0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Понятие культуры

Содержание

    Слово «культура» прочно вошло в наш обиход. Мы используем это понятие, когда говорим о человеке, подразумевая уровень его воспитанности и манер. Культурой называют целую сферу, связанную с театром, живописью, кино. В России даже существует целое Министерство культуры.

    В свою очередь, сам термин возник еще в глубокой древности. С латинского языка он буквально означает «возделывание земли».

    Затем его значение постоянно расширялось и включало в себя все новые и новые элементы. В данном уроке мы подробно остановимся на основных характеристиках культуры.

    Сущность культуры

    С этим термином мы столкнулись еще в самом начале изучения общества. По сути говоря, культура означает все, что создано руками человека.

    Иначе ее еще называют «вторая природа». В этом состоит ее определение в самом широком смысле.

    Культура — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

    Тем не менее зачастую мы используем этот термин применительно к духовной составляющей. Строго говоря, духовный компонент культуры находит свое отражение в определении этого термина в узком смысле.

    Культура (узкий смысл) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

    Интересный факт. В западной культуре этот термин означает «возделывание земли». Однако в восточной культуре он переводится как «поклонение солнцу».

    Здесь мы видим, что и материальная, и духовная составляющие находятся уже в самих истоках значения этого слова.

    Противоположностью культуры является антикультура. Как правило, к ней относится деструктивное отношение человека к обществу.

    В сущности, антикультура проявляется в демонстративном нарушении социальных норм, обращении к низменным проявлениям жизни человека.

    Антикультура — совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре.

    Культура играет значительную роль в жизни общества благодаря тому, что выполняет важнейшие функции.

    Во-первых, информационная функция осуществляет обмен и передачу знаний, ценностей и опыта предшествующих поколений. Например, на уроках культурологии вы знакомитесь с живописью.

    Во-вторых, познавательная функция формирует целостное представление о народе, эпохе. На истории вы изучали культуру Древней Руси, культуру Средневековой Европы.

    Оценочная функция осуществляет разделение ценностей, обогащение традиций.

    В-третьих, коммуникативная функция сохраняет и передает культурные ценности. Особенно эта функция важна для духовного обогащения личности через общение.

    Безусловно, важнейшей является регулятивная функция, которая формирует систему норм и требований ко всем членам общества (нормы морали, права).

    В свою очередь, культура выполняет функцию социализации. Она обеспечивает усвоение индивидом системы знаний, ценностей и норм, а также стимулирует нормативное поведение индивида и его самосовершенствование.

    Основные виды

    Говоря о деятельности человека, мы особенно отмечали, что она бывает материальной и духовной. Именно эта деятельность и приводит к созданию материальной и духовной культуры, которые являются основными видами культуры.

    Материальная культура связана с производством и освоением предметов материального мира. Она включает в себя материальные средства труда, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт людей.

    Материальная культура основана на репродуктивной деятельности. Этот вид культуры воспроизводит и создает ценности, которые выражены в объективно-предметной форме. Иными словами, их можно увидеть, пощупать и потрогать.

    Материальная культура призвана удовлетворять первичные потребности человека. Например, к материальной культуре мы отнесем все предметы материального мира, которые можно увидеть (стол, стул, ноутбук, ручка, микрочипы).

    Так или иначе, эти предметы помогают нам удовлетворять наши потребности в достойном уровне существования.

    Духовная культура включает в себя духовные ценности, а также творческую деятельность по их созданию, освоению и применению. В разновидности духовной культуры можно включить науку, искусство, религию, мораль, право.

    Духовная культура основана на творческом виде деятельности и выражается в субъективной форме. Это значит, что духовную культуру невозможно потрогать, пощупать как предмет.

    Духовная культура призвана особенно удовлетворять вторичные потребности человека. Например, поход в музей может помочь человеку нравственно совершенствоваться и самореализовываться.

    Духовная и материальная культуры тесно взаимосвязаны между собой. Сложно представить себе существование одного без другого.

    Музей является зданием. Это значит, что он имеет отношение к материальной культуре. Но вот представленные в нем экспонаты — это духовная культура.

    Например, взаимосвязь духовной и материальной культуры демонстрирует пример книги. Сама по себе книга как предмет (бумага, переплет, краски) является материальной культурой.

    Однако сам ее текст, который написал автор, есть результат творческой деятельности.

