Личный кабинет Выйти Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание История России ОГЭ
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Многовариативность общественного развития

Содержание

    Если посмотреть на ход мировой истории, то можно заметить немало общих черт завития обществ. Эпоха родоплеменных отношений, когда люди жили семьями или группами семей, сменилась возникновением государств.

    Государства пережили период феодальной раздробленности, объединившись в централизованные монархии.

    В ряде стран произошел промышленный переворот, колониальные империи распались, и на их осколках образовались десятки независимых государств и обществ.

    Здесь мы можем отчетливо наблюдать сходство исторических процессов, происходивших во многих странах и на разных континентах. Но все ли явления можно привести под общий знаменатель?

    Каждое историческое событие уникально. Нет стран с одинаковой историей. Феодальная раздробленность на Руси и в Западной Европе заметно отличается. Каждая имеет свою специфику.

    Так или иначе, всегда существуют альтернативные решения схожих проблем. Вспомните историю развития СССР и Китая.

    Обе коммунистические страны столкнулись с экономической стагнацией. Дэн Сяопин провел реформы в Китае и сохранил социалистический строй. СССР в девяностые годы распался и перешел на капиталистический путь развития.

    Законы развития обществ

    Многие исследователи пытались выделить некие общие законы, по которым развивается общество.

    И если в естественных науках выявить основные природные закономерности удавалось, то в случае с обществом все гораздо сложнее.

    Мы уже отмечали нелинейность развития как один из признаков общества. Тем не менее некоторые общие черты отметить нужно.

    Во-первых, закон ускорения истории говорит нам о том, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

    Вы все знакомы с периодизацией, которая делит весь исторический процесс на Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время.

    Период Средневековья охватывает примерно тысячу лет, тогда как Новое время — приблизительно три века.

    Во-вторых, закон неравномерности развития свидетельствует о том, что различные нации развиваются неравномерно.

    Вы можете увидеть, что уровень развития стран Западной Европы несопоставим с уровнем большинства стран Африки и Латинской Америки.

    Таким образом, закон неравномерности развития говорит о том, что есть несколько видов обществ. Типологизация зависит от признака, по которому осуществляется выделение разных обществ.

    Основа классификацииТипы обществ
    Уровень развития по Международному валютному фонду (МВФ)развитые страны (США, Япония, Франция), страны с переходной экономикой (Россия, Китай, Индия), развивающиеся страны (Колумбия, Венесуэла, Лесото)
    Наличие письменностидописьменные (обладали языком, но не имели письменности), письменные (владеют алфавитом и фиксируют слова в материальных знаках)
    Число уровней управления обществомпростые (догосударственные, отсутствуют руководители и подчиненные), сложные (есть социальное разделение)
    Уровень социальных перемещенийзакрытые (практически отсутствует возможность перехода из одной социальной группы в другую), открытые (данный переход допускается)

    В представленной таблице список классификаций обществ не исчерпывающий. В последующих разделах мы подробно остановимся на трех основных подходах к выделению типов обществ.

    Мы рассмотрим цивилизационный, формационный и стадиальный подходы.

    Теория локальных цивилизаций

    Данный подход рассматривает в качестве единицы изучения цивилизацию. Его особенностью является акцент на уникальности развития каждого конкретного общества.

    Цивилизация — это большая общность людей, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые границы, отличается собственным образом жизни, системой ценностей и имеет индивидуальный путь исторического развития.

    Из истории вы прекрасно знаете о Египетской цивилизации с фараонами и культом смерти. Вы изучали великую Китайскую цивилизацию, которая подарила нам порох, бумагу, компас.

    Наверняка слышали о цивилизации майя и их знаменитом календаре. Проанализировав этот ряд, вы увидите, что эти общества совсем не похожи друг на друга.

    Сторонники цивилизационного подхода выделяли некие общие закономерности западных и восточных цивилизаций, хотя и делали акцент на неповторимости каждой отдельной цивилизации.

    Восточные цивилизацииЗападные цивилизации
    Господство общей собственности над частнойФормирование культа частной собственности
    Вера в мудрого правителяРазвитие демократии
    Коллективные интересы выше интересов личностиИндивидуализм, приоритет личности над государством
    Цель человека — нравственное совершенствование, религиозностьЦель человека — получение нового знания

    С одной стороны, цивилизационный подход имеет свои достоинства. Во-первых, он сосредотачивается на изучении реальных обществ. Историки исследуют конкретные народы и их особенности.

    Во-вторых, каждая цивилизация изучается глубоко и всесторонне. В-третьих, в центре исследования стоит деятельность человека.

    С другой стороны, нужно отметить ряд недостатков. В первую очередь, в цивилизационном подходе история не рассматривается как единый процесс.

