федеративного, демократического, правового, социального, светского государства","def":"Необходимым условием для существования любого государства является суверенитет, который подразумевает верховенство и независимость государственной власти во внешней политике и внутренних делах, соблюдая при этом законность и общепризнанные нормы международного права. Носителем суверенитета и источником государственной власти в России является ее многонациональный народ, осуществяющий государственную власть через представительные органы. Суверенитетом обладает Российская Федерация в целом, но не ее субъекты. \n\n•\tРФ как федеративное государство, характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой федеральной конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти, единой кредитно-денежной системой, едиными вооруженными силами, единой официальной государственной символикой. \n\n•\tРоссийская Федерации является демократическим государством: проходят свободные конкурентные выборы; существуют политические партии, представляющие интересы разных социальных групп; распространены разные политические идеологии (консерватизм, либерализм, коммунизм). \n\n•\tРоссия, в соответвии с Конституцией (статья 1) является правовым государством . Это означает что деятельность государства подчинена нормам права. Государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. \n\n•\tРоссийская Федерация является социальным государством. Это означает, что основной задачей социальной политики является обеспечение достойного уровня жизни каждого гражданина и создание справедливых и равных условий для свободного развития лличности. Это достигается путем исполнения государством рядом функций, которые называются направлениями социальной политики: охрана труда и здоровья людей (право на безопасный труд и отдых), закрепеление минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства и детсва, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, охрана здоровья и медицинская помощь . \n\n•\t(Статья 14 Конституции Рф )Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом"},{"term":"Конституционные основы народовластия и механизм его осуществления. ","def":"Глава 6. Конституционные основы народовластия в Российской федерации. \n\nТакая власть конституируется суверенной волей народа, как правило, в ходе референдума, и приобретает политико-правовой характер. Народ сам определяет организационно-правовые формы реализации своей власти, а также органы, осуществляющие от его имени власть. \n\nВажная роль в реализации народовластия принадлежит политическим партиям, общественным организациям и движениям. Граждане, участвуя в их деятельности, получают возможность активно влиять на формирование основ общественной и государственной жизни, вырабатывать рекомендации органам государственной власти по решению конкретных проблем общества. К механизму народовластия относятся также средства свободной массовой информации, играющие важную роль в формировании общественного мнения, делающие достоянием общества общезначимые цели, задачи и принципы его функционирования и развития. "},{"term":"Референдум и его выборы как формы прямой демократии.","def":"Референдум – голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др. \n\nРеферендум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. \n\nНа референдум не могут выноситься вопросы изменения статуса субъекта РФ, принятия чрезвычайных мер безопасности, амнистии и помилования и др. \n\nПринятое на референдуме решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. \n\nРеферендум в нашей стране наряду со свободными выборами представляет собой форму непосредственного выражения воли народа. \n\nЧем активнее и сознательнее участвует в выборах и референдумах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем успешнее ее развитие. "},{"term":"Основы правового положения личности: понятие , элементы конституционно-правовое закрепление. ","def":"статья 64 Конституции РФ глава 2 \n\nПравовой статус личности представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей личности, которые признаются и гарантируются со стороны государства. \n\nВ структуру правового статуса личности входят следующие элементы: права, свободы, законные интересы и обязанности, гражданство, правосубъектность, гарантии и правовые принципы. "},{"term":" Принципы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации. ","def":"К конституционным принципам правового статуса личности относятся: \n\n1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина \n\n2) принцип принадлежности человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемости \n\n3) принцип равенства \n\n4) принцип гарантированности прав и свобод \n\n5) принцип единства прав и обязанностей \n\n6) принцип сочетания интересов лица с интересами других лиц, общества и государства \n\n7) принцип необходимости ограничений прав и свобод "},{"term":"Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.","def":"Основной принцип определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в статье 62 Конституции РФ. В соответствии с ним, они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ. Таким законом явл. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ \"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации\" \n\nИностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут пребывать на ней законно и незаконно. \n\nЛица прибывающие незаконно, обладают всеми конституционными правами личности, но не обладают всеми конституционными правами и свободами личности, установленные для легально находящихся иностранных граждан, такие как, получение образования, трудовая и предпринимательская деятельность. Нелегально находящийся на территории человек должен покинуть страну или быть депортирован. \n\nЛица пребывающие на территории РФ законно, делятся по сроку пребывания: \n\nВременно пребывающие граждане (визы, миграционные карты) \n\nВременно проживающие (вид на жительство"},{"term":"Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей.","def":"Конституционные права и свободы – это закреплённые в конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными ему социальными благами, как в личных, так и в общественных интересах. \n\nЯвляются обязательными условиями существования основ конституционного строя страны и их соблюдение и защита является важнейшей обязанностью государства. \n\nПризнаки: \n\n•\tНеотчуждаемость (принадлежность каждому человеку) \n\n•\tФундаментальный характер \n\n•\tВсеобщий характер \n\nКлассификация: \n\nВо второй главе Конституции. \n\n1.\tЛичные права и свободы: \n\n•\tПраво на жизнь \n\n•\tНа достоинство личности \n\n•\tПраво на свободу и личную неприкосновенность \n\n•\tНа неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени \n\n•\tНа тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений \n\n•\tПраво человека на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы \n\n•\tПраво на неприкосновенность жилища \n\n•\tПраво на определение и указание национальной принадлежности и отказ от определения и указания национальной принадлежности \n\n•\tПраво пользования родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества \n\n•\tПраво на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, а также свободные выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в неё \n\n•\tСвобода совести \n\n2.\tПолитические права и свободы: \n\n•\tСвобода мысли и слова \n\n•\tПраво на информацию и свобода информации \n\n•\tПраво на объединение \n\n•\tСвобода собраний \n\n•\tПраво на участие в управлении делами государства \n\n•\tПраво на обращение \n\n3.\tЭкономические, социальные и культурные: \n\n•\tСвобода экономической деятельности \n\n•\tПраво частной собственности \n\n•\tПраво на труд и отдых \n\n•\tПраво на охрану семьи, материнства и детства \n\n•\tПраво на социальное обеспечение и социальную защиту \n\n•\tПраво на жилище \n\n•\tПраво на охрану здоровья \n\n•\tПраво на благоприятную окружающую среду \n\n•\tПраво на образование \n\n•\tПраво на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям \n\n•\tСвобода творчества \n\nОбязанности: \n\n1.\tОбязанность соблюдать Конституцию РФ и законы \n\n2.\tПлатить установленные налоги и сборы \n\n3.\tСохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам \n\n4.\tЗащищать Отечество \n\n5.\tУважение прав и свобод других лиц \n\n6.\tЗабота о детях и нетрудоспособных родителях \n\n7.\tПолучение основного общего образования "},{"term":" Классификация прав, свобод и обязанностей.","def":"Личные права и свободы: \n\n•\tПраво на жизнь \n\n•\tНа достоинство личности \n\n•\tПраво на свободу и личную неприкосновенность \n\n•\tНа неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени \n\n•\tНа тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений \n\n•\tПраво человека на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы \n\n•\tПраво на неприкосновенность жилища \n\n•\tПраво на определение и указание национальной принадлежности и отказ от определения и указания национальной принадлежности \n\n•\tПраво пользования родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества \n\n•\tПраво на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, а также свободные выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в неё \n\n•\tСвобода совести \n\n2.\tПолитические права и свободы: \n\n•\tСвобода мысли и слова \n\n•\tПраво на информацию и свобода информации \n\n•\tПраво на объединение \n\n•\tСвобода собраний \n\n•\tПраво на участие в управлении делами государства \n\n•\tПраво на обращение \n\n3.\tЭкономические, социальные и культурные: \n\n•\tСвобода экономической деятельности \n\n•\tПраво частной собственности \n\n•\tПраво на труд и отдых \n\n•\tПраво на охрану семьи, материнства и детства \n\n•\tПраво на социальное обеспечение и социальную защиту \n\n•\tПраво на жилище \n\n•\tПраво на охрану здоровья \n\n•\tПраво на благоприятную окружающую среду \n\n•\tПраво на образование \n\n•\tПраво на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям \n\n•\tСвобода творчества \n\n4.\tОбязанности: \n\n•\tОбязанность соблюдать Конституцию РФ и законы \n\n•\tПлатить установленные налоги и сборы \n\n•\tСохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам \n\n•\tЗащищать Отечество \n\n•\tУважение прав и свобод других лиц \n\n•\tЗабота о детях и нетрудоспособных родителях \n\n•\tПолучение основного общего образования "},{"term":" Гарантии конституционных прав и свобод","def":"Гарантии прав и свобод человека – это правовые средства направленные на охрану прав и свобод. \n\nГарантируется защита прав и свобод государством \n\n•\tСамозащита прав и свобод \n\n•\tСудебная защита прав и свобод \n\n•\tМеждународная защита прав и свобод \n\n•\tВозмещение вреда \n\n•\tНеотменяемость прав и свобод "},{"term":"Институт Уполномоченного по правам человека в РФ и её субъектах. ","def":"Институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует в обеспечении прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи. \n\n-уполномоченные назначается на должность и освобождаетмя от должности Государственной думой \n\n-уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав и совершенствованию законодательства РФ \n\n-уполномоченный при осущетсвлении своих полномочий независим и не подчинен каким либо государственным органам и должностным лицам \n\nУполномоченным может быть: \n\n-гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно прожиивающий на территории РФ, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты \n\n "}]