    Классификации культуры

    О широте понимания культуры в современном обществе говорит наличие большого количества критериев, по которым выделяют различные типы культуры.

    В сущности, наше понимание культуры зависит от множества факторов.

    Прежде всего, классификация культуры зависит от хозяйственного уклада. Здесь можно говорить о культуре охотников, собирателей или об индустриальной культуре.

    Ключевым критерием разделения является тип хозяйствования в обществе.

    Говоря о типах общества, мы узнали, что каждому из них соответствует свой тип культуры. Таким образом, существует культура традиционного, индустриального или постиндустриального общества.

    В зависимости от сферы общественной жизни можно выделить экономическую, политическую, художественную, экологическую культуры.

    Например, к экологической культуре мы отнесем разумное потребление и бережное отношение к природе.

    По способу организации различают дописьменную, письменную и экранную культуры. Дописьменная включает в себя наскальную живопись, мифы, сказки.

    К письменной культуре относят любые тексты, включая книги. Экранная культура — это кино, компьютеры, телевидение.

    Особенно широко рассматривают культуру в зависимости от территориальной принадлежности. Вкратце эти различия мы уяснили, когда сравнивали восточную и западную цивилизации.

    К территориальным типам относят латиноамериканскую или средиземноморскую культуры.

    Более того, схожий критерий регионально-этнических особенностей позволяет в рамках больших территориальных культур выделить более уникальные.

    Например, французская и итальянская культуры относятся к западной культуре, но каждая из них имеет свои этнические особенности.

    В зависимости от связи с территорией принято говорить о различиях между городской и сельской культурами.

    В городах и селах люди ведут различный образ жизни, потому между ними есть существенная разница. Те, кто бывал в деревне летом у бабушки, могут без друга найти различия.

    Бесспорно, культура может отличаться в зависимости от связи с религией. В отличие от религиозной культуры, светская не подчинена религиозным правилам.

    К светской культуре относят живопись, кино, музыку, литературу, если они не связаны напрямую с религией.

    Например, роман Льва Толстого «Война и мир» — это предмет светской культуры. А вот иконы Андрея Рублева — это религиозная культура.

    Основные формы культуры

    Культура может являться профессией человека. Он может быть профессиональным художником, композитором, вокалистом, а также заниматься наукой или философией.

    В этом случае мы говорим, что существует специализированная культура, в отличие от обыденной.

    Особенно важно подчеркнуть различия между формами культуры, которые зависят от уровня мастерства и вида аудитории. Рассмотрим вкратце ее основные формы.

    НароднаяМассоваяЭлитарная
    создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовкине выражает изысканных вкусов, понятна широким слоям населениясоздается профессиональными творцами для узкого круга людей, которые имеют специальную подготовку
    фольклор (частушки, загадки)цирк, кино, СМИ, реклама, Интернетбалет, классическая музыка, живопись
    носит любительский характеробладает невысокой культурной ценностью, но способна удовлетворить сиюминутные запросы людейсложна для понимания, «искусство ради искусства»
    в ней отражается менталитет народаставит главной целью получение коммерческой выгодыне ставит коммерческую выгоду главной целью, однако стремится к самовыражению создателя
    расcчитана на широкую аудиторию (меломаны, театралы)массовая аудитория, средний потребительрассчитана на узкую аудиторию (высокообразованная часть общества)

    Здесь необходимо внести некоторые уточнения. Например, давайте рассмотрим театр.

    Если постановка выполняется театральным студенческим кружком, да еще и по былинам о трех богатырях, то мы будем говорить об этом как о примере народной культуры.

    Если постановка выполняется профессиональной группой актеров по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль», то это пример элитарной культуры.

    А если речь идет о постановке по современному роману, допустим, А. Глуховского, то это будет примером массовой культуры.

    Так или иначе, все формы культуры взаимосвязаны между собой. Однако каждая из них имеет свои проблемы.

    Так, народная культура может столкнуться с забвением в современном мире, потому ей необходима помощь государства.

    Элитарная культура сталкивается с необходимостью расшифровки, потому может столкнуться с отторжением массового зрителя.

    Наконец, массовая культура может являться инструментом пропаганды и не способствовать нравственному развитию личности.

    Итак, культура является многозначным понятием, которая включает в себя различные виды и формы. В следующей части мы подробно остановимся на феномене массовой культуры.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение