Личный кабинет Выйти Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание История России ОГЭ
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Научное познание

Содержание

    Научное познание является одной из разновидностей познавательной деятельности. Этот вид познания является очень сложным, потому что имеет целью постижение сути изучаемых явлений. В данном уроке мы рассмотрим теоретический уровень познания, его взаимоотношения с эмпирическим уровнем, а также основные методы научного познания.

    Особенности научного познания

    Современная наука стремится к выработке и систематизации объективных законов, на которых основана наша жизнедеятельность.

    Научное познание нацелено на получение такого знания, которое еще не было известно людям. При этом ему свойственно стремление к объективности, к изучению мира таким, каков он есть.

    Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

    Итак, два свойства научного познания мы уже отметили: объективность (независимость знания от наших интересов и пристрастий) и новизна (то, что еще не было известно людям).

    Еще одним свойством является категориальность. Это означает, что научное познание обладает развитым понятийным аппаратом. Иначе говоря, наука систематизирует знания в понятия и категории.

    Например, в физике вы оперируете такими понятиями, как масса, объем, давление, сила.

    Важным свойством научного познания является проверяемость. Один и тот же результат должен воспроизводиться в одних и тех же условиях. Например, при ста градусах всегда должна кипеть вода.

    Все научные открытия становятся таковыми только после того, как они прошли проверку.

    Научное познание исследует изучаемый предмет со стороны причин и закономерностей. Целью такого познания будет установление причинно-следственных связей между явлениями.

    Например, в политологии одним из научных вопросов является установление причинно-следственной связи между голосованием избирателей и проводимой политической партией кампанией.

    К особенностям научного познания мы отнесем также ее рациональность. В самом общем виде рациональность научного познания заключается в системности и непротиворечивости.

    Например, если одно исследование прямо противоречит другому, это значит, что в одном из них допущена ошибка.

    Более того, научное познание является универсальным. Это значит, что научные истины справедливы для всего человечества при тех условиях, при которых они добыты.

    К примеру, закон всемирного тяготения так или иначе применим ко всему земному пространству хоть в Африке, хоть в Европе.

    Наконец, научное познание использует специальные методы и способы познавательной деятельности. Причина в том, что науке необходимо постичь те стороны, которые недоступны органам чувств.

    Уровни научного познания

    Научное познание состоит из двух основных уровней: эмпирического и теоретического.

    На эмпирическом уровне происходит исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Это исследование конкретных вещей и явлений. Например, опыты на мышах.

    Эмпирический уровень заключается в непосредственном взаимодействии человека с изучаемым природным или социальным объектом.

    К примеру, социологические опросы для выявления отношения граждан к тому или иному вопросу.

    На эмпирическом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемых объектах путем наблюдения. Допустим, ученый хочет установить то, как потребление сладкого влияет на вес тела.

    Для этой цели он выбирает несколько добровольцев и наблюдает за тем, каким образом ежедневное потребление шоколада сказывается на физической форме испытуемых.

    Эмпирический уровень приводит к первичной систематизации получаемых фактических данных. В том же эксперименте с шоколадом ученый будет вести таблицу, где ежедневно будет записывать вес.

    На эмпирическом уровне возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Например, в ходе наблюдения ученый может увидеть связь между климатическими условиями и медоносностью пчел.

    Эмпирический уровень научного познания направлен на анализ научных фактов и статистических данных. Особенно это актуально для социальных наук.

    На теоретическом уровне преобладает рациональный компонент. Иначе говоря, понятия, законы, теории и другие формы мыслительных операций составляют основу этого уровня.

    Теоретический уровень не предполагает непосредственного практического взаимодействия с природными или социальными объектами. Ученый дистанцирован от них.

    Теоретический уровень раскрывает наиболее глубокие существенные стороны, связи, закономерности, присущие изучаемым объектам.

    Если на эмпирическом уровне ученый может увидеть связь между потреблением сладкого и веса тела, то на теоретическом уровне он обоснует это с помощью знаний об анатомии человека.

    После получения первичных эмпирических данных на теоретическом уровне происходит систематизация с помощью абстракций «высшего порядка» (понятия, категории, принципы, законы).

    Например, ученые могут использовать данные социологических опросов, чтобы доказать законы социальной дифференциации.

    Наконец, теоретический уровень научного познания направлен на формулирование теоретических законов, которые действуют везде и всегда.

    Формы теоретического и эмпирического познания

    Основу науки составляют точно установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними.

    Эти точные факты получили название эмпирических законов, которые являются основной формой эмпирического познания.

    Эмпирический закон — закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных.

    Из курса физики вам известны закон Ома, Шарля, Гей-Люссака. Эти законы были выведены экспериментально.

    Другой формой эмпирического уровня является научный (эмпирический) факт.

    Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

    К примеру, эмпирическим фактом является то, что извержения вулканов вызываются подъемом глубинной энергии и вещества.

    Первой формой теоретического уровня научного познания является проблема.

    Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

    В общем и целом каждое научное исследование начинается с формулирования научной проблемы. Почему люди голосуют за праворадикальные партии? Почему идет дождь?

    Следом за проблемой на теоретическом уровне возникает гипотеза. Это своего рода предполагаемый ответ на проблему, которую поставил исследователь.

    Гипотеза — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве.

    Например, физик Дирак предсказал существование антиэлектрона (позитрона) за несколько лет до того, как эта частица была обнаружена экспериментально.

    В ходе исследования гипотеза может подтвердиться, а может и быть опровергнута.

    Несомненно, высшей формой теоретического познания выступает теория.

    Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей.

    Теория призвана дать исчерпывающий ответ о закономерностях явлений и процессов. В химии известны такие теории, как теория кристаллического поля, теория молекулярных орбиталей.

    Итак, теоретический и эмпирический уровень представлен своими формами научного познания. Более того, для каждого из них характерны свои методы.

    Методы научного познания

    Мы уже отмечали, что использование определенных методов отличает научное познание от любого другого вида познания. В данном разделе мы подробно рассмотрим методы научного познания.

    Эмпирические методыТеоретические методы
    наблюдение;
    эксперимент;
    измерение;
    классификация;
    систематизация;
    описание;
    сравнение.
    единство исторического и логического;
    восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;
    формализация;
    математизация;
    идеализация*

    Формализация представляет собой способ выражения знаний через знаки искусственного языка. Например, вы используете специальные знаки по системе СИ в физике для обозначения массы, объема.

    Математизация — это внедрение математических методов и достижений математики в другие науки. Например, математический аппарат активно используется в экономике для расчетов экономических показателей.

    Однако помимо непосредственно эмпирических и теоретических методов, существуют еще и универсальные, которые активно применяются на обоих уровнях научного познания.

    Универсальный методСущность
    Анализразделение целого на части (анализ суждений, анализ темы)
    Синтезсоединение различных элементов объекта в единое целое (синтез белка)
    Дедукцияспособ рассуждения от общего к частному
    Индукцияспособ рассуждения от частного к общему
    Аналогияприем, с помощью которого на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам
    Моделированиеисследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей (модель здания)
    Абстрагированиемысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых несущественными
    Идеализациямыслительное конструирование понятий о явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (идеальный газ)

    *Обратите внимание, что такой метод как идеализация зачастую относят к теоретическому уровню из-за его опоры на мысленное конструирование понятий, которых в реальности не существует.

    Итак, научное познание использует эмпирические, теоретические и универсальные методы, чтобы постичь объективные законы реальности.

    В следующем уроке мы рассмотрим особенности познания общества.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии

    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение