Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
НАЗНАЧИТЬ

Наука: сущность и понятие

Содержание

    Наука является неотъемлемой частью духовной сферы жизни общества. Она прочно связана с такими общественными явлениями как прогресс, глобализация, деятельность и т. д. В данном уроке мы рассмотрим сущность науки, функции науки, а также в самом общем виде отметим виды наук. Мы также остановимся на социальной ответственности ученого.

    Понятие науки

    Наука представляет собой довольно обширный элемент духовной жизни общества. Как сфера деятельности человека, она проникает во многие подсистемы общества.

    Например, достижения науки используются в экономической, политической, социальной сферах. Мы уже говорили о том, как наука поменяла наш образ жизни и облик городов.

    Во-первых, наука — это система знаний. Она состоит из совокупности дисциплин, раскрывающих объективные законы действительности. Именно наука позволяет нам постичь тайны природы и ее развития.

    Во-вторых, она является академической системой. Иначе говоря, это система организаций и институтов, специализирующихся на получении объективного, общественно полезного знания.

    Например, для этих целей в государстве созданы научно-исследовательские институты, вузы, академии.

    В-третьих, наука является отраслью духовного производства. Она производит знание, объединяя творческие процедуры по их добыче.

    Например, существует целая система научных исследований и опытно-конструкторских изысканий, позволяющих добывать новые знания об окружающей мире.

    В-четвертых, наука представляет собой институт общества. Она включает в себя профессиональное сообщество ученых, которое удовлетворяет потребность общества в новом знании.

    Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

    На современном этапе наука превратилась в производящую силу общества, а значит, что массовый характер приобретает привлечение ученых в лаборатории для решения задач современного производства.

    Если в начале ХХ века количество профессиональных ученых было примерно 100 тысяч человек в мире, то уже в ХХI веке их количество выросло до 7 миллионов.

    Вдумайтесь, что около 90% всех ученых, которые когда-либо жили на Земле, являются нашими современниками. Как следствие, государства все больше внимания уделяют развитию этой отрасли духовного производства.

    Особенности

    Бесспорно, наука является уникальной категорией, которая отличает ее от остальных видов духовного производства.

    Во-первых, она отражает мир в понятиях, категориях и законах, истинность которых проверяется практически. В отличие от искусства, наука стремится постичь объективную истину.

    Во-вторых, она глубоко проникает в суть явлений, стремясь постичь то, что не лежит на поверхности, а наоборот, скрыто от непосредственных органов чувств.

    В-третьих, в отличие от других видов деятельности, результат является приращением нового знания, ибо он зачастую не известен заранее.

    Например, в учении человек стремится получить правильный ответ, решая задачу по математике. В научной деятельности результат является «открытым финалом».

    Более того, научное знание обладает преемственностью. Ее суть не только в сотрудничестве с коллегами-современниками, но и в опоре на труды предшественников.

    Например, любой научный труд всегда начинается с обзора литературы по теме, чтобы показать осведомленность исследователя о состоянии той области, в которую он хочет внести вклад.

    Наконец, важнейшей особенностью науки является то, что она принадлежит всему человечеству. Научное знание — это достояние всех людей.

    В этой связи для национальной науки критически важно быть частью международного сообщества. Наука не может существовать и развиваться в изоляции. Только открытость науки делает ее значимой для мира.

    Для современной науки характерен экспоненциальный рост научной информации. По сути, каждые 5 — 10 лет (если не быстрее) происходит удвоение объемов информации.

    Она становится ведущей силой прогресса материального производства. Именно благодаря науке люди создают современное оборудование, улучшают эффективность труда.

    При этом важно подчеркнуть, что наука ориентируется не только на технику, но еще и на человека. Это позволяет создавать лекарства, открывать способы решения психологических проблем.

    На современном этапе происходит активный процесс дифференциации наук. Это значит, что традиционные науки разделяются на новые ветви и направления.

    Например, наука биология имеет такие разделы, как анатомия, зоология, ботаника.

    Помимо дифференциации, происходит еще и интеграция наук. Иначе говоря, на стыке известных дисциплин возникают новые. Например, наука биохимия на стыке химии и биологии.

    Функции науки

    Наука играет огромную роль в современном обществе.

    Из сути предыдущих рассуждений можно выделить важнейшую функцию науки — познавательно-объяснительную. Она осуществляет познание и объясняет устройство мира, законов его развития.

    Другая ее функция — практически-деятельностная. Наука участвует в преобразующей деятельности общества.

    К примеру, с помощью научных открытий создаются новые технологии, кардинально меняющие жизнь человека: смартфоны, автомобили, ноутбуки и т. д.

    Наука выполняет также культурно-мировоззренческую функцию. Во-первых, добытые знания обогащают материальную и духовную культуру.

    Во-вторых, она совершенствует понимание окружающего мира, положения и назначения человека в нем.

    Иначе говоря, суть этой функции в том, что она помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстраивать их в целостную систему.

    Так или иначе, научные представления являются частью общего образования, культуры, позволяя человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии.

    Наука выполняет социальную функцию. Она глубже исследует жизнь и деятельность человека, позволяя совершать общественно значимые открытия.

    Тем самым наука напрямую влияет на общественную жизнь людей. Она включается в процессы социального развития и управления ими.

    Научные достижения применяются в политической сфере, например, с помощью введения электронного голосования.

    Социальная функция состоит еще и в определении путей и способов использования добытых знаний. Наиболее известная дилемма в этой связи — это способы использования атомной энергии.

    Ее можно применять в мирных целях для получения дешевой и эффективной энергии, а можно и в военных, путем создания ядерного оружия.

    Наконец, наука выполняет прогностическую функцию. Она раскрывает возможные опасные тенденции развития общества.

    Например, современные ученые дают неутешительные прогнозы по исчерпанию природных ресурсов при условии сохранения текущего уровня добычи.

    При этом она же дает рекомендации по преодолению этих опасных тенденций. Например, переход на альтернативные источники энергии, разработкой которых как раз и занимается наука.

    Итак, функции науки подчеркивают исключительную роль этого института для развития человечества.

    Классификации и этика ученого

    В школе вы изучаете множество различных наук: физика, химия, биология, математика. Однако современное научное знание стремится постичь все сферы бытия, поэтому количество наук постоянно растет.

    В зависимости от объекта изучения выделяют несколько видов наук. Точные науки изучают числа и количественные отношения (математика).

    Технические рассматривают технику и механизмы (физика). Естественные исследуют природу и явления, имеющие естественное происхождение (химия, биология, география, генетика).

    Гуманитарные науки изучают человека, его мышление и познание (психология, филология, логика). Социальные науки исследуют общество (философия, история, политология, социология).

    По направленности и отношению к практике выделяют фундаментальные и прикладные науки.

    К примеру, фундаментальные науки направлены на изучение базисных структур мира (математика, физика, химия, биология). Именно с ними в общих чертах вы и знакомитесь в школе.

    Прикладные науки направлены на применение фундаментальных исследований для решения практических задач.

    Например, агрономия основывается на базовых открытиях биологии для решения конкретных задач по выращиванию растений, необходимых для общества.

    Современное развитие наук предъявляет значительные требования к профессионалам в этой области. Научные открытия могут нести пользу обществу, а могут и покончить с его существованием.

    В этом заключается социальная ответственность ученого. Он должен понимать, к чему могут привести результаты его трудов.

    Социальная ответственность ученого — необходимость предвидеть последствия практического использования достижений науки.

    Социальная ответственность ученого включает в себя моральные нормы, на которые он опирается, а также его добросовестность.

    Ученый должен тщательно продумывать все этапы исследования, чтобы успешно завершить их. Открытые научные знания должны обладать доказательностью.

    Ученый должен всегда стремиться к истине для того, чтобы быть честным и объективным. Наконец, ученые уважительно относятся к творцам науки из прошлого, опираясь на их результаты.

    Совершенно очевидно, что современная физика не существовала бы без открытий Эйнштейна, Ньютона, Ома.

    Итак, наука является важнейшей частью духовной сферы жизни общества. В следующей части урока мы подробно рассмотрим то, каким образом добывается научное знание.

    5
    5
    1
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Следующий урок

    Научное познание
    Комментарии

    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение

    НАЗНАЧИТЬ