    Это ведет к тому, что очень сложно выделить закономерности исторического процесса. Более того, преувеличивается изоляция цивилизаций и разрушается целостность истории.

    Таким образом, этот подход полезен нам с точки зрения изучения отдельных обществ, но общие закономерности с его помощью выделить трудно.

    Формационный подход

    Эти закономерности был призван выявить формационный подход, которого придерживался К. Маркс.

    Основная идея состоит в том, что каждое общество (западное или восточное) проходит через универсальные ступени развития.

    В основе лежит формация, характеризующаяся определенным способом производства и формами собственности.

    Общественно-экономическая формация — это определенная ступень развития общества, которая характеризуется собственным способом производства, системой экономических отношений и комплексом политических, идеологических и иных отношений.

    Каждая формация имеет схожую структуру. В ее основе лежит базис, который является фундаментом формации. Этим базисом является экономика.

    С точки зрения К. Маркса, материальные (производственные) отношения первичны по отношению ко всем остальным.

    Над базисом возвышается надстройка. Это вся совокупность политических, идеологических, социальных и иных отношений. Они вторичны по отношению к экономике.

    К. Маркс считал, что без сильного базиса (экономики) развитие всех остальных отношений невозможно.

    ПРИМЕР СХЕМЫ ДЛЯ ВСТАВКИ

    С точки зрения формационного подхода, все страны рано или поздно должны пройти одинаковые ступени исторического развития.

    Первой ступенью был первобытнообщинный строй. В этом строе не было разделения на социальные классы, люди использовали примитивные орудия труда и жили сообща.

    Второй ступенью стал рабовладельческий строй. Здесь уже появилось деление людей на две большие группы.

    Рабы были угнетаемыми, а рабовладельцы — угнетателями. Этот период продлился вплоть до эпохи феодализма.

    Третьей формацией была феодальная. Для нее характерно использование труда бесправных крестьян для обогащения землевладельцев.

    Соответственно, основные противоборствующие классы — это феодалы (дворяне) и крестьяне.

    Четвертой ступенью стала капиталистическая формация. На место угнетателей-феодалов пришла буржуазия, а угнетенные крестьяне сменились рабочими.

    Капиталистическое общество является символом противоборства двух непримиримых классов: буржуазии и пролетариата.

    Наконец, пятой и финальной ступенью К. Маркс считал коммунистическую формацию.

    В этой формации нет деления на классы, все живут по принципу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

    Уничтожается частная собственность и заменяется общественной. Больше нет угнетателей и угнетаемых. Все равны.

    От формационного подхода к стадиальному подходу развития обществ

    Несомненным достоинством формационного подхода является возможность увидеть общее в развитии разных народов.

    Действительно, и Великобритания, и Франция, и Германия проходили четыре из пяти формаций.

    Формационный подход представляет историю как единый процесс в отличие от теории локальных цивилизаций. Именно поэтому формационный подход способен выявлять закономерности развития.

    Однако этот подход характеризуется рядом недостатков. Основным из них является абсолютизация экономических факторов в ущерб политическим и духовным.

    Формационный подход придает экономике исключительное значение и только с ней связывает все общественные изменения.

    Еще одним недостатком является то, что многие страны и народы не проходили все формации. Например, в Китае не было рабовладения.

    Более того, ни одна страна мира так и не достигла коммунистической формации.

    Наконец, недостаточное внимание уделяется уникальности и своеобразию народов. Формационный подход считает социокультурные различия несущественными.

    К. Маркс не раз утверждал, что и в Германии, и в Италии рабочий класс угнетают одинаково и независимо от культурных различий.

    Тем не менее формационный подход получил широкое признание и популярность в мире. В СССР формационный подход был единственно верной трактовкой закономерностей исторического развития.

    Однако наука не стояла на месте. Современные исследователи пытаются учитывать как экономические, так и иные аспекты при типологизации обществ.

    Таким образом, на современном этапе развития науки выделяют несколько черт, позволяющих отнести общество к тому или иному этапу.

    Это отношение людей к природе и способность видоизменять ее. Также выделяют отношение людей друг к другу, т.е. тип социальных связей. Наконец, немаловажным считается система ценностей и жизненных смыслов.

    Иными словами, ученые постарались учесть преимущества цивилизационного и формационного подходов при разработке стадиального подхода.

    Стадия — исторический тип общества, который отличается системой духовных ценностей, образом жизни и уровнем технологий.

    Именно уровень технологий во всех сферах общественной жизни играет одну из важнейших ролей в определении стадии развития общества.

    В следующей части урока мы подробно рассмотрим то, на какие стадии ученые предлагают разделять развитие общества.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии

    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение