0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание ОГЭ
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Разновидности культуры. Массовая культура

Содержание

    В первой части урока мы подробно рассмотрели понятие «культуры», сфокусировав внимание на его многозначности и различных подходах к пониманию. Сегодня мы рассмотрим формы и разновидности культуры, подробно проанализировав феномен массовой культуры и особенности молодежной субкультуры.

    В предыдущем уроке мы установили различия между элитарной, народной и массовой культурами. Массовая культура занимает доминирующее положение по отношению к другим формам культуры. Вот почему мы остановимся на ней немного подробнее.

    Феномен массовой культуры

    Массовая культура зародилась вместе с формированием индустриального общества. На примере возникновения массовой культуры можно проследить взаимосвязь сфер общественной жизни.

    В экономической сфере к концу XIX века в США начинается переход к массовому производству, что ведет к его стандартизации.

    Соответственно, создается множество рабочих мест и повышается платежеспособность рабочих.

    В социальной сфере происходит процесс урбанизации. Государство уделяет особое внимание повышению грамотности, потому что ему нужны работники, способные обращаться с машинным оборудованием. Отсюда вводится обязательное обучение детей.

    Духовная сфера реагирует на появление досуга у работников, увеличение их платежеспособности и необходимость отдохнуть после монотонного труда за станком.

    Следовательно, начинают появляться типовые культурные продукты: книги, немое кино, бульварные газеты.

    Итак, благодаря изменениям в экономической и социальной сферах, духовная сфера тоже вынуждена была трансформироваться.

    Все это привело к возникновению массовой культуры, ориентированной на широкого потребителя.

    Массовая культура — коммерческая форма производства и распространения духовных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.

    Итак, несколько факторов оказали влияние на возникновение массовой культуры:

    • развитие техники
    • всеобщее школьное образование
    • высокая концентрация людей в городах (урбанизация)
    • рост доходов населения
    • освобождение времени (досуг)

    Теперь давайте остановимся на положительном и отрицательном влиянии массовой культуры на духовную культуру.

    ПоложительноеОтрицательное
    Обладает простотой и доступностьюУнифицирует и стандартизирует образ жизни, а также мышление людей
    Обращается непосредственно к потребителюМожет насаждать мифы, стереотипы в сознании людей, а также навязывать предпочтения (стиль, мода, образ жизни)
    Демократична, потому что ее продукты доступны всем слоям населенияФормирует искусственные потребности с помощью рекламы
    Имеют произведения, относящиеся к «высокому искусству» (фильмы Тарковского)Потакает и использует невзыскательные вкусы «массового человека»

    Так или иначе, массовая культура является неотъемлемой частью духовной сферы жизни общества.

    Несмотря на справедливую критику ее коммерческой направленности и ориентации на массовые невзыскательные вкусы, трудно представить современное общество без массовой культуры.

    Массовая культура нужна не только для отдыха и хорошего досуга, но она еще и помогает в образовании и распространении знаний об окружающем мире.

    Разновидности культуры

    К данному моменту мы уже рассмотрели формы и виды культуры. Впрочем, на этом многообразие форм, которые может принимать культура, не заканчивается.

    Если судить об охвате общества и положении, которое занимает культура в нем, то необходимо выделить несколько разновидностей.

    Во-первых, культура, которая занимает господствующее положение в обществе и разделяется большинством его членов, называется доминирующая культура.

    Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

    По сути говоря, доминирующая культура во многих смыслах является тождественной национальной культуре. Доминирующую культуру разделяет общество, а государство ее поддерживает.

    Например, характеристиками, которые отличают доминирующую культуру в России, будут являться уважение к старшим, сохранение традиционных семейных ценностей, развитие русского языка.

    Противоположностью доминирующей культуре будет контркультура. Главной особенностью этой разновидности является ее противопоставление доминирующей культуре.

    Контркультура — разновидность культуры, которая находится в оппозиции по отношению к доминирующей культуре, будучи ее альтернативой.

    Самым ярким примером контркультуры является культура хиппи. Изначально это движение появилось в 1960-х гг. в США как критика строгих религиозных устоев.

    Расцвет хиппи пришелся на времена Вьетнамской войны, в которую США вступили в 1965 году.

    Наверняка вам известен самый знаменитый лозунг хиппи «Make love, not war». Именно он являлся символом пацифистской позиции хиппи и их противостояния доминирующей американской культуре.

    Наконец, некое среднее положение между доминирующей культурой и контркультурой занимает субкультура.

    Главной особенностью субкультуры является то, что она разделяется определенной группой людей и не стремится противостоять доминирующей культуре.

    Субкультура — разновидность культуры, которая является частью доминирующей культуры, но представляет собой систему ценностей и норм, присущих определенной социальной группе.

    Субкультура может принадлежать профессиональному сообществу (бизнес-культура), досуговым группам (субкультура игроков в «Доту»), религиозным (субкультура мормонов) или этническим группам (субкультура африканского племени), криминальным группам (воры в законе).

    Каждой из этих групп принадлежит своя система ценностей и норм, которая разделяется всеми представителями данного сообщества.

    Молодежная субкультура

    Субкультура может иметь несколько видов в зависимости от половозрастных характеристик. В таком случае выделяют женскую, детскую, молодежную субкультуры.

    Современных социологов особенно интересует изучение молодежной субкультуры.

    Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

    Пожалуй, что современное молодое поколение лучше всего самостоятельно ответит на вопрос, почему подростки вступают в молодежную субкультуру.

    Впрочем, социологи отмечают, что основные мотивы весьма разнообразны.

    Молодежная субкультура предоставляет личности возможность развлечься, а также дает необходимый психологический комфорт.

    Общение со сверстниками обладает эмоциональной насыщенностью и позволяет приобретать и совершенствовать свои способности.

    Нередко молодой человек сталкивается с непониманием родителей, потому молодежная субкультура дает ему некую защиту от окружающего мира.

    Молодежная субкультура предоставляет возможность для самоутверждения индивида, реализуя его престижные потребности.

    Молодежная субкультура может быть асоциальной. Это значит, что она стоит в стороне от социальных проблем. Например, молодежная субкультура любителей поп-музыки или фанатов определенной компьютерной игры.

    Если речь идет об ярко выраженной агрессивной молодежной субкультуре, то тогда принято говорить об антисоциальном характере.

    Антисоциальный характер носит молодежная субкультура на основе вредных привычек или склонности к нарушению законов.

    Однако существует и просоциальная молодежная субкультура. Ее отличает несомненная польза обществу, а также направленность на решение социальных проблем.

    Например, существуют молодежные волонтерские организации по защите окружающей среды.

    Остановимся на нескольких характерных чертах молодежной субкультуры, таких как:

    • выражение определенной степени оппозиции доминирующей культуре;
    • развлекательно-досуговая направленность;
    • противопоставление опыту предыдущих поколений;
    • проявление в виде образования неформальных групп;
    • формирование под влиянием экранной культуры;
    • преобладание стереотипов и группового конформизма.

    Итак, молодежная субкультура является одной из разновидностей субкультур. Большое влияния на ее формирование оказала массовая культура, которая создала возможности для создания неформальных групп.

    Более того, массовая культура создала стимулы для развития и некоторого обособления молодежной субкультуры как от доминирующей культуры, так и от субкультуры более старшего поколения.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение